Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.10.2010 n 15АП-10174/2010 по делу n А32-6242/2010 По делу о признании незаконными действий налогового органа в части неправомерного включения суммы пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой и накопительной частей трудовой пенсии, штрафа по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой части трудовой пенсии, пени по земельному налогу; обязании выдать справку о состоянии расчетов по налогам и сборам без указания вышеназванных пеней и штрафа.Суд первой инстанции Арбитражный суд Краснодарского края

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 октября 2010 г. N 15АП-10174/2010
Дело N А32-6242/2010
Резолютивная часть постановления объявлена 06 октября 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 октября 2010 г.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шимбаревой Н.В.
судей Николаева Д.В., Гиданкиной А.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Соленцовой И.В.
при участии:
от Геленджикской городской организации Краснодарской краевой организации Общероссийской общественной организации "Всероссийское общество инвалидов": Вагина Г.В. по протоколу от 17.03.2006 г. N 1;
от ИФНС России по г. Геленджику: не явился;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ИФНС России по г. Геленджику Краснодарского края
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 13 июля 2010 г. по делу N А32-6242/2010
по заявлению Геленджикской городской организации Краснодарской краевой организации Общероссийской общественной организации "Всероссийское общество инвалидов"
к заинтересованному лицу ИФНС России по г. Геленджику
о признании незаконными действий, обязании совершить определенные действия
принятое в составе судьи Диденко В.В.
установил:
Геленджикская городская организация Краснодарской краевой организации Общероссийской общественной организации "Всероссийское общество инвалидов" (далее - организация) обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий ИФНС России по г. Геленджику (далее - инспекция), выразившихся в выдаче справки о состоянии расчетов по налогам, сборам и взносам N 133 по состоянию на 28.01.10 г. в части неправомерного включения суммы пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой части трудовой пенсии в размере 44021,57 руб., 2044811,27 руб., пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на выплату накопительной части трудовой пенсии в размере 6846,72 руб. и 232009,49 руб., штрафа по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой части трудовой пенсии в размере 466021,89 руб., пени по земельному налогу в размере 10794,52 руб.; и обязании ИФНС России по г. Геленджику выдать справку о состоянии расчетов по налогам и сборам без указания вышеназванных пени и штрафа.
Решением суда от 13 июля 2010 г. признаны незаконными действия ИФНС России по г. Геленджику, выразившиеся во включении в справку о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам N 133 по состоянию на 28.01.10 г. пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой части трудовой пенсии в сумме 44021,51 и 2044811,27 руб., пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на выплату накопительной части трудовой пенсии в сумме 6846,72 руб. и 232009,49 руб., штрафа по страховым взносам на ОПС в сумме 466021,89 руб., пени по земельному налогу в сумме 10794,52 руб. без указания на утрату возможности взыскания указанных сумм. ИФНС России по городу-курорту Геленджику Краснодарского края обязали выдать справку о состоянии расчетов по налогам и сборам с указанием на утрату возможности взыскания сумм пени по страховым взносам на ОПС - 44021,57 руб., 2044811,27 руб., 6846,72 руб., 232009,49 руб., штрафа по страховым взносам на ОПС - 466021,89 руб., пени по земельному налогу - 10794,52 руб.
Решение мотивировано тем, что по всем суммам задолженности по пене и штрафам истекли сроки взыскания.
ИФНС России по г. Геленджику Краснодарского края обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просила решение отменить.
Податель жалобы полагает, что суд вышел за пределы просительной части заявления организации. Пропуск срока не является основанием для исключения сведений о состоянии расчетов с бюджетом из справки. Судебные акты и справка, на которые ссылается суд, не подтверждают отсутствие задолженности.
В отзыве на апелляционную жалобу организация просила решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
ИФНС России по г. Геленджику Краснодарского края о рассмотрении дела извещены надлежащим образом, в судебное заседание представитель не явился. Инспекция ходатайствовала о рассмотрении дела в отсутствие представителя, ходатайство судом удовлетворено. Дело рассмотрено в порядке ст. 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Геленджикская городская организация Краснодарской краевой организации Общероссийской общественной организации "Всероссийское общество инвалидов" в целях получения государственных субсидий на развитие производства обратилась в ИФНС России по г. Геленджику с заявлением о выдаче справки о состоянии расчетов по налогам и сборам.
В связи с чем, ИФНС России по г. Геленджику на основании данных лицевых счетов выдана справка от 28.01.10 г. N 133, в которую были включены суммы пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой части трудовой пенсии в размере 44021,57 руб., 2044811,27 руб., пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на выплату накопительной части трудовой пенсии в размере 6846,72 руб. и 232009,49 руб., штраф по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой части трудовой пенсии в размере 466021,89 руб., пени по земельному налогу в размере 10794,52 руб.
Полагая, что налоговая инспекция утратила возможность взыскания с организации указанных сумм пени и штрафов, Геленджикская городская организация Краснодарской краевой организации Общероссийской общественной организации "Всероссийское общество инвалидов" обратилась в суд.
