Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2009 n 15АП-2241/2009 по делу n А01-1712/2008 По делу о признании незаконными действий государственного органа по регистрации права собственности на подъездные железнодорожные пути и погашении записи в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним о праве собственности на указанные объекты.Суд первой инстанции Арбитражный суд Республики Адыгея

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 июля 2009 г. N 15АП-2241/2009
Дело N А01-1712/2008
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июня 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 июля 2009 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ильиной М.В.,
судей Галова В.В., Малыхиной М.Н.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Ильиной М.В.,
при участии:
от заявителя: Кушу З.М. по доверенности от 20.04.2009, Демиденко Ю.В. по доверенности от 18.06.2009 г. N 11/д,
от третьего лица:
Чичерина А.В. по доверенности от 10.11.2008, Чичериной Е.А. по доверенности от 10.11.2008,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Краснодарское предприятие промышленного железнодорожного транспорта"
на решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 05.02.2009 по делу N А01-1712/2008
принятое в составе судьи Шебзухова З.М.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Строитель-Юг", г. Краснодар
к Управлению Федеральной регистрационной службы по Республике Адыгея, г. Майкоп
при участии: открытого акционерного общества "Краснодарское предприятие промышленного железнодорожного транспорта", г. Краснодар
о признании незаконными действий и погашении записи в реестре
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Строитель-Юг" (далее - ООО "Строитель-Юг") обратилось в Арбитражный суд Республики Адыгея с заявлением о признании незаконными действий Управления Федеральной регистрационной службы по Республике Адыгея о регистрации права собственности открытого акционерного общества "Краснодарское предприятие промышленного железнодорожного транспорта" (далее ОАО "Краснодарпромжелдортранс") на подъездной ж/д путь N 1, протяженностью 1303,1 м; подъездной ж/д путь N 2, протяженностью 915,8 м; подъездной ж/д путь N 3, протяженностью 291,67 м; подъездной ж/д путь N 4, протяженностью 228,68 м, расположенные по адресу: Республика Адыгея, Тахтамукайский район, поселок ГТ Яблоновский, ул. Промышленная, дом N 2, и погашении записи в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним N 01-01-04/020/2007-98 о праве собственности ОАО "Краснодарпромжелдортранс" на указанные объекты (с учетом уточнения иска в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Заявленные требования мотивированы тем, что план приватизации ОАО "Краснодарпромжелдортранс" не содержит данных, свидетельствующих о наличии на его балансе четырех подъездных железнодорожных путей на момент приватизации, в связи с чем, они не вошли в уставный капитал предприятия. Государственная регистрация права собственности ОАО "Краснодарпромжелдортранс" на ж/д пути произведена без надлежащей проверки юридической силы представленных на государственную регистрацию прав документов. Незаконные действия регистрирующего органа нарушают права ООО "Строитель-Юг", поскольку общество является собственником четырех земельных участков и 55 объектов недвижимости, расположенных по адресу: Республика Адыгея, Тахтамукайский район, пос. Яблоновский, ул. Промышленная, 2. ОАО "Краснодарпромжелдортранс" пытается оспорить в судебном порядке права на земельный участок ООО "Строитель-Юг", что препятствует его нормальной хозяйственной деятельности, лишает возможности пользоваться и распоряжаться земельным участком в соответствии с его назначением.
