Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2009 n 15АП-8903/2009 по делу n А53-10270/2009 По делу о признании незаконным решения таможенного органа об отказе возвратить денежные средства, уплаченные при ввозе товара, и обязании возвратить излишне уплаченные таможенные платежи.Суд первой инстанции Арбитражный суд Ростовской области

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 октября 2009 г. N 15АП-8903/2009
Дело N А53-10270/2009
Резолютивная часть постановления объявлена 07 октября 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 октября 2009 г.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Смотровой Н.Н.
судей С.И. Золотухиной, Т.И. Ткаченко
при ведении протокола судебного заседания судьей Смотровой Н.Н.
при участии:
от таможни: главного государственного таможенного инспектора Колбасина А.А. (доверенность от 17.05.09 г. N 02-32/794, сроком на 2 года, удостоверение N 184332 до 19.03.14 г.);
от общества и третьего лица: Зариповой Л.Б. (доверенность от 25.12.08 г., сроком до 31.12.09 г.; доверенность N 09-58 от 16.02.09 г., сроком до 31.12.09 г.);
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Ростовской таможни
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 21 августа 2009 г. по делу N А53-10270/2009
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Волга-Нева"
к заинтересованному лицу Ростовской таможне
при участии третьего лица открытого акционерного общества "Судоходная компания "Волжское пароходство"
о признании незаконным решения N 02-20/01954 от 06.02.09 г. об отказе пересмотреть в порядке ведомственного контроля решение Азовского таможенного поста,
принятое в составе судьи Колесник И.В.
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Волга-Нева" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Ростовской таможне (далее - таможня) о признании незаконным решение таможни от 11.06.08 г. N 20-35/8324 об отказе возвратить денежные средства, уплаченные при ввозе т/х "Яков Воробьев" и обязании возвратить излишне уплаченные таможенные платежи за оформление т/х "Яков Воробьев" по ГТД N 10313010/050208/0000081 в сумме 2361584,96.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено открытое акционерное общество "Судоходная компания "Волжское пароходство".
Решением суда от 21.08.09 г. заявленные обществом требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован тем, что общество доказало несоответствие оспариваемого решения таможни действующему законодательству и нарушение этими действиями его прав и имущественных интересов. Таможня не доказала обстоятельства, послужившие основанием для осуществления оспариваемых действий.
Не согласившись с принятым судебным актом, таможня подала в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции по делу отменить. Жалоба мотивирована тем, что до принятия таможней решения о выпуске товара и предоставлении льгот в отношении этого товара декларант не освобожден от обязанности по уплате таможенных платежей. Поскольку в настоящем случае, льгот при таможенном оформлении заявлено не было, то рассмотрение после выпуска товаров является незаконным, а, следовательно, отказ обществу в возврате уплаченных платежей является правомерным.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность.
Третье лицо отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с гл. 34 АПК РФ.
Представитель таможни в судебном заседании поддержал изложенные в апелляционной жалобе доводы, настаивал на отмене решения суда первой инстанции.
Представитель общества и третьего лица возражала против отмены решения суда первой инстанции, сославшись на доводы, приведенные в отзыве на апелляционную жалобу.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, оценив доводы апелляционной жалобы, изучив отзыв на апелляционную жалобу, выслушав представителей таможни, общества и третьего лица, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что решение арбитражного суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ООО "В.Ф. Загранперевозки", являясь собственником теплохода "Яков Воробьев" (Свидетельство о праве собственности на судно МФ-II N 005411) в соответствии с договором аренды N 02-03-11/1420 от 01.10.03 г., заключенным с ОАО "Судоходная компания "Волжское пароходство" передало последнему судно в аренду. В свою очередь ОАО "Судоходная компания "Волжское пароходство" в целях обеспечения технического менеджмента судов заключило соответствующее соглашение N 2006-03/28-06/162 от 01.01.06 с обществом.
В период с 26.09.07 по 02.02.08 теплоход "Яков Воробьев" эксплуатировался за пределами таможенной территории РФ под таможенным режимом временного вывоза (как транспортное средство), заявленного и оформленного в соответствии с положениями ТК РФ.
Помещение судна под таможенный режим временного вывоза подтверждается генеральной декларацией на отход теплохода.
При нахождении судна в режиме временного вывоза транспортного средства, т/х "Яков Воробьев" в соответствии с условиями договора N 2007-120 от 28.09.07 г., заключенного с компанией "RTS River Trans Service Shiffahrtsgesellshaft GmbH" подверглось операциям по ремонту и техническому обслуживанию. Работы выполнены в объеме исполнительной ведомости.
