Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2009 по делу n А53-22503/2008. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ПЯТНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

Газетный пер., 34/70/75 лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: [email protected], Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности и обоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону                                                            дело № А53-22503/2008

07 сентября 2009 г.                                                                             15АП-5535/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 01 сентября 2009 года.

Полный текст постановления изготовлен 07 сентября 2009 г.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Ткаченко Т.И.,

судей Ивановой Н.Н., Колесова Ю.И.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Хорошайло Е.А.,

при участии:

от заявителя: представителя по доверенности от 30.12.2008 г. № 484 Шавлач В.Н., паспорт 6005 № 080446, выдан ОВД Азовского района Ростовской области 24.09.2004 г.;

от заинтересованного лица: представителя по доверенности от 24.08.2009 г. № 159 Алексенко И.В., удостоверение № 4983 от 01.06.2009 г.; представителя по доверенности от 16.06.2009 г. № 103 Зиновьева О.Г., удостоверение № 4921 от 20.05.2009 г.;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального предприятия "Азовводоканал"

на решение Арбитражного суда Ростовской области от 08.06.2009 г. по делу № А53-22503/2008-С4-4

по заявлению муниципального предприятия "Азовводоканал"

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области

о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

принятое судьей Сурмаляном Г.А.,

УСТАНОВИЛ:

муниципальное предприятие «Азовводоканал» (далее – предприятие) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании незаконным постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - УФАС по РО) от 13.10.2008 г. № 287 о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решением Арбитражного суда Ростовской области от 08.06.2009 г. в удовлетворении заявления отказано. Судебный акт мотивирован тем, что неправомерность действий заявителя установлена вступившими в законную силу судебными актами по делу № А53-16799/2008, процессуальных нарушений при производстве по делу административным органом не допущено, назначенный административный штраф рассчитан административным органом правильно, исходя из представленных предприятием отчетов формы № 22-ЖКХ за 2007 год, а именно строка 05 (общая сумма доходов от реализации услуг всем потребителям) за минусом доходов, полученных от реализации услуг населению (строка 07).

Не согласившись с принятым судебным актом, МП «Азовводоканал» обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, сославшись на то, что судом не были учтены смягчающие ответственность обстоятельства дела, а именно то, что несмотря на факт прекращения подачи воды водоснабжение осуществлялось, что подтверждается показаниями водомера на момент прекращения водоснабжения и на момент открытия водопроводного ввода. Кроме того, общество полагает, что совершенное им противоправное деяние является малозначительным. Также общество указывает на то, что размер штрафа за совершенное правонарушение должен исчисляться от суммы дохода, полученного предприятием за услуги по водоснабжению за 2007 год от ОАО «АЗСМ», а не от услуг по водоснабжению всех организаций.

В отзыве на апелляционную жалобу МП «Азовводоканал» антимонопольный орган не согласился с её доводами, указав на то, что основания для признания правонарушения малозначительным отсутствуют, поскольку действиями общества нарушены интересы конкретного субъекта. Ростовское УФАС полагает, что ним правильно рассчитан размер штрафа исходя из суммы дохода, полученного от реализации услуг на рынке по производству и реализации питьевой и технической воды в географических границах города Азова – то есть на товарном рынке, на котором заявитель занимает доминирующее положение.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 АПК РФ.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы, пояснив, что предприятие продолжало водоснабжение ОАО «АЗСМ», что свидетельствует о малозначительности правонарушения. Размер штрафа, по мнению представителя заявителя, исчислен неправильно, поскольку доходы от реализации услуг организациям определяются путем вычитания из суммы доходов по основному виду деятельности – водоснабжению (строка 06) доходов, полученных от реализации услуг населению (строка 07). Сведения, указанные в строке 05 не могут быть применены, поскольку данная строка кроме суммы доходов от основной деятельности содержит сведения о доходах от прочих видов деятельности.

