Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.05.2009 n 15АП-2380/2009 по делу n А32-22009/2008 По делу о взыскании платы за пользование вагонами и штрафа за задержку вагонов.Суд первой инстанции Арбитражный суд Краснодарского края

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 мая 2009 г. N 15АП-2380/2009
Дело N А32-22009/2008
Резолютивная часть постановления объявлена 20 мая 2009 года
Полный текст постановления изготовлен 22 мая 2009 года
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Величко М.Г.
судей Барановой Ю.И., Ехлаковой С.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Потаповой С.С.
при участии:
от истца: представитель Киселева Н.П. по доверенности от 10.11.2008 г. N НЮ-10/447, представитель Макарова Ю.А. по доверенности от 10.11.2008 г. N НЮ-10/445, представитель Антонова Е.В. по доверенности от 15.12.2008 г. N НЮ-10/709
от ответчика: представитель Деревенец И.В. по доверенности от 22.12.2008 г. N 27/ОПР-675, представитель Тагирова Г.М. по доверенности от 22.12.2008 г. N 27/ОПР-676
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
открытого акционерного общества "Туапсинский морской торговый порт"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 10 февраля 2009 г. по делу N А32-22009/2008
по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала СКЖД Краснодарское отделение - структурное подразделение филиала
к ответчику открытому акционерному обществу "Туапсинский морской торговый порт"
о взыскании 405764 рубля 43 копейки,
принятое в составе судьи Козубовой М.Г.,
установил:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице филиала СКЖД Краснодарское отделение - структурное подразделение филиала (далее - железная дорога, истец) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к открытому акционерному обществу "Туапсинский морской торговый порт" (далее - порт, ответчик) о взыскании 405764 рубля 43 копейки, в том числе 292764 рубля 43 копейки платы за пользование вагонами и 113000 рублей штрафа за задержку вагонов.
Требования мотивированы ссылками на статьи 39, 99, 100 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее - Устав).
Решением от 10.02.2009 (л.д. 32-35, т. 5) требования истца удовлетворены. Судебный акт мотивированы тем, что железная дорога правомерно заявила требования о взыскании платы за пользование вагонами и штрафа за задержку вагонов с выставочных путей NN 5, 6 парка "В" станции Туапсе по условиям не Узлового соглашения от 01.06.2001, а по договору N 85/4 от 25.06.2008 в редакции суда по результатам рассмотрения преддоговорного спора, действие которого распространено сторонами на спорный период взаимоотношений сторон с 14.08.07 (спорный период третья декада октября с 20.10.07 по 31.10.07). Доводы ответчика о том, что представленные истцом для перерасчета платы за пользование вагонами и штрафа перевыставленные железной дорогой после осуществления железнодорожных операций памятки приемосдатчика, составленные в одностороннем порядке в сентябре 2008 г., не отражают фактические отношения сторон в спорный период по подаче и уборке вагонов, не приняты судом, как документально не подтвержденные.
Открытое акционерное общество "Туапсинский морской торговый порт" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В апелляционной жалобе порт просит решение суда отменить, отказав в иске. По мнению порта, судом не учтено, что в спорный период (третья декада октября 2007 г.) без возражений, как со стороны порта, так и железной дороги осуществлялась приемка и уборка укрупненных партий вагонов (более 26 вагонов) с внутриподъездных путей порта (пути NN 13-21), при этом без замечаний к сложившемуся между сторонами грузовому процессу, в том числе к месту подачи и уборки вагонов, составлялись памятки приемосдатчика и принимались уведомления порта о завершении грузовых операций в период с 20.10.07 по 31.10.07 с фиксированием времени снятия вагонов с ответственности порта. При этом, дорога в спорный период не обращалась к порту с требованием производить прием и уборку вагонов с выставочных путей N 5 и N 6, а лишь обратилась в сентябре 2008 г. с вопросом о пересоставлении документов. Порт указывает на то, что поскольку технические характеристики выставочных путей N 5 и N 6 (ограниченная вместимость) не позволяют эффективно и планомерно производить грузовые операции, сторонами 15.07.08 к договору N 85/4 от 25.06.2008 подписано дополнительное соглашение N 1, которым согласованы и дополнены пункты 7 и 8 договора пунктами 7.1 и 8.1, в которых зафиксирована возможность подавать вагоны на внутриподъездные пути порта укрупненными партиями и производить их уборку группами вагонов с внутриподъездных путей, что свидетельствует о том, что стороны исходя из технической возможности организации грузового процесса продолжили исполнять сложившийся в этой части порядок проведения грузовых операций, который существовал до подписания договора N 85/4 от 25.06.2008. Пересоставленные в одностороннем порядке через 11 месяцев памятки приемосдатчика и акт общей формы исходя из условий договора N 85/4 от 25.06.2008, в части снижения укрупненности партий вагонов (не более 26 вагонов на выставочные пути 5,6 и не менее 9 вагонов на пути 5 или 6 при возврате вагонов) и используемых для этого путей (выставочные пути NN 5 и 6) не отражают реальный транспортный процесс, который отработан портом и дорогой в спорный период. Сведения, указанные в пересоставленных дорогой односторонних документах носят недостоверный и недопустимый характер, а поэтому не могут доказывать требования, как по существу, так и по объему.
