Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2009 по делу n А32-13239/2008. Отменить решение полностью и принять новый с/а

ПЯТНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

Газетный пер., 34/70/75 лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: [email protected], Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности и обоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону                                                         дело № А32-13239/2008

24 августа 2009 г.                                                                               15АП-3787/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 03 августа 2009 года.

Полный текст постановления изготовлен 24 августа 2009 г..

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Галова В.В.,

судей Ломидзе О.Г., Тимченко О.Х.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Козьменко О.Г.,

при участии:

от ответчика: директор Терновский Виктор Александрович, представитель Кизилов Максим Гениевич – доверенность от 18.07.2008, представитель Казаринова С.А. – ордер от 22.07.2009,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Плёс»

на решение Арбитражного суда Краснодарского края

от 23 марта 2009 года по делу № А32-13239/2008,

принятое судьей Шевченко А.Е.,

по иску Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Краснодарскому краю

к ответчику обществу с ограниченной ответственностью «Плёс»

при участии третьих лиц: Управления Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю,

Администрация муниципального образования город Горячий Ключ,

Саратовского военного лесничества Северо-Кавказского военного округа,

Министерство обороны Российской Федерации,

открытое акционерное общество «Российские железные дороги»,

о признании недействительным зарегистрированного права собственности и сносе самовольной постройки,

УСТАНОВИЛ:

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Плес» (далее – Общество) о признании недействительным зарегистрированного права собственности в отношении следующих объектов, расположенных по адресу: Краснодарский край, г. Горячий Ключ, автодорога Москва – Новороссийск км 1386 + 400 м справа (на расстоянии 175 м от полотна дороги):

на незавершенное строительством здание – операторная, лит. Д площадью застройки 13,1 кв.м.;

незавершенное строительством здание – насосная технологическая, лит. Г20, площадь застройки 84,5 кв.м.;

незавершенный строительством склад, лит. В, площадь застройки 44,8 кв.м.;

незавершенный строительством административно-бытовой корпус, лит. Б, площадь застройки 47,2 кв.м.;

незавершенный строительством нежилое здание – контрольно-пропускной пункт нефтебазы, лит. А, площадь застройки 14,0 кв.м.;

а также об обязании Общества в десятидневный срок со дня вступления в законную силу решения суда по настоящему делу снести за свой счет следующие объекты недвижимого имущества

незавершенное строительством здание – операторная, лит. Д площадью застройки 13,1 кв.м.;

незавершенное строительством здание – насосная технологическая, лит. Г20, площадь застройки 84,5 кв.м.;

незавершенный строительством склад, лит. В, площадь застройки 44,8 кв.м.;

незавершенный строительством административно-бытовой корпус, лит. Б, площадь застройки 47,2 кв.м.;

незавершенное строительством нежилое здание – контрольно-пропускной пункт нефтебазы, лит. А, площадь застройки 14,0 кв.м. (с учетом уточнений первоначально заявленных требований, произведенных в порядке ст. 49 АПК РФ (т. 2 л.д. 38-41)).

Исковые требования мотивированы тем, что решением Арбитражного суда Краснодарского края по делу № А32-24436/2006 установлено, что в 1993 году земельный участок был изъят у военной части и переведен в иную категорию земель неуполномоченным лицом. Поскольку земельный участок Обществу для строительства в установленном порядке не предоставлялся, то возведенные на указанном земельном участке объекты являются самовольными постройками и подлежат сносу Обществом.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю (далее – Росрегистрация), Администрация муниципального образования город Горячий Ключ (далее - Администрация), Саратовское военное лесничество Северо-Кавказского военного округа (далее - Лесхоз), Министерство обороны Российской Федерации, открытое акционерное общество «Российские железные дороги».

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 23 марта 2009 года исковые требования удовлетворены по доводам искового заявления.

