Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2009 n 15АП-3741/2009 по делу n А32-486/2009 По делу о признании незаконными действий по отказу в зачете излишне уплаченных таможенных сборов в счет будущих платежей.Суд первой инстанции Арбитражный суд Краснодарского края

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 мая 2009 г. N 15АП-3741/2009
Дело N А32-486/2009
Резолютивная часть постановления объявлена 18 мая 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 мая 2009 г.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Смотровой Н.Н.
судей С.И. Золотухиной, Н.Н. Ивановой
при ведении протокола судебного заседания судьей Смотровой Н.Н.
при участии:
от таможни: старшего государственного таможенного инспектора Мацко Е.А. (доверенность от 24.12.08 г. N 04-17/25767, сроком до 31.12.09 г.);
от общества: Волошина В.В. (доверенность N 09-87/01-7/2-15 от 01.04.09 г., сроком до 11.01.10 г.);
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Краснодарской таможни
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23 марта 2009 г. по делу N А32-486/2009
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЕвроХим-Белореченские Минудобрения"
к заинтересованному лицу Краснодарской таможне
о признании незаконными действий,
принятое в составе судьи Бондаренко И.Н.
установил:
общество с ограниченной ответственностью "ЕвроХим-Белореченские Минудобрения" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Краснодарской таможне (далее - таможня) о признании незаконными действий таможни по отказу в зачете излишне уплаченных таможенных сборов в счет будущих платежей.
Решением суда от 23.03.09 г. заявленные обществом требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован тем, что общество доказало несоответствие оспариваемых им действий таможни действующему законодательству и нарушение ими прав и имущественных интересов общества. Таможня, в свою очередь, не доказала что оспариваемые действия были совершены таможней в соответствии с действующим законодательством РФ.
Не согласившись с принятым судебным актом, таможня подала в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции по делу отменить и принять по делу новый судебный акт. Жалоба мотивирована тем, что в соответствии с Письмом ФТС России от 08.10.08 г. N 01-11/41807 "О таможенных сборах за таможенное оформление" - взимание таможенных сборов за таможенное оформление следует осуществлять как при подаче временных таможенных деклараций, так и при подаче полных таможенных деклараций. Вышеуказанное Письмо ФТС России подтверждено п. 7.1 Постановления правительства Российской Федерации от 10.03.09 г. N 220 "О внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 28.12.04 г. N 863", согласно которому - при таможенном оформлении товаров, в отношении которых применяется периодическое временное декларирование, - таможенные сборы за таможенное оформление уплачиваются по ставкам, установленным п. 1 настоящего Постановления, как при подаче временной таможенной декларации, так и при подаче полной таможенной декларации.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с гл. 34 АПК РФ.
Представитель таможни в судебном заседании поддержал изложенные в апелляционной жалобе доводы, настаивал на отмене решения суда первой инстанции.
Представитель общества возражал против отмены решения суда первой инстанции сославшись на доводы, приведенные в отзыве на апелляционную жалобу.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, оценив доводы апелляционной жалобы, изучив отзыв на апелляционную жалобу, выслушав представителей таможни и общества, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что решение арбитражного суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, общество зарегистрировано в качестве юридического лица ИФНС по г. Белореченску 01.09.06 г. ОГРН 1062303006930, ИНН 2303025270.
Общество вывезло с таможенной территории Российской Федерации сложное химическое удобрение. Таможенное оформление товара производилось в порядке временного периодического декларирования, предусмотренном ст. 138 ТК РФ. При подаче временных таможенных деклараций общество уплатило по платежным поручениям N 1955 от 17.07.07 г., N 2400 от 29.08.07 г., N 2834 от 09.10.07 г., N 3113 от 07.11.07 г., N 3684 от 18.12.07 г., N 118 от 21.01.08 г., N 578 от 06.03.08 г. таможенные сборы за таможенное оформление в общей сумме 2 777 500 рублей.
При подаче полных таможенных деклараций общество уплатило 2 777 500 руб. таможенных сборов в отношении тех же товаров.
