Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2009 по делу n А32-8583/2009. Отменить решение полностью и принять новый с/а

ПЯТНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

Газетный пер., 34/70/75 лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: [email protected], Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности и обоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону                                                         дело № А32-8583/2009

22 октября 2009 г.                                                                              15АП-8370/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 15 октября 2009 года.

Полный текст постановления изготовлен 22 октября 2009 г.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Гуденица Т.Г.

судей А.В. Гиданкиной, С.И. Золотухиной

при ведении протокола судебного заседания секретарем Ковалевой С. В.

при участии:

от заявителя:

1. Новиков В. В., по доверенности б/н от 04.05.2009 г.;

2. Кипрушев С. Б., по доверенности от 16.03.2009 г.   

от заинтересованного лица:

1. начальник отдела архитектуры и градостроительства Администрации МО «Гулькевичский район»  Петросян М. Л. удостоверение № 15 от 15.07.2009 г., по доверенности № 1515 от 24.04.2009 г.

2. главный специалист юридического отдела Бухтоярова И. В. удостоверение № 1 по доверенности № 1538 от 29.04.2009 г. 

от третьих лиц:

1. ГАУ КК "Кранодаркрайгосэкспертиза":  главный специалист Решетников А. Б., по доверенности № 01-03/336 от 16.06.2009 г.

2.  Администрация Гулькевичского городского поселения: представитель  не явился, извещен надлежаще

3. ТСЖ  «Удача»: председатель правления Ильенко С. П. паспорт 03 01 № 168791 выдан 31.08.2001 г. ОПВС Гулькевичского РОВД  Краснодарского края, протокол № 1 от 25.06.2005 г., приказ № 1 от 25.06.2005 г.    

рассмотрев в открытом судебном заседании

апелляционную жалобу Администрации МО «Гулькевичский район»

на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30 июня 2009г. по делу № А32-8583/2009

принятое судьей Чабан А.И.,

по заявлению ИП Кипрушевой Л.А.

к Администрации МО «Гулькевичский район»

при участии третьих лиц: ГАУ КК "Кранодаркрайгосэкспертиза", Администрация Гулькевичского городского поселения

о признании недействительным постановления,

УСТАНОВИЛ:

Индивидуальный предприниматель Кипрушева Людмила Александровна, (далее – предприниматель, заявитель) обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным Постановления главы муниципального образования «Гулькевичский район» № 2472 от 12.12.2008 г. «Об отмене (аннулировании) разрешения на строительство».

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 30.06.2009 г.,  с учетом  определения от 10 июля 2009 г., требования удовлетворены, Постановление главы МО «Гулькевичский район» № 2472 от 12.12.2008 г. «Об отмене (аннулировании) разрешения на строительство» признано недействительным. Суд пришел к выводу, что предприниматель представила все необходимые для выдачи разрешения на строительство документы, проведение экспертизы для возведения данного объекта капитального строительства не требуется. Спорный земельный участок находится  у Кипрушевой Л. А. на основании договора аренды, заключенного между ней и Администрацией МО «Гулькевичский район». Следовательно, основания для отмены выданного разрешения на проведение строительства отсутствуют.  

Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация МО «Гулькевичский район» обратилась с апелляционной жалобой, в которой в порядке ст. 201 АПК РФ возражает против восстановления заявителю пропущенного процессуального срока на обжалование Постановления главы МО «Гулькевичский район» № 2472 от 12.12.2008 г., просит отменить обжалуемый судебный акт.

Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Рассмотрение жалобы в суде апелляционной инстанции откладывалось с целью привлечения к участию в деле третьего лица – ТСЖ «Удача», члены которого, по пояснению Администрации, выступают против строительства на спорном земельном участке. Суд пришел к выводу, что разрешение спора без заслушивания мнения лица, чьи права и законные интересы могут быть затронуты, невозможно.

В судебном заседании апелляционной инстанции представители Администрации поддержали доводы, приведенные в апелляционной жалобе, считают, что, во-первых, причина пропуска срока для обращения в арбитражный суд с заявлением об оспаривании постановления является неуважительной, во-вторых, жители соседних многоэтажных домов  категорически возражают против строительства магазина, кроме того, одна из сторон участка выходит за «красную линию».

Представители предпринимателя в судебном заседании возражали против жалобы по доводам, изложенным в представленном отзыве, просят оставить решение без изменения, жалобу без удовлетворения.

Представитель третьего лица ГАУ КК "Кранодаркрайгосэкспертиза" в судебном заседании возражал против жалобы, просит оставить  решение без изменения.  

Председатель правления ТСЖ «Удача» в судебном заседании пояснила, что апелляционную жалобу Администрации полностью поддерживают, просят отменить решение суда первой инстанции.   

Третье лицо – Администрация Гулькевичского городского поселения, о дате и времени судебного заседания извещенная надлежащим образом, явку представителя не обеспечила, направила отзыв на жалобу (исх. № 3543 от 25.09.2009 г.), в котором просит оставить решение без изменения, жалобу без удовлетворения.

Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон,  арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что решение суда от 30.06.2009 г. подлежит отмене ввиду следующего.