Железная дорога представила отзыв, в котором просит решение суда оставить без изменений. При этом дорога указывает на то, что 23.09.08 дорогой в адрес порта было направлено письмо с предложением привести документы по спорным отношениям в соответствие с условиями договора N 85/4. Поскольку порт отказался пересоставлять документы, требования истца правомерны, так как так в них отражены операции расчетным путем, исходя из чего обоснованно удовлетворены судом первой инстанции.
В судебном заседании 13.05.09 объявлялся перерыв до 20.05.09 до 13 ч. 55 мин. После перерыва судебное заседание продолжено.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом, железная дорога заявила требования о взыскании платы за пользование вагонами и штрафа за задержку вагонов с выставочных путей N 5 или N 6 парка "В" станции Туапсе за третью декаду октября с 20.10.07 по 31.10.07 по условиям договора N 85/4 от 25.06.2008 в редакции суда по результатам рассмотрения преддоговорного спора по делу N А53-8271/2006-С1-17, действие которого распространено сторонами на спорный период взаимоотношений сторон с 14.08.07.
Иск мотивирован тем, что плата за пользование и штрафы дорогой ранее производились и уплачены портом исходя из реального транспортного процесса, регулируемого Узловым соглашения от 01.06.2001, в то время как плату и штрафы необходимо было производить в спорный период исходя из организации транспортного процесса, который должен был осуществляться по иному, исходя из порядка установленного условиями договора N 85/4 от 25.06.2008.
Так, пунктами 7 и 8 договора N 85/4 от 25.06.2008 предусмотрено, что сдаваемые на железнодорожный путь необщего пользования вагоны подаются локомотивом перевозчика на железнодорожные пути N 5, 6 парка "В" станции Туапсе в количестве не более 26 вагонов и возвращаются с железнодорожного пути необщего пользования на выставочные пути N 5 или N 6 парка "В" станции Туапсе в количестве не менее 9 вагонов.
Согласно статье 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владельцев железнодорожных путей необщего пользования либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от таких грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами.
За время задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих грузополучателей своими локомотивами, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов.
Порядок оформления задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, а также в ожидании их подачи или приема на железнодорожной станции назначения устанавливается правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
Приказом Министерства путей сообщения России от 18.06.2003 N 45 утверждены Правила составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом.
Согласно данным Правилам для удостоверения факта задержки вагонов на станции назначения, на промежуточных станциях по любым основаниям составляются акты общей формы (пункт 3.1).
При составлении акта общей формы для взимания с грузоотправителя, грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования и других юридических и физических лиц штрафов, сборов и других платежей, перевозчиком составляется три экземпляра акта:
первый экземпляр акта общей формы прикладывается к документу, по которому производится начисление и взимание штрафов, сборов и других платежей;
второй экземпляр акта общей формы выдается, соответственно, грузоотправителю, грузополучателю, владельцу железнодорожного пути необщего пользования, другим юридическим и физическим лицам;
третий экземпляр акта общей формы хранится в делах перевозчика (пункт 3.2.2.).
В акте общей формы должны быть изложены обстоятельства, послужившие основанием для его составления.
