Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2010 по делу n А32-7758/2009. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

ПЯТНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

Газетный пер., 47б лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: [email protected], Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности и обоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону                                                         дело № А32-7758/2009

18 января 2010 г.                                                                                15АП-9740/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 11 января 2010 года.

Полный текст постановления изготовлен 18 января 2010 года.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Ехлаковой С.В.

судей Ванина В.В., Корневой Н.И.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ереминой О.А.

при участии:

от ОАО РЖД – представитель Балакина А.С. по доверенности № НЮ-10/811 от 08.12.2009; паспорт 03 05 № 573094 выдан 28.10.2004 код подразделения 232-025; представитель Киселева Н.П. по доверенности № НЮ-10/804 от 08.12.2009, паспорт 03 00 № 831369 выдан 14.05.2001 код подразделения 232-025;

от ОАО ТМТП – представитель Деревенец И.В. по доверенности № 27/ОПР-51Д от 29.06.2009; представитель Тагирова Г.М. по доверенности 23АД № 132071 от 08.12.2009;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "Туапсинский морской торговый порт" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 31.08.200 по делу № А32-7758/2009

по иску ОАО "Российские железные дороги" в лице филиала СКЖД Краснодарское отделение

к ответчику - ОАО "Туапсинский морской торговый порт"

о взыскании задолженности в размере 24045 руб. 10 коп.

принятое в составе судьи Бабаевой О.В.

УСТАНОВИЛ:

открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице Краснодарского отделения филиала ОАО "Российские железные дороги"- "Северо-Кавказской железной дороги"   (далее - дорога, истец) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к открытому акционерному обществу "Туапсинский морской торговый порт" (далее - порт, ответчик) о взыскании платы за пользование вагонами в размере 24 045,10 рублей.

Решением арбитражного суда от 31.08.2009г. исковые требования удовлетворены в части взыскания с торгового порта в пользу дороги 8 073,21 рублей платы за пользование вагонами. В остальной части иска отказано. Судебный акт мотивирован тем, что материалами дела подтверждается факт превышения торговым портом установленной договором на подачу и уборку вагонов  продолжительности приемосдаточных операций - по 1 минуте на вагон, но не более 30 минут на одновременно поданную партию.   Начисление дорогой платы за пользование вагонами  при подаче перевозчиком (дорогой) на выставочный путь вагонов в количестве, превышающем установленное в договоре (не более 26 вагонов), является неправомерным, в связи с чем, в указанной части иска отказано.

Не согласившись с принятым судебным актом, торговый порт обратился с апелляционной жалобой в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В апелляционной жалобе торговый порт просит отменить решение, мотивируя свои требования тем, что по отдельным памяткам приемосдатчика, на основании которых составлены ведомости подачи и уборки вагонов, время технического осмотра вагонов по расчету перевозчика, приведенному ведомостях, не отразилось на зачислении вагонов на ответственность порта, так как по интервалу подач вагонов, согласованному в договоре, вагоны зачислены позднее, из чего следует, что порт выполнил свои обязанности по плате за пользование вагонами, указанными в соответствующих ведомостях. В этой связи заявитель считает, что плата за пользование вагонами по причине увеличения  до 2-х минут времени проведения перевозчиком приемосдаточной операции составляла 2 502, 54 руб. (в т.ч. 381, 74 руб. НДС).

В судебном заседании апелляционной инстанции представители порта пояснили, что правомерность взыскания платы в указанном в апелляционной жалобе размере ответчиком не оспаривается с учетом сложившейся судебной практики, в связи с чем уточнили  требования по жалобе, заявив об изменении решения, что отражено в протоколе судебного заседания.

В отзыве на жалобу ОАО "РЖД" в лице Краснодарского отделения филиала ОАО "РЖД"- "СКжд"  отклонило доводы заявителя как несостоятельные по основаниям, приведенным в нем, и просили изменить решение, указав, что при определении платы по вагонам, начисление которой судом признано правомерным, было произведено без округления расчетных значений платы до десятых копеек и ошибочно не был взыскан налог на добавленную стоимость в размере 1 454, 96 руб., а потому размер взысканной платы подлежит увеличению 9 538, 06 руб.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители сторон поддержали доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее.  В части отказа в удовлетворении исковых требований о взыскании платы за пользование вагонами, поданными в количестве, превышающем установленное договором (14 507,04 руб.), судебный акт сторонами  не обжалуется.

