Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.09.2009 n 15АП-8257/2009 по делу n А53-4301/2009 По делу о взыскании суммы переплаты за предоставленные услуги в связи с неправильным применением тарифов, суммы неосновательно оплаченных услуг по транспортировке газа.Суд первой инстанции Арбитражный суд Ростовской области

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 сентября 2009 г. N 15АП-8257/2009
Дело N А53-4301/2009
Резолютивная часть постановления объявлена 22 сентября 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 сентября 2009 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Величко М.Г.
судей Барановой Ю.И., Корневой Н.И.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Картыш С.С.
при участии:
от истца: представитель Топоров Д.А. по доверенности от 03.03.2009 г.
от ответчика ООО "Ростовская региональная компания по реализации газа": представитель Ничипорук Л.П. по доверенности от 26.08.2009 г., представитель Корж А.М. по доверенности от 11.01.2009 г.
ответчика ОАО "Ростовоблгаз": представитель Подплетенная Е.И. по доверенности от 11.01.2009 г.
от третьего лица: не явился, извещен, уведомления N 37841, N 37842
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
товарищества собственников жилья "Каменный цветок N 1"
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 28 июля 2009 г. по делу N А53-4301/2009
по иску товарищества собственников жилья "Каменный цветок N 1"
к ответчикам - обществу с ограниченной ответственностью "Ростовская региональная компания по реализации газа", открытому акционерному обществу "Ростовоблгаз"
при участии третьего лица Шеравнера Вадима Моисеевича
о взыскании переплаты за услуги по поставке и транспортировке газа,
принятое в составе судьи Лукьянцевой И.А.,
установил:
товарищество собственников жилья "Каменный цветок N 1" обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Ростоврегионгаз" и открытому акционерному обществу "Ростовоблгаз" о взыскании задолженности, возникшей в результате переплаты за предоставленные услуги: с ООО "Ростоврегионгаз" 51847,76 руб. - суммы переплаты в связи с неправильным применением тарифов, с ОАО "Ростовоблгаз" 129357,78 руб. - суммы неосновательно оплаченных услуг по транспортировке газа.
Истец в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил исковые требования, просил суд взыскать с ООО "Ростоврегионгаз" 43655,81 руб. - сумму переплаты (перерасчета) в связи с неправильным применением тарифов, с ОАО "Ростовоблгаз" - 108919,25 руб. неосновательно оплаченных услуг по транспортировке газа. Уточнения приняты судом.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Шеравнер В.М.
Решением от 28.07.2009 г. в удовлетворении иска отказано. Мотивируя принятое решение, суд первой инстанции указал, что поставка, равно как и транспортировка газа, не в жилое помещение граждан, а в котельную для приготовления горячей воды и производства тепловой энергии, не является коммунальной услугой по газоснабжению, следовательно, при оплате исполнителем топлива для производства тепла и горячей воды в случае, если в качестве топлива используется природный газ, используемый индивидуальными автономными котельными, должны применяться оптовые регулируемые цены на газ, плата на снабженческо-сбытовые услуги и тарифы на услуги по транспортировке газа.
Не согласившись с принятым судебным актом, ТСЖ "Каменный цветок N 1" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить принятое судом первой инстанции решение, ссылаясь на неправильное истолкование судом закона, подлежащего применению. Заявитель жалобы указывает, что Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в руководящих разъяснениях, данных в Постановлении N 57 от 05.10.2007 г. указал, что при заключении договоров ТСЖ действует не как хозяйствующий субъект с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов членов ТСЖ, в связи с чем, обязательства ТСЖ не могут быть большими, чем в случае заключения с ресурсоснабжающими организациями прямых договоров с жильцами - членами ТСЖ, поэтому при реализации услуг по регулируемым ценам (тарифам) ТСЖ оплачивает такие услуги, предназначенные жильцам, по тарифам, утвержденным для населения, а не для юридических лиц.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представители ООО "Ростоврегионгаз" не согласились с доводами апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в письменном отзыве, считают решение суда законным и обоснованным.
