Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.07.2009 n 15АП-4223/2009 по делу n А32-22180/2008-46/415 По делу о взыскании единого социального налога, налога на имущество, налога на прибыль, налога с продаж, налога на доходы физических лиц, транспортного налога, пеней, штрафов, государственной пошлины.Суд первой инстанции Арбитражный суд Краснодарского края

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 июля 2009 г. N 15АП-4223/2009
Дело N А32-22180/2008-46/415
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июля 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 июля 2009 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Андреевой Е.В.
судей Винокур И.Г., Гуденица Т.Г.
при ведении протокола судебного заседания судьей Андреевой Е.В.
при участии:
от заявителя: Дрюкова Е.В., по доверенности от 30.04.2009 г. N 05-19/05607
от Государственного учреждения Департамент лесного хозяйства Краснодарского края: представитель не явился, извещен надлежащим образом, п/уведомление N 06012
от Государственного учреждения Департамент имущественных отношений Краснодарского края: представитель не явился, извещен надлежащим образом, п/уведомление N 06013
от третьих лиц:
ГУ Краснодарского края "Кропоткинский лесхоз", представитель не явился, извещен надлежащим образом, п/уведомление N 06015
от Департамента по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края представители не явились, извещены надлежащим образом, п/уведомление N 06016
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Межрайонной ИФНС России N 5 по Краснодарскому краю
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30 марта 2009 г. по делу N А32-22180/2008-46/415
по заявлению Межрайонной ИФНС России N 5 по Краснодарскому краю
к заинтересованному лицу
Государственному учреждению Департаменту лесного хозяйства Краснодарского края,
Государственному учреждению Департаменту имущественных отношений Краснодарского края
при участии третьих лиц
ГУ Краснодарского края "Кропоткинский лесхоз",
Департамента по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края
о взыскании 1 414 679,04 руб.
принятое в составе судьи Рыбалко И.А.
установил:
Межрайонная ИФНС России N 5 по Краснодарскому краю (далее - налоговая инспекция) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Государственному учреждению Департамент лесного хозяйства Краснодарского края, Государственному учреждению Департамент имущественных отношений КК, (далее - заинтересованные лица) о взыскании 1414 679,04 руб. из которых государственная пошлина - 17 188,01 руб., единый социальный налог - 372 620,93 руб. (налог - 263 879,00 руб., пеня - 108 741 руб.), налог на имущество - 41 519,51 руб. (налог - 36 013,00 руб., пеня - 5 506,51 руб.), налог на прибыль - 365 824,73 руб. (налог - 272 147,00 руб., пеня - 89 307 руб., штраф - 4 370,70 руб.), налог с продаж - 25 973,78 руб. (налог - 16 443,00 руб., пеня - 9 530,78 руб.), налог на доходы физических лиц - 591 540,77 руб. (налог - 433 020 руб., пеня - 149 860,37 руб., штраф - 8 660,40 руб.), транспортный налог, пеня - 11,31 руб.
Решением суда от 30 марта 2009 г. в удовлетворении заявленных требований о взыскании субсидиарно с заинтересованных лиц задолженности ГУ Краснодарского края "ГУ "Кропоткинский лесхоз" в сумме 1 414 679,04 руб. отказано.
В Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд обратилась налоговая инспекция с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда от 30.03.2009 г. отменить полностью и взыскать задолженность общества с учредителей.
По мнению подателя жалобы, у ГУ КК "Кропоткинский Лесхоз" отсутствуют как расчетные счета в банках, так и лицевой счет в федеральном казначействе. Федеральной службой судебных приставов исполнительные листы возвращены без исполнения, так как обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы судебными приставами не производятся, и взыскание за счет имущества невозможно, так как учреждение не является его собственником. Согласно п. 2 ст. 120 ГК РФ учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
В судебном заседании, руководствуясь положениями ч. 3 ст. 156 АПК РФ, суд счел возможным рассмотреть апелляционную жалобу без участия не явившихся представителей лиц, участвующих в деле, уведомленных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства. Представитель налоговой инспекции поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда от 30.03.2009 г. отменить полностью и взыскать задолженность ГУ КК "Кропоткинский Лесхоз" с учредителей.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя участвующего в деле лица, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, с 21.02.1994 г. на налоговом учете в налоговой инспекции (территориальный участок 2313 по г. Кропоткину) состоит ФГУ "Кропоткинский лесхоз" зарегистрированное Постановлением Главы администрации г. Кропоткина N 174 от 21.02.1994 г.