Ремонт производился с целью восстановления состояния судна до уровня требований Российского морского регистра судоходства, предъявляемых к судам в эксплуатации.
02.02.08 г. теплоход "Яков Воробьев" прибыл в порт Азов.
В этот же день в соответствии с положениями Распоряжения Государственного таможенного комитета РФ N 699-р от 25.12.03 г. "О порядке таможенного оформления транспортных средств, ввозимых на таможенную территорию РФ или вывозимых с таможенной территории РФ" капитан теплохода подал декларацию о транспортном средстве и генеральную декларацию на приход, в которых указал, что во время нахождения под режимом временного вывоза за пределами таможенной территории Российской Федерации в период с 09.10.07 по 17.12.07 судно подверглось ремонтным работам. К генеральной декларации прилагались документы с перечнем проведенных видов ремонтных работ, позволяющих сделать вывод о характере ремонта.
До 05.02.08 сотрудниками таможенного поста "порт Азов" выпуск теплохода "Яков Воробьев" не оформлялся, что подтверждается стандартным заявлением о факте, согласно которому прибыв в порт со 02.02.08 по 03.02.08 теплоход ждал разрешения на вход, 03.02.08 получил разрешение на вход, но это был выходной день - воскресенье. 04.02.08 таможенный орган не оформлял судно как транспортное средство, прибывшее после временного вывоза, предложив подать декларацию как на товар.
Во избежание простоя теплохода общество было вынуждено в соответствии с п. 2 ст. 328 ТК РФ произвести уплату всех необходимых таможенных платежей в сумме 2361584,96 руб. и оформить ГТД N 10313010/050208/0000081.
ООО "С.В.Т.С.-Брокер-Юг" на основании заранее заключенного с обществом договора на оказание возмездных услуг от 14.08.06 была подана ГТД на бланке N 36821943, которой был присвоен справочный номер 10313010/050208/0000081.
05.05.09 г. общество подало в таможню заявление N 01-05/6, которое содержало просьбу на основании статей 156, 355, 356 ТК РФ изменить таможенный режим переработки вне таможенной территории, примененный в отношении ремонтов теплохода "Яков Воробьев" по ГТД N 10313010/050208/0000081 на основании п. 2 ст. 276 ТК РФ, на режим завершения временного вывоза транспортного средства в соответствии с п. 1 ст. 276 ТК РФ и вернуть излишне уплаченные денежные средства по причине безосновательного выпуска судна только на основании Генеральной декларации от 02.02.08
Заявления об изменении режима и возврате излишне уплаченных денежных средств были мотивированы тем, что ремонтные операции, осуществленные на теплоходе "Яков Воробьев" для обеспечения их сохранности и эксплуатации и проведенные без внесения новых качеств и характеристик с момента помещения судна под таможенный режим временного вывоза, относятся к абзацу 1 п. 1 ст. 276 ТК РФ.
По результатам рассмотрения указанных заявлений таможня 11.06.08 вынесла решение N 20-35/8324, признав правомерным помещение теплохода "Яков Воробьев" под процедуру переработки вне таможенной территории согласно п. 2 ст. 276 ТК РФ с уплатой ввозной пошлины, НДС и сборов за таможенное оформление и, соответственно, отказав возвратить таможенные платежи, уплаченные по ГТД N 10313010/050208/0000081.
Не согласившись с вышеуказанным решением общество обратилось в арбитражный суд.
Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что решение таможни от 11.06.08 г. N 20-35/8324 является незаконным ввиду следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 280 ТК РФ морские (речные) суда, временно вывозимые с таможенной территории РФ в целях, связанных с торговым мореплаванием, перемещаются через таможенную границу по правилам, которые установлены гл. 22 ТК РФ, за исключением транспортных средств, перемещаемых физическими лицами для личных, семейных, домашних и иных, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, нужд.
В соответствии с п. 1 и 2 ст. 279 ТК РФ таможенное оформление транспортных средств производится в упрощенном порядке в месте их прибытия на таможенную территорию РФ или месте убытия с этой территории. При таможенном оформлении транспортных средств таможенный орган принимает в качестве соответственно въездной или выездной декларации стандартные документы перевозчика, предусмотренные международными договорами РФ в области транспорта.