Законность и обоснованность вынесенного судебного акта в части взыскания платы за пользование вагонами проверяется судом апелляционной инстанции с учетом части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие деле, не заявят возражений.

Изучив материалы дела и заслушав пояснения представителей сторон, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд полагает, что обжалуемое решение подлежит изменению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, в период с 31.03.08 по 10.04.08 на железнодорожный путь необщего пользования дорогой было подано 1056 вагонов, о чем составлены памятки приемосдатчика, подписанные портом с оговоркой о том, что вагоны принимаются после окончания приемо-сдаточной операции и  проведения технического осмотра вагонов и зачисляются на ответственность порта по установленному Узловым соглашением интервалу. На основании памяток приемосдатчика дорогой составлены ведомости подачи-уборки вагонов № 041096, № 041097, № 041098, № 041099, № 041100, №042101, №042102, №042103, №042104, №042105, по которым порту была начислена плата за пользование вагонами.

Ссылаясь на то, что начисленная дорогой по указанным ведомостям плата за пользование вагонами оплачена торговым портом лишь частично, и считая, что время проведения технического осмотра вагонов неправомерно исключено портом при зачислении вагонов на его ответственный простой, дорога  обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.

В соответствии со статьей 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее-УЖТ РФ) за время нахождения вагонов, контейнеров, у грузополучателей, грузоотправителей, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владельцев железнодорожных путей необщего пользования либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от таких грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами.

Согласно статье 57 УЖТ РФ отношения по поводу эксплуатации железнодорожных путей в порту, подачи и уборки вагонов регулируются соответствующими договорами, заключаемыми перевозчиком и портом. Подача и уборка вагонов для грузоотправителей, грузополучателей в портах осуществляются локомотивом, принадлежащим порту на праве собственности или на ином праве, с передачей вагонов, контейнеров порту на железнодорожных выставочных путях (железнодорожных путях, на которых выполняются технологические операции, связанные с передачей вагонов, контейнеров) в соответствии с договорами на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования, договорами на подачу и уборку вагонов.

В силу статьи 58 УЖТ РФ в случаях, если по прибытии составов или групп вагонов (груженых или порожних) грузоотправители, грузополучатели или обслуживающий грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владелец железнодорожного пути необщего пользования выполняют своими средствами технологические операции, которые являются обязанностью перевозчика, время на выполнение этих операций не включается в оплачиваемое время пользования вагонами. Продолжительность этих операций оговаривается в договоре на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования или в договоре на подачу и уборку вагонов.

При рассмотрении спора судом установлено, что 25.06.2008г. дорога (перевозчик) и торговый порт заключили договор №85/4 на подачу и уборку вагонов на железнодорожный путъ необщего пользования, принадлежащий ОАО «РЖД», для ОАО «ТМТП» при станции  Туапсе Северо-Кавказской железной дороги, распространив действие указанного  договора на период с 14.08.2007г. по 14.08.2010г. в порядке статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации. Следовательно, с момента подписания данного договора его условия распространяются на отношения сторон, связанные с подачей и уборкой вагонов на указанный железнодорожный путь, в том числе по выполнению спорных обязательств.

Пунктом 7 договора №85/4 установлено, что сдаваемые на железнодорожный путь необщего пользования вагоны подаются локомотивом перевозчика на железнодорожные выставочные пути № 5 и № 6 парка «В» станции Туапсе в количестве не более 26 вагонов.

В соответствии с пунктом 11 договора №85/4 осмотр и передача вагонов в техническом и коммерческом отношении производится на ж.д. выставочных путях № 5 или № 6 парка «В» станции «Туапсе».  Время на приемосдаточные операции предоставляется по 1 минуте на вагон, но не более 30 минут на одновременно поданную партию.