Не согласившись с вынесенным судебным актом, общество с ограниченной ответственностью «Плес» обжаловало его в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ, и просило решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении исковых требований отказать. В апелляционной жалобе изложены следующие доводы:

- признание ничтожным договора аренды не может служить основанием для прекращения зарегистрированного права собственности на объекты недвижимости, расположенные на земельном участке. Строения на арендованном земельном участке возведены до возникновения арендных отношений;

- не доказано наличие права федеральной собственности на земельный участок под объектами недвижимости, поскольку земельный участок формировался из нескольких земельных участок, в отношении которых межевание не проводилось, первоначальные земельные участки были переданы муниципальному образованию Горячеключевской район;

- суд нарушил нормы арбитражного процесса, не отложив судебное заседание по ходатайству ответчика и таким образом не предоставив ответчику представить возражения относительно уточненных исковых требований;

- суд необоснованно завысил размер государственной пошлины, взыскав 11 000 рублей.

В отзывах на апелляционную жалобу Росимущество и ОАО «РЖД» просят решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В судебном заседании представители Общества изложили доводы апелляционной жалобы; иные лица, участвующие в деле, явку представителя не обеспечили; дело рассмотрено в соответствии с положениями ч. 3 ст. 156 АПК РФ.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей ответчика, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Краснодарского края от 26.02.2007 по делу № А32-24436/2006 признан ничтожным договор аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения от 17.05.1999 № 127, заключенный между Администрацией г. Горячий ключ и Обществом (т. 1 л.д. 13-18). Данное решение в апелляционном и кассационном порядке не проверялось и вступило в законную силу.

В решении арбитражного суда от 26.02.2007 в частности указано, что в силу п. 10 ст. 1 Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» спорный земельный участок является федеральной собственностью.

При рассмотрении настоящего дела суд первой инстанции принял указанный правовой вывод в качестве преюдициального и не обратил внимание на те фактические обстоятельства, на основании которых был сделан данный вывод.

Вместе с тем, в решении от 26.02.2007 также указано следующее. При исследовании уровня собственности земельного участка, явившегося предметом оспариваемого договора аренды, судом установлено, что данный земельный участок входил в состав земель в/ч 55485, что следует из постановления главы администрации г. Горячий Ключ Краснодарского края от 24.04.1993г. № 1912 «О предоставлении товариществу «СЕЛЬХОЗТЭРСЕРВИС» земельных участков для размещения нефтебазы с подъездными путями», которым изъяты с согласия землепользователей земельные участки общей площадью 2,6 га, в том числе: из земель в/ч 55485 - 2,0 га (лес 1,4 га, пастбища 0,6 га) в кв.232, литер II, в кв. 239 литера 10, 24 Саратовского лесничества; из земель Краснодарского отделения СКЖД - 0,60 га (прочие).

Следовательно, лишь часть земельного участка была изъята из земель военной части 55485 (2 га), другая часть площадью 0,6 га (6 000 кв.м.) была изъята из земель Краснодарского отделения СКЖД. Соответственно на нее не распространяется вывод суда о наличии права федеральной собственности на основании п. 10 ст. 1 Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне».

При таких обстоятельствах довод Общества о необходимости исследования, на какой части земельного участка расположены здания, является правомерным.

При этом суд апелляционной инстанции учитывает также следующие обстоятельства.

Порядок предоставления земельных участков из земель обороны регулировался приказом Министра обороны СССР от 22 февраля 1977 г. N 75 «О введении в действие Положения о квартирно-эксплуатационной службе и квартирном довольствии Советской Армии и Военно-Морского Флота» (далее – Положение о КЭЧ).

Согласно п. 110 - 112 Положения о КЭЧ, КЭУ (КЭО) военных округов и соответствующие главные и центральные управления Министерства обороны СССР обобщают сведения о наличии неиспользуемых земель, подлежащих возврату в народное хозяйство, и представляют эти сведения в КЭУ Министерства обороны СССР; перечни земельных участков, подлежащих возврату в народное хозяйство, КЭУ Министерства обороны СССР согласовываются с главными штабами видов Вооруженных Сил СССР, начальниками управлений Генерального штаба Вооруженных Сил СССР и представляются на утверждение заместителю Министра обороны СССР по строительству и расквартированию войск; ходатайства о возврате земель в народное хозяйство возбуждаются после получения соответствующего разрешения применительно к порядку оформления ходатайств об отводе земель, определенному ст.90 настоящего Положения.