Считая начисление таможенных сборов при подаче полных таможенных деклараций необоснованным, общество 23.09.08 г. обратилось в таможенный орган с заявлением N 08-4071/26-01 о зачете излишне уплаченных сборов за таможенное оформление товаров в счет будущих платежей на сумму 2 777 500 руб.
Письмом от 08.10.08 г. N 13-10/19218 таможенный орган, сославшись на разъяснения вышестоящих таможенных органов о взимании таможенных сборов за таможенное оформление как при подаче временных, так и при подаче полных таможенных деклараций, указал на невозможность зачета излишне уплаченных таможенных сборов.
Не согласившись с вышеуказанными действиями общество обратилось в арбитражный суд.
Повторно рассмотрев заявление, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что оно правомерно удовлетворено судом первой инстанции.
Так, в соответствии с п. 1 ст. 14 ТК РФ все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю в порядке и на условиях, которые предусмотрены настоящим Кодексом.
Статья 318 ТК РФ устанавливает, что к таможенным платежам относятся таможенные сборы.
В соответствии с п. 1 ст. 357.10 ТК РФ ставки таможенных сборов за таможенное оформление устанавливаются Правительством Российской Федерации.
На дату отказа таможни в зачете излишне уплаченных таможенных сборов, ставки таможенных сборов за таможенное оформление определялись Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.04 г. N 863 "О ставках таможенных сборов за таможенное оформление товаров" в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 25.12.06 г. N 803.
Пункт 7 указанного Постановления содержит положение о том, что в случае повторной подачи таможенной декларации на одни и те же товары при заявлении одного и того же таможенного режима (за исключением подачи полной таможенной декларации при периодическом временном декларировании) таможенные сборы за таможенное оформление уплачиваются в размере 500 рублей.
По делу о признании недействующим п. 7 указанного Постановления от 28.12.04 N 863, Верховный суд РФ в Решении от 24.05.06 N ГКПИ06-495 и Определении кассационной коллегии от 03.08.06 N КАС06-267 отметил, что подача полной ГТД по своей природе не может быть приравнена к подаче повторной ГТД и указал на отсутствие оснований для вывода о том, что оспариваемым пунктом регулируются условия и размер оплаты таможенного сбора при подаче полной таможенной декларации.
С учетом данного вывода, установленная п. 7 Постановления Правительства РФ от 28.12.04 N 863 (в редакции Постановления N 803) обязанность по повторной уплате таможенного сбора не может быть распространена на случаи подачи полной ГТД при периодическом временном декларировании.
Кроме того, как следует из подпункта 31 п. 1 ст. 11 ТК РФ, к таможенным сборам относится платеж, уплата которого является одним из условий совершения таможенными органами действий, связанных с таможенным оформлением товаров.
Согласно ст. 60 ТК РФ при вывозе товаров таможенное оформление начинается в момент предоставления таможенной декларации и завершается совершением таможенных операций, необходимых в соответствии с Кодексом для применения к товарам таможенных процедур, для помещения товаров под таможенный режим или для завершения действия этого режима, если такой таможенный режим действует в течение определенного срока, а также для исчисления и взимания таможенных платежей.
Следовательно, представление временной и полной таможенных деклараций в совокупности с другими необходимыми таможенными операциями составляют таможенное оформление товара как единую таможенную процедуру.
В связи с этим, исходя из Постановления Правительства РФ от 28.12.04 г. N 863 в редакции Постановления от 25.12.06 г. N 803, уплата таможенного сбора за таможенное оформление товаров при подаче временной ГТД является оплатой всех действий таможенных органов по таможенному оформлению товара в рамках периодического временного декларирования данных товаров и исключает повторную уплату таможенных сборов при представлении полной ГТД.
Аналогичная позиция изложена в Постановлении Президиума ВАС РФ от 08.07.2008 N 4574/08, в котором действиям таможенных органов по взиманию таможенных сборов за оформление полной ГТД давался правовой анализ с учетом положений Постановления Правительства РФ от 28.12.04 г. N 863 в той редакции, которая действовала на дату совершения этих действий - в редакции Постановления Правительства РФ от 25.12.06 г. N 803.