В соответствии с п. 1 ст. 276 ТК РФ в случае, если временно вывезенное транспортное средство подвергалось за пределами таможенной территории РФ операциям по ремонту, необходимым для обеспечения его сохранности и эксплуатации, а также поддержания его в состоянии, в котором оно находилось на день помещения под таможенный режим временного вывоза, то при обратном ввозе такого транспортного средства на таможенную территорию оно подлежит полному освобождению от уплаты таможенных платежей и налогов. Как следует из п. 3 ст. 279 ТК РФ, в указанном случае таможенное оформление транспортного средства при обратном ввозе на таможенную территорию РФ осуществляется с использованием въездной декларации.
Согласно п. 2 ст. 276 ТК РФ в случае, если транспортное средство, в отношении которого за пределами таможенной территории РФ производились операции по ремонту и (или) другие операции, не подлежащие полному освобождению от уплаты таможенных пошлин и налогов в соответствии с п. 1 названной статьи, в отношении указанного транспортного средства применяется частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов применительно к порядку, предусмотренному ст. 207 ТК РФ в отношении взимания таможенных пошлин, налогов при ввозе продуктов переработки в соответствии с таможенным режимом переработки вне таможенной территории.
Согласно ГОСТу 18322-78 "Система технического обслуживания и ремонта техники" ремонт - это комплекс операций по восстановлению исправности или работоспособности изделий и восстановлении ресурсов изделия или их составных частей.
В соответствии с ГОСТом 24166-80 "Система технического обслуживания и ремонта техники" ремонт - это комплекс операций по восстановлению исправного или работоспособного состояния судна на определенный интервал времени Межрейсовый ремонт - ремонт судна, выполняемый между рейсами (походами) для поддержания исправного или работоспособного состояния его отдельных элементов.
ГОСТ 27.002-89 "Надежность в технике" определяет термин "исправное состоянии" как состояние объекта, при котором он соответствует всем требованиям нормативно-технической и (или) конструкторской (проектной) документации, "работоспособное состояние" - состояние объекта, при котором значения всех параметров, характеризующих способность выполнять заданные функции, соответствуют требованиям нормативно-технической и (или) конструкторской (проектной) документации. Также в данном ГОСТе даны определения терминов "неисправное состояние" и "неработоспособное состояние". Неисправное состояние - это состояние объекта, при котором он не соответствует хотя бы одному из требований нормативно-технической и (или) конструкторской (проектной) документации. Неработоспособное состояние - это состояние объекта, при котором значения хотя бы одного параметра, характеризующего способность выполнять заданные функции, не соответствует требованиям нормативно-технической и (или) конструкторской (проектной) документации.
Как следует из анализа определений, данных в ГОСТе 24166-80, все работы по ремонту и техническому обслуживанию имеют своей целью обеспечение сохранности и эксплуатации судна. При этом, под эксплуатацией следует понимать эксплуатацию судна, которая отвечает требованиям нормативно-технической и (или) конструкторской (проектной) документации.
Техническое состояние морских гражданских судов регулируется требованиями принятых Российской Федерацией Международных конвенций, таких как Международная конвенция по охране человеческой жизни на море 1974 г. (Конвенция СОЛАС-74/88), Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов 1973 г. (МАРПОЛ-73/78/90), Международная конвенция о грузовой марке 1966 г., Международной конвенцией по управлению безопасностью; многочисленными Резолюциями Международной Морской Организации (специализированное подразделение ООН); Правилами Российского морского регистра судоходства, а также многочисленными отраслевыми нормативными документами.
Указанные нормативные документы предусматривают систему периодических (ежегодных) проверок (освидетельствований) Российским морским регистром судоходства (далее РМРС) технического состояния каждого судна, его механизмов, систем, устройств, оборудования, снабжения и прочего с целью удостоверения того, что данное судно находится в годном состоянии и пригодно для того вида эксплуатации, для которого оно предназначено. Данный факт удостоверяется выдачей, подтверждением или возобновлением соответствующих свидетельств, наличие которых является обязательным условием предоставления судну права плавания в соответствии с Кодексом торгового мореплавания РФ. Периодичность освидетельствований определяется международными конвенциями, Правилами классификационных освидетельствований судов, Руководством по техническому надзору за судами в эксплуатации.
Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2009 n 15АП-8888/2009 по делу n А53-13521/2009 По делу о взыскании задолженности по выплате страхового возмещения и процентов за пользование чужими денежными средствами.Суд первой инстанции Арбитражный суд Ростовской области  »
Читайте также