Как следует из материалов дела, предприниматель обратилась в Администрацию МО «Гулькевичский район» с ходатайством об утверждении материалов предварительного согласования места размещения здания магазина на земельном участке по адресу: ул. Короткова, между жилыми домами № 6 и  № 8, г. Гулькевичи, Краснодарский край.

На основании решения комиссии, созданной распоряжением Главы Гулькевичского района от 24.06.2003 г. № 359-р «Об образовании постоянно действующей районной комиссии по выбору и обследованию участка (трассы) для проектирования и строительства объектов недвижимости на территории Гулькевичского района», произведен выбор земельного участка площадью 323 кв. м., расположенного по адресу: ул. Короткова, между жилыми домами № 6 и  № 8, г. Гулькевичи, Краснодарский край (Т. 1, л.д № 7).

По результатам выполненных работ по установлению размеров и точных границ земельного участка Постановлением Главы МО «Гулькевичский район» № 2310 от 18.11.2005 г. утвержден проект размеров и точных границ – земельный участок площадью 236 кв. м. расположен примерно в 50 м от ориентира по направлению на запад, ориентир – жилой пятиэтажный дом, почтовый адрес ориентира – и ул. Короткова, 6, г. Гулькевичи, Краснодарский край, и установлен вид разрешенного использования сформированного земельного участка – строительство здания магазина (Т. 1, л.д. № 11).

Гулькевичским районным филиалом ФГУ ЗКП по Краснодарскому краю сформированный  земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет с присвоением кадастрового №23:06:19 02 084:0030 (Т. 1, л. д. 13).

Постановлением Главы МО «Гулькевичский район» № 556 от 24.03.2006 г. указанный земельный участок предоставлен Кипрушевой Л. А. в аренду сроком на 10 лет для строительства здания магазина. (Т. 1, л.д. № 12).  На основании постановления между администрацией и предпринимателем заключен договор аренды от 03.04.2006 г. № 0600001913 (Т. 1, л.д. № 14-19). До настоящего времени договор аренды спорного земельного участка не расторгнут.

В связи с обращением жителей г. Гулькевичи о проверки законности строительства вышеуказанного объекта соответствующими службами был проведен анализ исходно-разрешительной документации, в результате которой установлено, что предпринимателем  был нарушен под. 4 п. 7 ст. 51 Градостроительного Кодекса РФ, а именно: не представлено положительное заключение государственной экспертизы проектной документации здания магазина. Согласно заключению ООО «Стройинвест Девелопмент» № 54 от 10.12.2008 г. проект строительства данного объекта подлежит обязательной государственной экспертизе в соответствии с п. 4 ст. 49 Градостроительного Кодекса РФ.  

Постановлением Главы муниципального образования Гулькевичский район № 2472 от 12.12.2008 г. разрешение от 12.12.2007 г. № RU23507000-162   на строительство отменено (аннулировано).

Из материалов дела (Т. 1, л.д. № 23), и пояснений  в судебном заседании суда апелляционной инстанции представителя Кипрушевой Л. А., следует, что об оспариваемом Постановлении  ей  стало известно   15.12.2008 г.

Полагая, что указанное Постановление является незаконным и нарушающим законные права и интересы в сфере ее предпринимательской деятельности, Л. А. Кипрушева обратилась в  арбитражный суд с настоящим заявлением в порядке, предусмотренном ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Согласно ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

В силу ч.1 ст. 198, ч.4 ст. 200, ч. 2 ст. 201 АПК РФ и п. 6 постановления Пленума ВАС РФ от 01.07.1996 № 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для признания арбитражным судом ненормативного правового акта государственного органа недействительным необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие его закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

По правилам ч. 1 ст. 65 и ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт.

Согласно ст. 11, 29 Земельного кодекса Российской Федерации управление и распоряжение земельными участками органами местного самоуправления осуществляется в пределах их полномочий.

Право на получение земельного участка в аренду возникает в порядке и по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст.31 Земельного кодекса РФ, гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного Кодекса РФ, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.

Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.

Статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:

1)   без предварительного согласования мест размещения объектов;

2)   с предварительным согласованием мест размещения объектов.

Согласно ч. 2 ст. 30 Земельного кодекса РФ  (в ред. Федерального закона от 18.12.2006 г. № 232-ФЗ) предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах) в соответствии со статьей 38 настоящего Кодекса.

Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Земельного Кодекса Российской Федерации, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; проведение работ по формированию земельного участка; государственный кадастровый учет земельного участка; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства.

Процедура выбора земельного участка предусматривает, в том числе, обязанность органов местного самоуправления городских или сельских поселений информировать население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.

В материалах дела отсутствуют доказательства выполнения Главой МО «Гулькевичский район» этой нормы Земельного Кодекса РФ при предоставлении земельного участка в аренду Кипрушевой Л. А. для целей строительства объекта недвижимости.    

При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что постановление Главы МО «Гулькевичский район» № 556 от 24.03.2006 г. «О предоставлении Кипрушевой Л. А. в аренду земельного участка…» принято с нарушением ст. 30 Земельного кодекса РФ, что влечет его недействительность.

Порядок выдачи разрешения на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов регламентирован в статье 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2009 по делу n А53-8106/2009. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также