Если акт общей формы составляется в случае задержки вагонов, контейнеров в пути следования при обстоятельствах, требующих увеличения срока доставки грузов, то в акте указывается причина и время задержки вагонов, контейнеров в пути.
В акте общей формы, составленном для удостоверения обстоятельств, служащих основанием для взыскания платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими перевозчику, указывается причина задержки вагонов, контейнеров с указанием их номеров, времени начала и окончания задержки вагонов, контейнеров, других сведений, предусмотренных правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом (пункт 3.4).
Согласно статье 99 Устава за задержку вагонов, контейнеров, принадлежащих перевозчикам, под погрузкой, выгрузкой грузов в местах общего и необщего пользования, включая железнодорожные пути необщего пользования, более чем на двадцать четыре часа по истечении технологических сроков оборота вагонов, контейнеров, установленных договорами на подачу и уборку вагонов или договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования, либо по истечении тридцати шести часов с момента подачи вагонов, контейнеров под погрузку, выгрузку грузов локомотивами перевозчика грузоотправители, грузополучатели, владельцы железнодорожных путей необщего пользования уплачивают перевозчику штрафы, установленные статьями 100 и 101 настоящего Устава.
В силу требований пункта 4.3 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 26, время нахождения вагонов на железнодорожных путях необщего пользования, обслуживаемых локомотивом владельца или пользователя этих путей, исчисляется с момента передачи вагонов на железнодорожные выставочные пути согласно памятке приемосдатчика до момента их возвращения на железнодорожные выставочные пути и сдачи их перевозчику на основании книги регистрации уведомлений и памятки приемосдатчика.
Превышение установленных законом сроков свидетельствует о задержке под погрузкой, выгрузкой вагонов, контейнеров, принадлежащих перевозчику.
В соответствии с пунктом 4.5 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования учет времени нахождения вагонов на железнодорожном пути необщего пользования осуществляется на основании памяток приемосдатчика и актов общей формы в случае их составления.
Пунктом 7 Правил оформления и взыскания штрафов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 43, предусмотрено, что расчет штрафов, установленных статьями 100 и 101 Устава, производится по ведомостям подачи и уборки вагонов, составленным на основании памяток приемосдатчика.
Судом апелляционной инстанции установлено, что в период с 20 по 31 октября 2007 года исходя из ограниченных технических характеристик выставочных путей N 5 и N 6 (ограниченная вместимость) без возражений, как со стороны порта, так и железной дороги, осуществлялась приемка и уборка укрупненных партий вагонов (более 26 вагонов) с внутриподъездных путей порта (пути NN 13-21), при этом без замечаний по вопросу технически возможного для сторон места подачи и уборки вагонов составлялись памятки приемосдатчика с указанием внутриподъездных путей порта и принимались уведомления порта о завершении грузовых операций в период с 20.10.07 по 31.10.07 с фиксированием времени снятия вагонов с ответственности порта.
Материалами дела не подтверждается, что в спорный период для удостоверения факта задержки вагонов на выставочных путях составлялись акты общей формы.
При этом, судом апелляционной инстанции установлено, что железная дорога в спорный период не обращалась к порту с требованием производить прием и уборку вагонов на выставочных путях N 5 и N 6, а лишь обратилась в сентябре 2008 г. с вопросом о пересоставлении документов без привязки к реально отработанному сторонами в спорный период транспортному процессу по организации перевозок.
Материалами дела подтверждается, и не оспаривается сторонами, что исходя из ограниченных технических характеристик выставочных путей N 5 и N 6, сторонами 15.07.08 к договору N 85/4 от 25.06.2008 подписано дополнительное соглашение N 1, которым дополнен пункты 7 пунктом 7.1, а пункт 8 дополнен пунктом 8.1, которые позволяют подавать вагоны на внутриподъездные пути порта укрупненными партиями (превышающими вместимость выставочных путей) и производить их уборку группами вагонов также с внутриподъездных путей, что свидетельствует
Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.05.2009 n 15АП-2320/2009 по делу n А32-8295/2008 По делу о признании незаконным отказа в государственной регистрации соглашения о выкупе квартиры и обязании регистрационной службы зарегистрировать названное соглашение.Суд первой инстанции Арбитражный суд Краснодарского края  »
Читайте также