Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2009 по делу n А32-24451/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

А32-24451/2008

ПЯТНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

Газетный пер., 34/70/75 лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: [email protected], Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности и обоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Донудело № А32-24451/2008

24 сентября 2009 г.15АП-7821/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 21 сентября 2009 года.

Полный текст постановления изготовлен 24 сентября 2009 г.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Шимбаревой Н.В.

судей Андреевой Е.В., Винокур И.Г.

при ведении протокола судебного заседания Шимбаревой Н.В.

при участии:

от ФГУ «Военный дом отдыха «Бетта» СКВО МО РФ: не явился;

от ИФНС России по г. Геленджику Краснодарского края:  Смелик Т.Н. по доверенности от 10.03.2009 г.;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ФГУ «Военный дом отдыха «Бетта» СКВО МО РФ

на решение Арбитражного суда Краснодарского краяот 18 марта 2009 г. по делу № А32-24451/2008  

по заявлению ФГУ «Военный дом отдыха «Бетта» СКВО МО РФ

к заинтересованному лицу ИФНС России по г. Геленджику Краснодарского края

о признании недействительным решения

принятое в составе судьи  Ивановой Н.В.

УСТАНОВИЛ:

Федеральное государственное учреждение «Военный дом отдыха «Бетта» Северо-Кавказского военного округа (далее –учреждение, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Геленджику Краснодарского края (далее –инспекция) о признании недействительным решения № 66 от 30.09.2008 г. в части взыскания штрафа за неуплату (неполную уплату) налога на прибыль в размере 581 209, 20 рублей и взыскания недоимки по налогу на прибыль в размере 4 662 466 рублей.

Решением суда от 18 марта 2009 г. в удовлетворении заявленных требований  отказано.

Решение мотивировано тем, что расходы бюджетного учреждения, соответствующие критериям установленным ст. 252 НК РФ, могут учитываться при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в случае, если их покрытие не предусмотрено за счет средств бюджетного финансирования. Таким образом, расходы на покрытие разрыва в бюджетной смете не уменьшают налогооблагаемый доход, а, следовательно, расходы на оплату труда и начислений на ее,  содержание  и  эксплуатация  основных  средств,  амортизация  и  т.д.  за счет бюджетного финансирования, прямым методом отражаются на расходы бюджетного финансирования.

ФГУ «Военный дом отдыха «Бетта» СКВО обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл.  34 АПК РФ, и просило решение полностью отменить, требования удовлетворить.

Податель жалобы полагает, что суд не применил нормы налогового законодательства, позволяющие бюджетному учреждению расходы на оплату труда и начислений на нее, содержание и эксплуатация основных средств, амортизацию и т.д. распределять пропорционально доле соответствующего дохода в суммарном объеме всех доходов налогоплательщика. Согласно статье 313 НК РФ система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно, поэтому каждая некоммерческая организация вправе разработать собственную методику ведения раздельного учета. Согласно части 1 ст.272 НК РФ расходы налогоплательщика, которые не могут быть непосредственно отнесены на затраты по конкретному виду деятельности (коммерческая или некоммерческая), распределяются пропорционально доле соответствующего дохода в суммарном объеме всех доходов налогоплательщика. Суд не принял во внимание то обстоятельство, что труд административно-управленческого персонала заявителя, содержащегося за счет бюджетных средств, направлен и на извлечение доходов от предпринимательской деятельности.

В отзыве на апелляционную жалобу инспекция просила решение оставить без изменения, апелляционную жалобу –без удовлетворения.

ФГУ «Военный дом отдыха «Бетта» СКВО МО РФ о рассмотрении дела извещено надлежащим образом, в судебное заседание представитель не явился, ФГУ «Военный дом отдыха «Бетта» СКВО МО РФ ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствие представителя, ходатайство судом удовлетворено. Дело рассмотрено в порядке ст.156 АПК РФ.

Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, 20.08.2008 г. ИФНС России по г. Геленджику проведена выездная налоговая проверка Федерального государственного учреждения «Военный дом отдыха «Бетта» Северо-Кавказского военного округа по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и сборов: НДС, ЕНВД для отдельных видов деятельности (за период с 01.01.2005 г. по 31.12.2008 г.), налог на прибыль, транспортного налога, местных налогов и сборов, земельного налога, ЕСН, соблюдения кассовой дисциплины, налога на имущество, налог на доходы физических лиц, местных налогов за период с 01.01.2005 г. по 31.12.2007 г.

Инспекцией ФНС России по Геленджику Краснодарского края по результатам выездной налоговой проверки составлен Акт №53 от 20.08.2008 г.  и вынесено решение № 66 от 30.09.2008 г. о привлечении ФГУ «Военный дом отдыха «Бетта» СКВО МО РФ к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ, за неполную уплату налога прибыль организаций в виде взыскания штрафа в сумме 581 209,20 руб. Решением начислен налог на прибыль организаций за 2005-2007 г.г. в сумме 4 662 466 руб. и пени за несвоевременную уплату указанного налога в сумме 443 060,71 руб.

Решение инспекции мотивировано тем, что  в указанный период доход от коммерческой и иной, приносящей доход деятельности, был налогоплательщиком занижен, в частности:

- в нарушение п. 1 ст. 39 части 1, п. 1 ст. 321.1 части 2 НК РФ налогоплательщиком не отражены доходы, полученные от коммерческой деятельности по льготным путевкам. Налогоплательщик получил денежные средства на оплату части стоимости путевки не из бюджетных средств, а от представителей льготных категорий граждан, поэтому полученные суммы, в соответствии с п. 1 ст. 321.1 НК РФ, должны облагаться налогом на прибыль, так как эти доплаты не соответствуют признакам целевых поступлений и средств целевого финансирования;

- в нарушение п.1 ст. 39 части 1, п.2 ст. 251 части 2 НК РФ налогоплательщиком не отражены доходы, полученные от оплаты коммунальных услуг. На балансе КЭЧ г. Новороссийска находятся три пятиэтажных дома, расположенные в близи ВДО «Бетта». Средства, поступающие от жильцов в оплату коммунальных услуг, целевыми поступлениями не являются. Поэтому, плата за коммунальные услуги является выручкой от реализации работ, услуг и соответственно учитывается при определении базы по налогу на прибыль. При этом, расходы по содержанию домов, отражались налогоплательщиком на расходных счетах;

- в нарушение ст. 346.26 главы 26.3 Налогового кодекса РФ предприятием неправомерно в общий доход от коммерческой деятельности включена сумма дохода, облагаемая ЕНВД, в том числе, оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров;  услуги сауны;  прокат спортинвентаря;  автостоянка;

- в нарушение пп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ, налогоплательщиком неправомерно отражено на расходы штрафы и пени   по ЕСН и налогу на доходы физических лиц;

- в нарушение   пп. 14 п. 1 ст. 265 НК РФ, налогоплательщиком не правомерно отражено на расходы сумма не доначисленной амортизации по основным средствам;

- в нарушение пп.4 п. 2 ст. 256 НК РФ, налогоплательщиком не правомерно завышены расходы при благоустройстве территории;

- в нарушение п. 3, 4 ст. 321.1 НК РФ, налогоплательщиком завышены расходы по коммунальным услугам, услугам связи, ремонту основных средств, и расходы по материальным запасам;

- учреждение необоснованно уменьшило налогооблагаемую прибыль на затраты пропорционально доле средств, полученных от коммерческой деятельности в общем объеме финансирования бюджетного учреждения, как в отношении расходов, прямо поименованных в п. 3 ст. 321.1 НК РФ, так в отношении иных расходов (оплата труда и начислений на нее, содержание и эксплуатация основных средств, амортизация и т.д.).

ФГУ «Военный дом отдыха «Бетта» СКВО МО РФ  в своих возражениях указало, что не согласно с выводами акта проверки, в том аспекте, что при расчете налога на прибыль за 2005-2007 года, необоснованно была уменьшена налогооблагаемая прибыль, полученная от коммерческой деятельности в общем объеме финансирования бюджетного учреждения на оплату труда и начислений на нее, содержание и эксплуатацию основных средств, амортизацию и т.д.