01.02.2007 г. по заявлению плательщика в ЕГРЮЛ были внесены изменения в наименование юридического лица, в соответствии с которыми полное наименование юридического лица ГУ Краснодарского края "Кропоткинский Лесхоз", учредителями являются Государственное учреждение Департамент имущественных отношений Краснодарского края и Государственное учреждение Департамент лесного хозяйства Краснодарского края.
ГУ Краснодарского края "Кропоткинский лесхоз" в соответствии с Распоряжением Главы Администрации Краснодарского края N 816 от 07.09.2007 присоединено к ГУ Краснодарского края "Управление "Краснодарлес". Реорганизация ГУ Краснодарского края "Управление "Краснодарлес" путем присоединения Государственных учреждений Краснодарского края, в том числе и "Кропоткинского Лесхоза" возложена на Департамент имущественных отношений Краснодарского края и Департамент лесного хозяйства Краснодарского края.
ГУ КК "Кропоткинский Лесхоз" является плательщиком единого социального налога, налога на имущество, налога на прибыль, налога с продаж, налога на доходы физических лиц и транспортного налога. Сдает в налоговый орган декларации (расчеты) по указанным налогам, в соответствии с которыми производятся начисления в лицевом счете плательщика. Однако в установленные сроки и в полном объеме налоги не уплачивает.
По состоянию на дату обращения с заявлением в суд у налогового органа имеются неисполненные решения арбитражного суда и исполнительных листы по делам N А-32-14524/2007-14/381 от 07.11.2007, N А-32-21134/2007-3/402 от 18.12.2007, N А-32-12199/2007-14/155 от 08.02.2008, N А-32-40/2008-30/10 от 15.02.2008, N А-32-239/2008-3/7 от 11.03.2008, N А-32-3224/2007-23/119 от 02.04.2008, N А-32-12604/2007-63/305 от 23.04.2008, А-32-7301/2007-26/106 от 16.05.2008 г. на общую сумму 1 414 679,04 руб. из которых государственная пошлина - 17 188,01 руб., единый социальный налог - 372 620,93 руб. (налог - 263 879,00 руб., пеня - 108 741 руб.), налог на имущество - 41 519,51 руб. (налог - 36 013,00 руб., пеня - 5 506,51 руб.), налог на прибыль - 365 824,73 руб. (налог - 272 147,00 руб., пеня - 89 307 руб., штраф - 4 370,70 руб.), налог с продаж - 25 973,78 руб. (налог - 16 443,00 руб., пеня - 9 530,78 руб.), налог на доходы физических лиц - 591 540,77 руб. (налог - 433 020 руб., пеня - 149 860,37 руб., штраф - 8 660,40 руб.), транспортный налог, пеня - 11,31 руб.
Налоговая инспекция обратилась в суд с заявлением о взыскании с ГУ Департамент лесного хозяйства Краснодарского края и ГУ Департамент имущественных отношений Краснодарского края задолженности по налогам ГУ Краснодарского края "ГУ "Кропоткинский лесхоз" в сумме 1 414 679,04 руб.
Согласно ст. 19 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Кодексом возложена обязанность по уплате налогов.
В соответствии со ст. 11 НК РФ для целей налогообложения организациями признаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации.
В силу пп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ уплачивать законно установленные налоги и выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах обязаны налогоплательщики.
