Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.09.2009 по делу n А53-10183/2009. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

ПЯТНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

Газетный пер., 34/70/75 лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: [email protected], Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности и обоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону                                                            дело № А53-10183/2009

21 сентября 2009 г.                                                                           15АП-7727/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 15 сентября 2009 года.

Полный текст постановления изготовлен 21 сентября 2009 г.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Ткаченко Т.И.,

судей Золотухиной С.И., Смотровой Н.Н.,

при ведении протокола судебного заседания судьей Ткаченко Т.И.,

при участии:

от заявителя: представителя по доверенности от 15.05.2009 г. № 1 Лигай И.В., представителя по доверенности от 06.07.2009 г. Склярова И.В., паспорт 6003 № 069990, выдан ОВД г. Азова Ростовской области 03.10.2002 г.;

от заинтересованного лица: представителя по доверенности от 19.01.2008 г. № 23 Солянко С.А., удостоверение № 4021 от 20.05.2009 г.;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области

на решение Арбитражного суда Ростовской области от 10.07.2009 г. по делу № А53-10183/2009

по заявлению открытого акционерного общества "Азовский хлеб"

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области

о признании незаконными решения и предписания,

принятое судьей Кондратенко Т.И.,

УСТАНОВИЛ:

открытое акционерное общество «Азовский хлеб» обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании незаконными решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 20.04.09 по делу № 25 и предписания УФАС по РО № 101 от 20.04.09.

Решением Арбитражного суда Ростовской области от 10.07.2009 г. заявленные требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован тем, что антимонопольным органом не представлено доказательств, свидетельствующих о доминирующем положении ОАО «Азовский хлеб» на рынке реализации хлеба пшеничного первого сорта на территории Ростовской области.

Не согласившись с принятым судебным актом, УФАС по РО обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и отказать в удовлетворении заявленных требований, сославшись на то, что критерием определения субъекта как лица, занимающего доминирующего положение являются не территориальные границы его деятельности, а сфера его деятельности на определенном товарном рынке. Заявитель жалобы полагает, что судом не учтено положение абзаца 3 пункта 13 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 г. № 30, согласно которому установление доминирующего положения хозяйствующего субъекта производится с учетом его доли на рынке определенного товара. При этом доля признается, если не доказано иное, равной указанной в реестре хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более чем 35 %.

ОАО «Азовский хлеб» представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором заявитель не согласился с доводами заинтересованного лица, указав на то, что в соответствии с абзацем 3 пункта 4 Постановления Правительства РФ от 19.12.2007 г. № 896 включение в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов (далее - реестр), сведений о хозяйствующем субъекте независимо от места его государственной регистрации осуществляется по решению территориального органа Федеральной антимонопольной службы - если хозяйствующий субъект имеет долю в размере более чем 35 процентов на соответствующем товарном рынке одного или нескольких субъектов Российской Федерации (территория, на которой осуществляет свою деятельность территориальный орган Федеральной антимонопольной службы) или занимает доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, пояснив, что общество включено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более чем 35 % на территории г. Азова и Азовского района Ростовской области с долей более 65 %. Также представитель пояснил, что установленная заявителем цена на хлеб пшеничный первого сорта является монопольно высокой ценой. Кроме того, представитель полагает, что хлеб заявителем реализуется также и за пределами г. Азова и Азовского района.

Представитель заявителя в судебном заседании возражал против доводов антимонопольного органа по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, пояснив, что в целях установления доминирующего положения общества во внимание должен быть принят оптовый рынок реализации хлеба на территории Ростовской области.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, выслушав в судебном заседании пояснения представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Как видно из материалов дела, решением от 20.04.09 по делу № 25 УФАС по РО признало ОАО «Азовский хлеб» нарушившим п. 1 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.06 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части установления монопольно высокой цены на хлеб пшеничный первого сорта и выдало ОАО «Азовский хлеб» предписание № 101 от 20.04.09 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

Свое решение УФАС по РО мотивировало тем, что ОАО «Азовский хлеб», включенное приказом от 25.12.96 № 5-Р в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более чем 35 % по товару хлебобулочные изделия в географических границах г. Азова и Азовского района Ростовской области с долей более 65 %, в августе – декабре 2008 г. поддерживало оптовую отпускную цену на хлеб пшеничный первого сорта в размере 19,45 руб. за 1 кг, что превышает оптовую цену на хлеб других субъектов указанного товарного рынка (ОАО «Хлеб» (г. Новочеркасск), ОАО «Ростовский хлебозавод №1», ООО «Хлебушко» (г. Волгодонск).