Представитель ОАО "Ростовоблгаз" не согласился с доводами апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в письменном отзыве, считает решение суда законным и обоснованным.
Третье лицо, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного разбирательства, явку представителя не обеспечило.
В связи с изложенным, третье лицо считается извещенным надлежащим образом, апелляционная жалоба рассматривается в его отсутствие в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, выслушав пояснения представителей сторон, суд апелляционной инстанции считает апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между ООО "Ростоврегионгаз" и ТСЖ "Каменный цветок N 1" были заключены договоры поставки газа: на 2007 год - N 43-3-08132/07 от 19.09.2007 г., на 2008.г. - N 43-3-08132/07 от 23.10.2007 г., пролонгированный дополнительным соглашением N 1/9 от 31.12.2008 г. до 31.12.2009 г.
В соответствии с указанными договорами истец приобретал природный газ, используемый арендуемой придомовой котельной для производства тепловой энергии для обогрева и горячего водоснабжения многоквартирного жилого дома ТСЖ "Каменный цветок N 1", расположенного по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Еременко, 56/7.
Пунктами 5.1 договоров поставки газа, пунктом 2.3 дополнительного соглашения N 1/09 от 31.12.2008 г. определялось, что исполнение договоров оплачивается покупателем поставщику по цене, складывающейся из регулируемой оптовой цены на газ и платы за снабженческо-сбытовые услуги, которые определяются и применяются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Оптовые цены на газ и плата за снабженческо-сбытовые услуги, действующие на момент заключения договора, были установлены пунктами 2.3 договоров поставки, при этом предусматривалось, что в случае изменения Федеральной службой по тарифам Российской Федерации оптовой цены и платы за снабженческо-сбытовые услуги производится перерасчет.
Аналогичные условия оплаты тарифа за транспортировку газа устанавливались пунктами 5.1 договоров на транспортировку газа N 3403-08132/07 от 19.09.2007 г., N 3403-08132/08 от 25.03.2008 г., N 3403-08132/09 от 11.01.2009 г.
Транспортировку газа до котельной истца осуществляло ОАО "Ростовоблгаз" в лице агента ОАО "Ростовгоргаз" по договорам на транспортировку газа N 3403-08132/07 от 19.09.2007 г., N 3403-08132/08 от 25.03.2008 г., N 3403-08132/09 от 11.01.2009 г.
Согласно пункту 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 31.03.1999 г. N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации осуществляет полномочия в области газоснабжения, в том числе определяет ценовую политику, устанавливает принципы формирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке по газотранспортным и газораспределительным сетям.
Порядок формирования цены на газ установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 г. N 1021 "О государственном регулировании цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации". Указанным Постановлением утверждены "Основные положения формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации" (далее - Основные положения), в соответствии с п. 2 которых под регулируемым видом деятельности понимается вид деятельности, при выполнении которого расчеты за поставляемый газ осуществляются исходя из цен и тарифов, регулируемых государством. Под розничной ценой понимается цена на газ, реализуемый населению для удовлетворения личных потребностей.
В соответствии с пунктом 10 Основных положений регулирование розничных цен на газ, реализуемый населению, размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям поставщиками газа, а также тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям осуществляется в соответствии с Методическими указаниями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов) по согласованию с Министерством экономического развития и торговли РФ.
Во исполнение п. 10 Основных положений Федеральная служба по тарифам Российской Федерации приказом от 23.11.2004 г. N 194-э/12 "Об утверждении методических указаний по регулированию розничных цен на газ, реализуемый населению" утвердила "Методические указания по регулированию розничных цен на газ, реализуемый населению", пунктами 3, 4 которых установлено, что розничные цены, устанавливаемые в соответствии с Методическими указаниями, применяются на объемы газа, реализуемые населению, а также жилищно-строительным кооперативам, товариществам собственников жилья и другим подобным организациям (далее - население) для потребления с использованием местных бытовых приборов, за исключением объемов газа, используемых для центрального отопления, включая потребление газа крышными и иными котельными, и на коммерческие цели.