Согласно п. 2 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Данной обязанности корреспондирует норма п. 1 ст. 45 НК РФ, согласно которой налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Распоряжениями главы администрации Краснодарского края от 07.08.2007 N 816-р "О реорганизации государственного учреждения "Управление "Краснодарлес" и от 26.11.2007 N 1007-р "О внесении изменений в распоряжение главы администрации Краснодарского края от 07.08.2007 N 816-р "О реорганизации государственного учреждения "Управление "Краснодарлес" принято решение о реорганизации государственного учреждения "Управление "Краснодарлес" путем присоединения к нему государственных учреждений Краснодарского края.
Указанными распоряжениями главы администрации Краснодарского края к государственному учреждению Краснодарского края "Управление "Краснодарлес" присоединено и ГУ КК "Кропоткинский лесхоз (352380, Краснодарский край, г. Кропоткин, усадьба лесхоза).
Пунктом 1 Постановления главы администрации Краснодарского края от 18.06.2001 N 517 "О делегировании полномочий администрации Краснодарского края по управлению и распоряжению объектами государственной собственности Краснодарского края" закреплено, что функции учредителя краевых государственных предприятий и государственных учреждений Краснодарского края от имени Краснодарского края осуществляют краевой отраслевой орган исполнительной власти и департамент имущественных отношений Краснодарского края в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с приложением N 32 приказа департамента имущественных отношений Краснодарского края от 05.05.2005 N 555 "О ведомственной (отраслевой) принадлежности государственных унитарных предприятий, государственных учреждений Краснодарского края и хозяйственных обществ, акции (доли) которых принадлежат Краснодарскому краю" координацию и регулирование деятельности ГУ КК "Кропоткинский лесхоз" осуществляет департамент лесного хозяйства Краснодарского края.
Согласно пункту 1.1 Положения о департаменте имущественных отношений Краснодарского края, утвержденного постановлением главы администрации Краснодарского края от 23.04.2007 N 345 "О департаменте имущественных отношений Краснодарского края", департамент является уполномоченным органом исполнительной власти Краснодарского края по управлению и распоряжению имуществом и земельными ресурсами, находящимися в государственной собственности Краснодарского края.
Ссылка налоговой инспекции на статью 120 Гражданского кодекса Российской Федерации и положения устава учреждения, в соответствии с которыми при недостаточности находящихся в распоряжении учреждения денежных средств субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества, неправомерна и подлежит отклонению.
На основании п. 1 и 3 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальной собственности), регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения.
К имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.
В силу ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Налоговом кодексе Российской Федерации, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом.
Согласно п. 1 ст. 2 НК РФ властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения регулирует законодательство о налогах и сборах, состоящее из Налогового кодекса Российской Федерации и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.
Следовательно, обязанность платить законно установленные налоги и сборы устанавливается законами Российской Федерации или нормативно-правовыми актами представительных органов местного самоуправления, в связи с чем данные отношения являются публично-правовыми и регулируются специальной отраслью российского законодательства - законодательством о налогах и сборах.
Таким образом, положения ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации, регулирующей основания применения субсидиарной ответственности по гражданско-правовым обязательствам, к налоговым правоотношениям не применяются.
При таких обстоятельствах задолженность по уплате налога может быть взыскана только с налогоплательщика - должника.
Поскольку учреждение является самостоятельным юридическим лицом, обладает статусом налогоплательщика, в связи с чем на него налоговым законодательством возложена обязанность самостоятельно исчислять и уплачивать соответствующие налоги, а также принимая во внимание, что НК РФ не предусмотрена возможность возложения исполнения налоговых обязательств юридических лиц на их учредителей, суд первой инстанции обоснованно отказал налоговой инспекции в удовлетворении заявленных требований.
Аналогичная правовая позиция изложена в Постановлении
Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.07.2009 n 15АП-4143/2009 по делу n А01-152/2009 По делу о признании недействительным дополнительного соглашения о внесении изменений к договору аренды и применении последствий его недействительности.Суд первой инстанции Арбитражный суд Республики Адыгея  »
Читайте также