Дальнейшее оформление передачи земель в народное хозяйство осуществляется в порядке, устанавливаемом Советами Министров союзных республик (п. 111 Положения о КЭЧ).

Как следует из копии письма от 12.05.1991 № 33/9/1342, подписанного начальником КЭУ СКВО, Горячеключевской городской Совет народных депутатов обратился в КЭУ СКВО с ходатайством об изъятии из земель обороны земельного участка площадью 2 га для размещения нефтебазы АПО «Горячеключевское» (т. 1 л.д. 60).

01 августа 1991 г. Штаб СКВО согласовал размещение и строительство нефтебазы АПО «Горячеключевское» (т. 1 л.д. 61).

По ходатайству Командующего войсками округа Заместитель Главнокомандующего Вооруженными Силами СНГ по строительству и расквартированию войск директивой от 10.02.1992 г. № 147/13/6085 разрешил передать в народное хозяйство земельный участок площадью 2 га под строительство нефтебазы (т. 1 л.д. 62, 100).

В связи с чем 15.02.1994 года земельный участок с описанием его границ согласно прилагаемой схеме был передан Администрации г. Горячий Ключ под строительство нефтебазы (т. 1 л.д. 64, 101-102).

В соответствии со ст. 5 ЗК РСФСР отнесение земель к указанным в статье 4 данного Кодекса категориям и перевод их из одной категории в другую производятся в связи с изменением целевого назначения земель и в случаях, предусмотренных законодательством РСФСР, местными Советами народных депутатов в соответствии с их компетенцией при изъятии и предоставлении земель.

В силу п. 2 ст. 23 ЗК РСФСР городские Советы народных депутатов изымают на основании статьи 39 указанного Кодекса, предоставляют в пожизненное наследуемое владение, бессрочное (постоянное) и временное пользование, передают в собственность и аренду земельные участки в пределах городской черты, а также из других земель, переданных в их ведение решением районного Совета народных депутатов, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1 и 4 указанной статьи статьи.

Согласно п. 2 указа Президента РФ от 24.12.1993 N 2287 «О приведении земельного законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации» указанные полномочия были переданы соответствующим местным администрациям.

Кроме того, согласно п. 1 ст. 71 Закона РФ от 06.07.1991 N 1550-1 «О местном самоуправлении в Российской Федерации» городская администрация, в частности, предоставляла в установленном порядке на основании генерального плана города и проектов планировки и застройки в пожизненное наследуемое владение, бессрочное (постоянное) и временное пользование, передавала в собственность и сдавала в аренду, изымала земельные участки в пределах городской черты, а также из других земель, переданных в ведение города, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

Следовательно, администрация города Горячий Ключ была компетентным органом принять решение о переводе земельного участка из земель обороны в иную категорию земель при наличии согласия лиц, указанных в п. 110 - 112 Положения о КЭЧ. Поскольку соответствующее одобрение изъятия земельного участка было получено, то администрация г. Горячий Ключ правомерно изменила категорию земель с земель обороны и предоставила товариществу с ограниченной ответственностью «Сельхозтэрсервис» сформированный земельный участок площадью 2,6 га для размещения нефтебазы с подъездными путями на праве постоянного (бессрочного) пользования (государственный акт КК-1 № 409000336 - т. 1 л.д. 69-70).

21 января 1999 года по акту передачи имущества взыскателю (т. 1 л.д. 68) земельный участок общей площадью 2,6 га и объекты на нем были переданы судебным приставом-исполнителем ЗАО «Торговый дом Союза Казаков». А в последующем данный земельный участок был передан в пользование Обществу.

17 мая 1999 года между Обществом (ООО «Плес») и Администрацией заключен договор аренды земельного участка общей площадь 2,6 га для строительства и дальнейшей эксплуатации хранилища ГСМ (т. 1 л.д. 124-127). Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 26.02.2007 по делу № А32-24436/2006 указанный договор аренды признан ничтожным.

Вместе с тем, Общество в соответствии с положениями земельного законодательства обратилось в Администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка площадью 2,6 га для строительства нефтебазы. Поскольку акт выбора земельного участка был согласован со всеми компетентными органами и организациями, распоряжением Главы города

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2009 по делу n А32-23797/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также