Решением Арбитражного суда Республики Адыгея от 05.02.2009 г. заявленные требования удовлетворены полностью, действия УФРС по Республике Адыгея по регистрации права собственности ОАО "Краснодарпромжелдортранс" на подъездные ж/д пути N 1, 2, 3, 4 расположенные по адресу: Республика Адыгея, Тахтамукайский район, поселок ГТ Яблоновский, ул. Промышленная, дом N 2, признаны незаконными; суд обязал УФРС по Республике Адыгея погасить в ЕГРП запись N 01-01-04/020/2007-98 о праве собственности ОАО "Краснодарпромжелдортранс" на указанные объекты. Решение мотивировано тем, что в плане приватизации ОАО "Краснодарпромжелдортранс" и акте оценки стоимости зданий и сооружений по состоянию на 01.07.1992 г. отсутствуют данные позволяющие индивидуализировать объект под N 32 - ж/д путь Адыг. К-Т 2386 м и отсутствует информация о приватизации четырех подъездных ж/д путей. Суд указал, что справка Фонда Госимущества Краснодарского края N 10-519 от 28.05.2007 г. является надлежащим доказательством, поскольку оформлена не в процессе приватизации. Несоответствие технического описания объектов в справках N 10-519 от 28.05.2007 г. и N 12/831 от 07.09.2007 г., выписке N 5453 из ЕГРП, техническом паспорте по состоянию на 24.11.2006 г., инвентарной карточке объекта основных средств N 356, свидетельствует о том, что документы, представленные на государственную регистрацию не содержат необходимой информации и не оформлены надлежащим образом. Суд пришел к выводу о том, основанием для регистрации прав может служить восстановленный акт оценки имущества, подтвержденный заключением независимого аудитора и согласованный с соответствующим комитетом по управлению имуществом. Из "Журнала осмотра путей, стрелочных переводов, устройств СЦБ, связи и контактной сети станции Кубань СКЖД" следует, что путь необщего пользования ОАО КК "Адыгейский" закрыт для подачи вагонов, эксплуатационные работы не проводятся, по своему техническому состоянию он не может быть отнесен к подъездным, следовательно, не является объектом недвижимости. Заинтересованное лицо не представило регистрирующему органу бесспорных документов, подтверждающих включение в план приватизации ОАО "Краснодарпромжелдортранс" спорных подъездных путей, они не индивидуализированы и в установленном порядке в собственность общества не переданы. Отсутствуют доказательства передачи обществу земельного участка под спорными путями. У заинтересованного лица не могло возникнуть право собственности по основаниям, предусмотренным ст. 217 Гражданского кодекса Российской Федерации.
ОАО "Краснодарпромжелдортранс" обжаловало решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 05.02.2009 г. в установленном гл. 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации порядке, просило его отменить, в удовлетворении требований отказать. Жалоба мотивирована тем, что судом не исследованы и не оценены представленные третьим лицом документы, поскольку план приватизации N 173, приложение N 1 к плану приватизации, справка Фонда государственного имущества Краснодарского края от 28.05.2007 г. N 10-519, свидетельство о государственной регистрации от 02.11.2007 г. позволяют идентифицировать спорный ж/д путь, состоящий из четырех участков. Право ОАО "Краснодарпромжелдортранс" на земельный участок предусмотрено п. 3 ст. 35 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно СНиП 2.05.91 полоса отвода составляет 5,5 м по всей длине пути. Подъездной путь Адыгейского консервного комбината на момент приватизации находился на балансе Краснодарского предприятия "Промжелдортранс" Министерства путей сообщения РФ (правопредшественника ОАО "Краснодарпромжелдортранс") и являлся федеральной собственностью, ввиду чего Комитет по управлению государственным имуществом Республики Адыгея не распоряжался спорным имуществом.
В дополнении к апелляционной жалобе общество указало, что письмом ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" филиал по Республике Адыгея от 13.03.2009 г. N 436 подтверждается, что технический паспорт от 24.11.2006 г. составлен на ж/д путь приватизированный ОАО "Краснодарпромжелдортранс". Данная справка не могла быть представлена ранее, поскольку получена после вынесения оспариваемого судебного акта.
ООО "Строитель-Юг" в отзывах на апелляционную жалобу просило оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Указало, что описание спорного объекта представленного организацией по учету объектов недвижимого имущества и содержащееся в техническом паспорте существенно противоречит данным, указанным в плане приватизации. Спорный ж/д путь не используется и не представляет собой единого сооружения, предназначенного для производственного процесса. ООО "Строитель-Юг" не осуществляет деятельность связанную с перевозками ж/д транспортом, в предоставлении таких услуг не нуждается, использование путей иными лицами невозможно, поскольку все здания и сооружения к которым ранее подходили ж/д пути принадлежат ООО "Строитель-Юг". ОАО "Краснодарпромжелдортранс" не доказало правомерность и обоснованность регистрации права собственности на подъездные ж/д пути.
В судебном заседании представители ОАО "Краснодарпромжелдортранс" апелляционную жалобу поддержали по изложенным в жалобе основаниям, просили отменить решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 05.02.2009 г., в удовлетворении заявленных требований отказать.
Представители ООО "Строитель-Юг" апелляционную жалобу не признали по основаниям, изложенным в отзыве, просили оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Управление Федеральной регистрационной службы по Республике Адыгея отзыв на апелляционную жалобу не представило, заявило ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие своего представителя.