ФГУ «Военный дом отдыха «Бетта» СКВО МО РФ   указало, что налоговые органы необоснованно считают, что вышеперечисленные расходы, в отличие от обозначенных в ст.321.1 НК РФ, при исчислении налога на прибыль бюджетным учреждением не должны относиться на расходы, уменьшающие доходы, полученные от предпринимательской деятельности. Тогда как, Военный дом отдыха «Бетта» осуществляет свою уставную деятельность за счет бюджетных средств, а при их недостаточности - за счет источников, полученных в результате коммерческой деятельности и оставшихся после уплаты налога на прибыль.

ФГУ «Военный дом отдыха «Бетта» СКВО МО РФ  считает, что специальную оговорку ст. 321.1 НК РФ, сделанную в отношении пропорционального распределения трех видов расходов, следует рассматривать лишь как исключение из общего правила, которое позволяет не прослеживать причинно-следственную связь с извлечением коммерческого дохода, но не как закрытый перечень расходов, подлежащих пропорциональному распределению. Поэтому, в отношении иных общехозяйственных расходов, расходов на оплату труда и начислений на нее, причинная связь подлежит установлению в соответствии с требованиями НК РФ. А в том случае, если расходы приходятся одновременно и на коммерческую и на некоммерческую деятельность бюджетного учреждения и не могут быть обособлены по ее конкретному виду, то следует применять общий порядок, предусмотренный в п.1 ст. 272 НК РФ, т.е. распределять их пропорционально доле соответствующего дохода в суммарном объеме всех доходов учреждения.

Это право бюджетного учреждения, по мнению ФГУ «Военный дом отдыха «Бетта» СКВО МО РФ,  предусмотренное общими статьями главы 25 НК РФ, не может быть ограничено налоговыми органами только лишь потому, что механизм признания подобных расходов прямо не определен в ст. 321.1 НК РФ.

Не согласившись с указанным решением по изложенному основанию, общество обратилось в суд в порядке ст. 137-138 НК РФ.

При вынесении решения суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.

В соответствии со статьей 247 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком.

В целях главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации прибылью для российских организаций признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с названной главой Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 252 Налогового кодекса расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Согласно пункту 1 статьи 321.1 НК РФ налогоплательщики - бюджетные учреждения, финансируемые за счет средств бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, выделяемых по смете доходов и расходов бюджетного учреждения, и получающие доходы от иных источников, в целях налогообложения обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования и за счет иных источников.

В целях главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации иными источниками - доходами от коммерческой деятельности признаются доходы бюджетных учреждений, получаемые от юридических и физических лиц по операциям реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав, и внереализационные доходы.

Налоговая база бюджетных учреждений определяется как разница между полученной суммой дохода от реализации товаров, выполненных работ, оказанных услуг, суммой внереализационных доходов (без учета налога на добавленную стоимость, налога с продаж и акцизов по подакцизным товарам) и суммой фактически осуществленных расходов, связанных с ведением коммерческой деятельности.

Учет операций по исчислению доходов от коммерческой деятельности и расходов, связанных с ведением этой деятельности, ведется в порядке, установленном главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации.

Сумма превышения доходов над расходами от коммерческой деятельности до исчисления налога не может быть направлена на покрытие расходов, предусмотренных за счет средств целевого финансирования, выделенных по смете доходов и расходов бюджетного учреждения.

В составе доходов и расходов бюджетных учреждений, включаемых в налоговую базу, не учитываются доходы, полученные в виде средств целевого финансирования и целевых поступлений на содержание бюджетных учреждений и ведение уставной деятельности, финансируемой за счет указанных источников, и расходы, производимые за счет этих средств. Аналитический учет доходов и расходов по средствам целевого финансирования и целевых поступлений ведется по каждому виду поступлений с учетом требований главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации (пункт 2 статьи 321.1 НК РФ).

Порядок признания в целях налогообложения прибыли расходов, относящихся к обоим видам деятельности (финансируемой из бюджета

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2009 по делу n А53-22918/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также