При этом представитель пояснил, что документально подтвердить сумму выручки от оказания услуг по водоснабжению не представляется возможным. Также представитель полагал, что поскольку правонарушение совершено только в отношении ОАО «АЗСМ», штраф должен исчисляться от сумы доходов, полученных от реализации услуг именно данному юридическому лицу.

Представитель заинтересованного лица в судебном заседании не согласился с доводами заявителя по основаниям, изложенным в отзыве.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, выслушав в судебном заседании пояснения представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Как правильно установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, между муниципальным предприятием «Азовводоканал» и открытым акционерным обществом «Азовский завод стройматериалов» (далее - ОАО «АЗСМ») заключен договор на отпуск питьевой воды и прием сточных вод от 01.01.2006 г. № 49 (далее - договор), в соответствии с которым водоснабжающая организация обязалась производить отпуск питьевой воды абоненту по водопроводным вводам из водопровода МП «Азовводоканал», а также производить прием сточных вод по канализационным выпускам в канализацию МП «Азовводоканал».

В соответствии с пунктом 3.1.3 договора МП «Азовводоканал» обязуется принимать сточные воды, соответствующие нормативным требованиям, в систему канализации МП «Азовводоканал» от абонента в размере согласованного лимита.

Пунктом 3.1.5 договора предусмотрена обязанность МП «Азовводоканал» своевременно ликвидировать аварии на сетях, эксплуатируемых МП «Азовводоканал», в порядки и сроки, утвержденные органами местного самоуправления.

Согласно пункту 6.4 договора, абонент несет ответственность за сохранность и эксплуатацию сетей, сооружений и устройств, целостности пломб на средствах измерений и задвижке на обводной линии, находящихся в его хозяйственном ведении или на его территории. МП «Азовводоканал» не несет ответственности за ущерб, вызванный подтоплением помещений вследствие аварии на сетях, сооружениях и устройствах, находящихся в хозяйственном ведении абонента.

Пунктом 8.2 договора предусмотрено право МП «Азовводоканал» прекратить или ограничить отпуск питьевой воды и прием сточных вод до истечения срока действия договора в случаях:

- за неоднократное нарушение сроков оплаты по договору;

- за недопуск представителя МП «Азовводоканал» при наличии у него служебного удостоверения для обследования водомерного узла;

- по основаниям, предусмотренным пунктами 81, 82, 83 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 г. № 167.

Пунктами 81-83 указанных Правил установлены основания и порядок прекращения и ограничения отпуска питьевой воды и (или) приема сточных вод.

Согласно пункту 81 Правил организация водопроводно-канализационного хозяйства может прекратить или ограничить отпуск питьевой воды и (или) прием сточных вод без предварительного уведомления абонентов в следующих случаях:

- прекращение энергоснабжения объектов организации водопроводно-канализационного хозяйства;

- возникновение аварии в результате стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций;

- необходимость увеличения подачи питьевой воды к местам возникновения пожаров.

Согласно акту разграничения балансовой принадлежности водопроводных сетей и эксплуатационной ответственной сторон на балансе МП «Азовводоканал» находится водопровод по ул. Кунникова от колодца № 2 до колодца № 40. На балансе ОАО «АЗСМ» находится водопровод от колодца № 2 и внутренний водопровод. МП «Азоводоканал» эксплуатирует водопровод от колодца № 40 до колодца № 2 включительно. ОАО «АЗСМ» эксплуатирует водопровод от колодца № 2 и внутренние сети. Аварийная ситуация возникла на участке сетей ОАО «Азоврыба», не находящемся в хозяйственном ведении или на территории ОАО «АЗСМ».

В данном акте указано, что канализационная насосная станция находится в нерабочем состоянии, насосное оборудование затоплено стоками, электротехническое оборудование демонтировано, металлоконструкции срезаны, электропитание отключено.

Для запуска КНС в работу необходима реконструкция КНС и напорных коллекторов.