В соответствии со ст. ст. 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителя Управления Федеральной регистрационной службы по Республике Адыгея, надлежащим образом извещенного о месте и времени судебного разбирательства.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что 02.11.2007 г. Управлением Федеральной регистрационной службы по Республике Адыгея в Едином государственном реестре прав на недвижимое имуществом и сделок зарегистрировано право собственности ОАО "Краснодарпромжелдортранс" на подъездной ж/д путь N 1, протяженностью 1303,1 м; подъездной ж/д путь N 2, протяженностью 915,8 м; подъездной ж/д путь N 3, протяженностью 291,67 м; подъездной ж/д путь N 4, протяженностью 228,68 м, расположенные по адресу: Республика Адыгея, Тахтамукайский район, поселок ГТ Яблоновский, ул. Промышленная, дом N 2 (л.д. 33 т. 1).
Оспаривая действия Управления Федеральной регистрационной службы по Республике Адыгея по внесению в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним записей о праве собственности ОАО "Краснодарпромжелдортранс" на спорные подъездные ж/д пути, заявитель ссылается на отсутствие у последнего правовых оснований для возникновения права собственности. Заинтересованность в оспаривании действий регистрирующего органа мотивирована тем, что регистрация права собственности на спорные ж/д пути препятствуют пользованию расположенным под ними и принадлежащим заявителю земельным участком. При этом из пояснений представителей ООО "Строитель-Юг" следует, что материально-правовых притязаний на спорные ж/пути общество не имеет.
ООО "Строитель-Юг" указало, что о регистрации права собственности на спорные ж/д пути обществу стало известно из письма ООО "АКК" от 01.10.2008 г. N 70. Доказательства того, что заявителю было или должно было быть известно о совершении оспариваемых действий ранее указанной им даты, в материалах дела отсутствуют. Учитывая изложенное, установленный ч. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации трехмесячный срок на обращение с заявлением об оспаривании действий регистрирующего органа, заявителем не пропущен.
Согласно статье 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее по тексту - Закон о государственной регистрации прав) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право может быть оспорено только в судебном порядке.
Согласно п. 2 определения Конституционного Суда Российской Федерации в от 05.07.2001 N 132-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы закрытого акционерного общества "Ребау Аг" на нарушение конституционных прав и свобод пунктом 1 статьи 165 и пунктом 2 статьи 651 Гражданского кодекса Российской Федерации" государственная регистрация - как формальное условие обеспечения государственной, в том числе судебной, защиты прав лица, возникающих из договорных отношений, объектом которых является недвижимое имущество, - призвана лишь удостоверить со стороны государства юридическую силу соответствующих правоустанавливающих документов. Тем самым государственная регистрация создает гарантии надлежащего выполнения сторонами обязательств и, следовательно, способствует упрочению и стабильности гражданского оборота в целом. Она не затрагивает самого содержания указанного гражданского права, не ограничивает свободу договоров, юридическое равенство сторон, автономию их воли и имущественную самостоятельность.
Характер заявленных ООО "Строитель-Юг" требований и обстоятельства дела свидетельствуют о том, что заявитель фактически оспаривает зарегистрированное право ОАО "Краснодарпромжелдортранс" на спорные подъездные ж/д пути, указывая на недоказанность их приватизации акционерным обществом, при этом не заявляя о своем праве на данное имущество.
Из изложенного следует, что в судебном порядке может быть оспорено зарегистрированное право в порядке искового судопроизводства, а не действие регистрирующего органа по регистрации права собственности на недвижимое имущество в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Данное требование не может быть разрешено без привлечения к участию в деле в качестве ответчика правообладателя зарегистрированного права.
Судом установлено, что Управление Федеральной регистрационной службы по Московской области по регистрации права собственности Российской Федерации на спорные земельные участки действовало в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое
Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2009 n 15АП-2101/2009, 15АП-2103/2009 по делу n А32-5315/2008-59/56 По делу о признании недействительным решения налогового органа о привлечении к ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату налога на прибыль, ЕСН, земельного налога, транспортного налога, НДС, п. 1 ст. 123 НК РФ за неправомерное неперечисление сумм НДФЛ, п. 2 ст. 119 НК РФ за непредставление налоговой декларации по земельному налогу, НДС, налогу на прибыль, по п. 2 ст. 119 НК РФ за неполную уплату налога на имущество, п. 1 ст. 126 НК РФ за непредставление в установленный срок сведений о доходах.Суд первой инстанции Арбитражный суд Краснодарского края  »
Читайте также