В связи с принятием указанного Постановления Президиума ВАС РФ и в целях обеспечения единообразия действий таможенных органов при таможенном оформлении российских товаров, в отношении которых применяется процедура периодического временного декларирования, Федеральная таможенная служба России направила Письмо от 25.08.08 N 01-11/34707 "О таможенных сборах за таможенное оформление" во все таможни с соответствующими разъяснениями о применении действующего законодательства, которое было получено Ростовской таможней 28.08.08 г. вх. N 16981.
В этом Письме ФТС России указано, что связи с отсутствием в ТК РФ и в Постановлении Правительства РФ от 28.12.04 г. N 863 однозначной нормы, определяющей порядок уплаты таможенных сборов за таможенное оформление при применении процедуры периодического временного декларирования товаров, установленного ст. 138 ТК РФ, временно, до особого указания, взимание таможенных сборов за таможенное оформление следует осуществлять как при подаче временных таможенных деклараций, так и при подаче полных таможенных деклараций. Возврат сумм таможенных сборов за таможенное оформление, уплаченных при подаче полных таможенных деклараций, может осуществляться только на основании вступивших в законную силу решений судов, принятых по конкретным обращениям участников внешнеэкономической деятельности.
С 24.03.09 г. вступает в действие новая редакция Постановления Правительства Российской Федерации от 28.12.04 г. N 863.
Так, Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.09 г. N 220 указанное Постановление N 863 дополнено п. 7.1. следующего содержания: "При таможенном оформлении товаров, в отношении которых применяется периодическое временное декларирование, таможенные сборы за таможенное оформление уплачиваются по ставкам, установленным пунктом 1 настоящего Постановления, при подаче как временной таможенной декларации, так и полной таможенной декларации.".
Названное Постановление опубликовано в "Российской газете", N 44, 17.03.09 г. и вступает в законную силу через 7 дней после его официального опубликования.
Однако, поскольку таможня отказала письмом от 08.10.08 г. N 13-10/19218 в зачете излишне уплаченных таможенных сборов до дополнения Постановления Правительства Российской Федерации N 863 пунктом 7.1 Постановлением Правительства Российской Федерации N 220, его законность правомерно оценивалась судом первой инстанции с учетом той редакции Постановления N 863, которая действовала на дату его принятия (это редакция от 25.12.06 г., введенная Постановлением Правительства Российской Федерации N 803) и исходя из приведенных выше разъяснений ВС РФ и Президиума ВАС РФ, данных в период действия Постановления N 863 в редакции Постановления N 803.
Из материалов дела следует, что общество при подаче временной таможенной декларации уплатило таможенные сборы за таможенное оформление товаров. Данный факт таможня не оспаривает.
Основываясь на изложенном, исходя из положений Постановления Правительства РФ от 28.12.04 г. N 863 "О ставках таможенных сборов за таможенное оформление товаров" в редакции постановления Правительства РФ от 25.12.06 г. N 803, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что таможня не имела оснований для отказа в зачете излишне уплаченных таможенных сборов в счет будущих платежей.
Указанный вывод соответствует рекомендациям Президиума ВАС РФ от 08.07.08 г. N 4574/08, в котором действиям таможенных органов по взиманию таможенных сборов за оформление полной ГТД давался правовой анализ с учетом положений Постановления Правительства РФ от 28.12.04 г. N 863.
В связи с этим, у суда апелляционной инстанции не имеется оснований для признания решения суда, которым были рассмотрены по существу и удовлетворены требования общества, незаконным.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.03.09 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу составить без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
Н.Н.СМОТРОВА
Судьи
С.И.ЗОЛОТУХИНА
Н.Н.ИВАНОВА

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2009 n 15АП-3630/2009 по делу n А32-24381/2008 По делу об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 3 ст. 16.12 КоАП РФ за непредставление запрошенных документов, необходимых для проведения таможенного контроля в форме проверки документов и сведений в отношении товаров, оформленных по грузовой таможенной декларации.Суд первой инстанции Арбитражный суд Краснодарского края  »
Читайте также