При вынесении решения суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В силу ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 5 статьи 200 Кодекса установлено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу части 2 статьи 201 Кодекса арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
По смыслу приведенных норм для признания арбитражным судом действий (бездействия) государственного органа незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции полагает, что Геленджикская городская организация Краснодарской краевой организации Общероссийской общественной организации "Всероссийское общество инвалидов" вправе была обратиться с указанным заявлением.
Подпунктом 10 п. 1 ст. 32 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговый орган обязан представлять налогоплательщику по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа.
Указанные в справке сведения должны соответствовать реальной обязанности налогоплательщика по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов, то есть быть достоверными.
Из материалов дела следует, что в карточках лицевых счетов содержатся сведения о наличии задолженности по пеням и штрафам, право на взыскание которой утрачено, что налоговым органом не оспаривается. Вместе с тем, инспекция ссылается на Методическими указаниями по заполнению справки о состоянии расчетов.
В соответствии с Методическими указаниями по заполнению справки о состоянии расчетов по налогам, сборам и взносам по форме N 39-1, утвержденными Приказом Федеральной налоговой службы от 04.04.2005 N САЭ-3-01/138@ справка о состоянии расчетов для юридических лиц, предпринимателей без образования юридического лица формируется с помощью программных средств налогового органа по форме N 39-1 по всем кодам бюджетной классификации.
Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в Постановлении от 01.09.2009 N 4381/09 разъяснено, что Приказ Федеральной налоговой службы от 23.05.2005 N ММ-3-19/206, утвердивший форму справки, не предусматривающей информацию об утрате возможности взыскания числящегося за налогоплательщиком долга перед бюджетом в принудительном порядке, не может служить препятствием к выдаче справки с отражением в ней реального состояния расчетов по налоговым платежам.
Неполная информация о задолженности по пеням, числящейся за налогоплательщиком, затрагивает его право на достоверную информацию, необходимую ему для осуществления своих прав и законных интересов, в том числе в предпринимательской и (или) иной экономической деятельности (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.09.2009 N 4381/09).
Иными словами, выдача справки с указанием задолженности по пеням и штрафам, право на взыскание которой утрачено, повлекла нарушение прав заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как следует из материалов дела, штраф в сумме 466 021,89 руб. отражен в связи с принятием решения N 224 от 20.12.02 г., решением N 2997 от 15.04.04 г. налоговым органом доначислены взносы на обязательное пенсионное страхование, а также начислены пени и штрафы (321563,52 руб. и 144458,38 руб.).
Суд первой инстанции правильно указал, что срок взыскания по данным решениям 2002 и 2004 г. истек.
Доказательств того, что в установленном порядке было возбуждено исполнительное производство, принимались меры по взысканию, инспекцией не представлено.
В части начисления пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой части трудовой пенсии в размере 44021,57 руб., 2044811,27 руб., пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на выплату накопительной части трудовой пенсии в размере 6846,72 руб. и 232009,49 руб., суд отмечает, что в материалы дела не представлено пояснений и расчета с указанием на какую задолженность, за какой налоговый период начислены соответствующие пени.
Ссылки инспекции на представленные в материалы дела Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 03.11.04 г. по делу N А32-30959/2004-42/657 и решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.11.04 г. по делу N А32-27191/2003-51/811, не принимаются.
В силу статьи 26 Закона N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионной страховании в Российской Федерации" исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями. Пенями признается денежная сумма, которую страхователь должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние сроки по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм страховых взносов и независимо от применения мер ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании. Сумма пеней уплачивается одновременно с уплатой сумм страховых взносов или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Ст. 25 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионной страховании в Российской Федерации" установлено, что контроль за правильностью исчисления и за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами, а взыскание недоимки по страховым взносам и пеням осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Указанными решениями от 03.11.04 г. и от 15.11.04 г. удовлетворены требования ГУ УПФ РФ в г. Геленджике о взыскании с организации задолженности по страховым взносам за 2003 г. в сумме 2736063 руб., задолженности по страховым взносам по состоянию на 14.10.04 г. в сумме 761306 руб.
Пени указанными решениями не взыскивались, инспекцией доказательства взыскания пеней в установленном законом порядке не представлены, отсутствуют сведения о возбуждении исполнительных производств о взыскании соответствующих сумм пеней.
Следует отметить, на основании положений статей 25, 25.1 и 27 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ полномочиями по принятию решений и взысканию недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, соответствующих пеней и штрафов наделены только территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации, налоговые органы такими полномочиями не обладают.
Таким образом, инспекцией неправомерно отражены пени по страховым взносам в справке от 28.01.2010 г.
В справке, выданной организации, по состоянию на 28.01.10 г. содержатся сведения о задолженности по пене по земельному налогу.
Вместе с тем, обязательства по уплате возникли
Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2010 n 15АП-9981/2010 по делу n А32-11071/2010 По делу о взыскании задолженности по арендной плате, процентов за пользование чужими денежными средствами, судебных расходов на представителя и расходов по уплате госпошлины.Суд первой инстанции Арбитражный суд Краснодарского края  »
Читайте также