ОАО «Азовский хлеб» не согласилось с выводами УФАС по РО и обратилось с настоящим заявлением в Арбитражный суд Ростовской области.

Удовлетворяя заявленные требования общества суд первой инстанции пришел к выводу, что антимонопольным органом не представлено доказательств доминирующего положения заявителя.

Суд апелляционной инстанции считает данный вывод правомерным и соответствующим фактическим обстоятельствам дела по следующим основаниям.

Как следует из оспариваемых решения и предписания антимонопольного органа обществу вменяется нарушение пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон «О защите конкуренции»), а именно: установление монопольно высокой цены на хлеб пшеничный первого сорта.

Согласно названной правовой норме запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе, установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (в ред. от 08.11.2008, действовавшей на момент принятия оспариваемого решения) монопольно высокой ценой товара (за исключением финансовой услуги) является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если:

1) эта цена превышает цену, которую в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по количеству продаваемого за определенный период товара, составу покупателей или продавцов товара (определяемому исходя из целей приобретения или продажи товара) и условиям доступа (далее - сопоставимый товарный рынок), устанавливают хозяйствующие субъекты, не входящие с покупателями или продавцами товара в одну группу лиц и не занимающие доминирующего положения на сопоставимом товарном рынке;

2) эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли.

Цена товара не признается монопольно высокой, если она не соответствует хотя бы одному из указанных в части 1 настоящей статьи критериев. Не признается монопольно высокой цена товара, установленная субъектом естественной монополии в пределах тарифа на такой товар, определенного органом регулирования естественной монополии.

Таким образом, в силу изложенных правовых норм определение заявителя как лица, занимающего доминирующее положение, имеет квалифицирующее значение для признания общества нарушившим положение пункта 1 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции».

Согласно частям 1-4 статьи 5 Закона «О защите конкуренции» (в ред. от 08.11.2008) доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации):

1) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим;

2) доля которого на рынке определенного товара составляет менее чем пятьдесят процентов, если доминирующее положение такого хозяйствующего субъекта установлено антимонопольным органом исходя из неизменной или подверженной малозначительным изменениям доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке, относительного размера долей на этом товарном рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот товарный рынок новых конкурентов либо исходя из иных критериев, характеризующих товарный рынок.

Не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации), доля которого на рынке определенного товара не превышает тридцать пять процентов, за исключением указанных в частях 3 и 6 настоящей статьи случаев.

Доминирующим признается положение каждого хозяйствующего субъекта из нескольких хозяйствующих субъектов (за исключением финансовой организации), применительно к которому выполняются в совокупности следующие условия:

1) совокупная доля не более чем трех хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, превышает пятьдесят процентов, или совокупная доля не более чем пяти хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, превышает семьдесят процентов (настоящее положение не применяется, если доля хотя бы одного из указанных хозяйствующих субъектов менее чем восемь процентов);

2) в течение длительного периода (в течение не менее чем одного года или, если такой срок составляет менее чем один год, в течение срока существования соответствующего товарного рынка) относительные размеры долей хозяйствующих субъектов неизменны или подвержены малозначительным изменениям, а также доступ на соответствующий товарный рынок новых конкурентов затруднен;

3) реализуемый или приобретаемый хозяйствующими субъектами товар не может быть заменен другим товаром при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях), рост цены товара не обусловливает соответствующее такому росту снижение спроса на этот товар, информация о цене, об условиях реализации или приобретения этого товара на соответствующем товарном рынке доступна неопределенному кругу лиц.

Хозяйствующий субъект вправе представлять в антимонопольный орган или в суд доказательства того, что положение этого хозяйствующего субъекта на товарном рынке не может быть признано доминирующим.

Постановлением Правительства РФ от 19.12.2007 г. № 896 утверждены Правила формирования и ведения реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов (далее – Правила).

Согласно пункту 4 указанных Правил включение в реестр сведений о хозяйствующем субъекте независимо от места его государственной регистрации осуществляется:

-        по решению Федеральной антимонопольной службы - если хозяйствующий субъект имеет долю в размере более чем 35 процентов на соответствующем товарном рынке Российской Федерации в целом (при этом под товарным рынком Российской Федерации в целом понимается товарный рынок, географические границы которого выходят за пределы территории, где осуществляет свою деятельность соответствующий территориальный орган Федеральной антимонопольной службы) или занимает доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов;

-        по решению территориального органа Федеральной антимонопольной службы - если хозяйствующий субъект имеет долю в размере более чем 35 процентов на соответствующем товарном рынке одного или нескольких субъектов Российской Федерации (территория, на которой осуществляет

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.09.2009 по делу n А32-3337/2009. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также