Невозможность для ОАО «АЗСМ» сбрасывать сточные воды в канализацию МП «Азовводоканал» вызвана аварией, произошедшей на сетях КНС, которые не находятся на балансах ОАО «АЗСМ» и МП «Азовводоканал».

В связи с выходом из строя КНС ОАО «АЗСМ» стало использовать выгребные ямы, что предусмотрено паспортом водного хозяйства. Вывоз жидких отходов из выгребных ям ОАО «АЗСМ» производится специализированным предприятием – МУП г. Азова «Управляющая организация – Домоуправление № 2».

13.09.07 МП «Азовводоканал» произвело обследование водомерного узла ОАО «АЗСМ», в ходе которого обнаружено нарушение проекта по сбросу сточных вод.

Выявленное нарушение зафиксировано в акте б/н от 13.09.07.

Абоненту предложено в трехдневный срок представить в МП «Азовводоканал» разрешение на устройство водонепроницаемого выгреба. Выдача разрешений на использование водонепроницаемых выгребов не входит в компетенцию службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Таганрогской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка совместно со специалистами службы по надзору в сфере природопользования. По итогам данной проверки установлено, что накопители сточных вод признаны прошедшими гидравлические испытания, утечка воды из накопителей отсутствует, оснований для принятия мер прокурорского реагирования не установлено.

05.07.1996 г. МП «Азовводоканал» с долей более 65% включено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35% (производство и реализация питьевой и технической воды, пропуск сточных вод в г. Азове).

В связи с выявленными нарушениями 13.09.07 МП «Азовводоканал» в одностороннем порядке отключил промышленные объекты ОАО «АЗСМ» от центрального водоснабжения, подачи питьевой воды.

Считая действия МП «Азовводоканал» незаконными, ущемляющими его права и законные интересы, полагая, что предприятие злоупотребляет доминирующим положением на рынке по производству и реализации питьевой и технической воды в г. Азове Ростовской области, ОАО «АЗСМ» обратилось с жалобой в УФАС по РО.

20.06.08 по результатам рассмотрения этого дела о нарушении антимонопольного законодательства УФАС принято решение № 721, которым действия МП «Азовводоканал», выразившиеся в прекращении водоснабжения ОАО «АЗСМ» без правовых оснований, признаны нарушающими требования части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ).

20.06.08 УФАС по РО на основании этого решения выдало МП «Азовводоканал» предписание № 140 об устранении нарушения части 1 статьи 10 Закона № 135-ФЗ и возобновлении в срок до 01.08.08 подачи воды ОАО «АЗСМ».

В связи с выявленными нарушениями 26.09.2008 г. и.о. заместителя начальника отдела контроля за соблюдением антимонопольного законодательства УФАС по РО в отношении предприятия составлен протокол об административном правонарушении № 287 по статье 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Данный протокол составлен в отсутствие законного представителя предприятия, надлежащим образом извещенного о времени и месте его составления, что не оспаривается предприятием, подтверждается имеющимися в материалах дела уведомлением на имя директора предприятия, в котором указано время и место составления протокола об административном правонарушении, разъяснены права и обязанности, предусмотренные административным законодательством, а также почтовыми уведомлениями о получении данного извещения.

Рассмотрев указанный протокол об административном правонарушении и материалы дела об административном правонарушении № 287, 13.10.2008 г. руководителем УФАС по РО вынесено постановление о назначении административного наказания, которым предприятие признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 256660 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, предприятие обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с настоящим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленного требования суд первой инстанции правомерно и обоснованно исходил из следующего.

Муниципальное предприятие «Азовводоканал» занимает доминирующее положение на рынке производства и реализации питьевой воды и приема сточных вод в г. Азове Ростовской области, что не оспаривается по существу заявителем.

Статьей 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, в виде наложения административного штрафа на должностных

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2009 по делу n А53-6723/2009. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также