Федеральной службой по тарифам Российской Федерации приказом от 17.09.2008 г. N 172-э/4 утверждены Методические указания по регулированию тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, в соответствии с которыми в группу "население" включаются физические лица, использующие газа в качестве топлива для личных нужд, а также жилищно-эксплуатационные организации, организации, управляющие многоквартирными домами, жилищно-строительные кооперативы и товарищества собственников жилья. При этом объемы потребления указанными конечными потребителями принимаются за вычетом объемов газа, используемых для централизованного отопления, включая потребление газа крышными и иными котельными, арендаторами нежилых помещений, а также для коммерческих целей, которые учитываются при проведении дифференциации размера платы за снабженческо-сбытовые услуги для прочих групп конечных потребителей.
Аналогичные принципы регулирования заложены Федеральной службой по тарифам Российской Федерации в Методические указания по регулированию тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, утвержденные Приказом Федеральной службой по тарифам Российской Федерации от 17.09.2008 г. N 173-э/5.
Из вышеизложенного следует, что розничные цены на газ, реализуемый населению, не применяются к объемам газа, используемым такими юридическими лицами, как товарищества собственников жилья, для централизованного отопления.
Федеральная служба по тарифам Российской Федерации информационным письмом N НБ-7906/9 от 30.12.2008 г. указала, что тариф на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, установленный для группы "население", не может применяться к тем объемам газа, которые потреблены для централизованного отопления, включая потребление газа крышными и иными котельными; к этим объемам применяются соответствующие тарифы, установленные для других групп потребителей.
Судом первой инстанции установлено, что оттранспортированный ОАО "Ростовоблгаз" в лице агента ОАО "Ростовгоргаз" на котельную истца природный газ используется гражданами - членами ТСЖ "Каменный цветок N 1" не в качестве топлива для личных нужд, а только в качестве топлива для выработки тепловой энергии для централизованного отопления и горячего водоснабжения жилого многоквартирного дома.
Согласно пункту 3 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307 (далее - Правила), юридические лица независимо от организационно-правовой формы, приобретающие коммунальные ресурсы, производящие и предоставляющие коммунальные услуги и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителям (гражданам) предоставляются коммунальные услуги, являются исполнителями коммунальных услуг.
Исполнителями могут быть управляющие организации, ТСЖ, ЖСК, иной специализированный потребительский кооператив.
В соответствии с пунктом 3 раздела 1 Правил, коммунальная услуга - это деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжении, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях.
Пунктом 6 Правил N 307 установлено, что коммунальная услуга газоснабжения - это круглосуточное снабжение потребителя газом надлежащего качества, подаваемым в необходимых объемах по присоединительной сети в жилое помещение.
Следовательно, поставка газа не в жилое помещение граждан, а в котельную, для приготовления горячей воды и производства тепловой энергии для отопления многоквартирного дома не может рассматриваться как предоставление коммунальной услуги по газоснабжению.
Приобретая природный газ не для личного потребления членами товарищества (жильцами дома), а для производства тепловой энергии и предоставления жильцам дома услуг по теплоснабжению (отопление, горячее водоснабжение), ТСЖ "Каменный цветок N 1" выступает в качестве исполнителя коммунальных услуг по горячему водоснабжению и отоплению.
В соответствии с п. 18 Правил N 307 производство тепловой энергии для отопления многоквартирного дома с использованием автономной системы отопления, входящей в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (при отсутствии централизованного отопления), размер платы за отопление рассчитывается исходя из показаний приборов учета и соответствующих тарифов на топливо, используемое для производства
Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.09.2009 n 15АП-8117/2009 по делу n А53-23495/2008 По делу о признании недействительным постановления должностного лица о резервировании земель для муниципальных нужд с целью строительства автодороги и объектов инженерной и транспортной инфраструктуры.Суд первой инстанции Арбитражный суд Ростовской области  »
Читайте также