Как следует из представленных в дело памяток приемосдатчика № 11709 от 02.04.2008г. (34 вагона), № 11716 от 02.04.2009г. (43 вагона), № 11781 от 02.04.2008г. (29 вагонов), № 11726 от 02.04.2008г. (34 вагона), № 11728 от 03.04.2008г. (28 вагонов), № 11737 от 03.04.2008г. (27 вагонов), № 11747 от 03.04.2008г. (35 вагонов), № 11754 от 04.04.2008г. (32 вагона), № 11763 от 04.04.2008г. (32 вагона), № 11777 от 05.04.2008г. (30 вагонов), № 11789 от 05.04.2008г. (44 вагона), № 11799 от 06.04.2008г. (48 вагонов), № 11835 от 07.04.2008г. (44 вагонов), № 11852 от 08.04.2008г. (27 вагонов), № 11877 от 09.04.2008г. (32 вагона), № 11878 от 09.04.2008г. (43 вагона), железной дорогой одновременно были поданы на выставочный путь партии вагонов в количестве более 26 вагонов, т.е. превышающем установленное в договоре количество, что в силу вышеназванных норм УЖТ исключало возможность начисления перевозчиком платы за пользование указанными в них вагонами. На этом основании судом первой инстанции отклонены требования дороги о взыскании  платы за пользование в соответствующей части, и правильность принятого решения в этой части сторонами не оспаривается.

Оценивая правомерность заявленных требований о взыскании платы, начисленной на основании памяток приемосдатчика № 11685 от 31.03.2008г., № 11688 от 01.04.2008г., № 11696 от 01.04.2008г., № 11725 от 02.04.2003г., № 11733 от 03.04.2008г., 11734 от 03.04.2008г., № 11755 от 04.04.2008г., № 11767 от 05.04.2008г., № 11770 от 05.04.2008г.? № 11811 от 06.04.2008г., № 11820 от 07.04.2008г., № 11821 от 07.04.2008г., № 11823 от 07.04.2008г., № 11837 от 08.04.2008г.. № 11839 от 08.04.2008г., № 11842 от 08.04.2008г.. № 11843 от 08.04.2008г.. № 11845 от 08.04.2008г.. № 11849 от 08.04.2008г.,№ 11859 от 09.04.2008г., № 11870 от 09.04.08г., № 11888 от 10.04.08г., № 11889 от 10.04.08г., согласно которым вагоны поданы дорогой на выставочный путь в количестве не более 26 одновременно, суд первой инстанции исходил из того, что расчете платы перевозчик обоснованно руководствовался условиями заключенного сторонами договора №85/4, а  именно пункта 11, которым установлено время на приемосдаточные операции по 1 минуте на вагон, но не более 30 минут на одновременно поданную партию.

 Ссылку порта на узловое соглашение и положения пункта 2.10. Технологического процесса работы пункта технической передачи вагонов ОАО "Туапсинский морской торговый порт", предусматривающие норму времени на приемосдаточные операции - 2 минуты на один вагон, суд правомерно отклонил, указав, что Технологический процесс является внутренним документом Эксплуатационного вагонного депо Краснодар Северо-Кавказской железной дороги и законодательно установленной   правовой нормой не является, а действие узлового соглашения прекращено с 18.07.2007г.-даты вступления в законную силу решения арбитражного суда от 28.04.2007г. по делу № А53-8271/06-С1-17, которым в удовлетворении требований порта о понуждении дороги к заключению узлового соглашения отказано, а встречный иск дороги о понуждении торгового порта к заключению договора на подачу и уборку вагонов удовлетворен.

Однако при удовлетворении иска дороги в данной части суд первой инстанции не проверил обоснованность возражений порта о том, что  по отдельным памяткам время технического осмотра вагонов по расчету перевозчика, произведенному в ведомостях подачи и уборки вагонов, не отразилось на зачислении вагонов на ответственность порта.

В соответствии с параграфом 87 Инструкции по ведению станционной коммерческой отчетности № ЦФ-3504 от 30.12.1978г. ( в редакции Указания МПС РФ от 15.08.2003г.) № Ш-865у за время нахождения вагонов у грузополучателей, грузоотправителей, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владельцев железнодорожных путей необщего пользования (далее - владельцы), либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от таких грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, для расчета которой составляется ведомость подачи и уборки вагонов (формы ГУ-46, ГУ-46 ВЦ) .Ведомость форм ГУ-46, ГУ-46 ВЦ составляется на основании памяток форм ГУ-45, ГУ-45 ВЦ и актов общей формы, оформленных на задержку в подаче (передаче) вагонов по причинам, зависящим от грузоотправителей, грузополучателей, владельцев. Ведомость форм ГУ-46, ГУ-46 ВЦ составляется отдельно по каждому договору в зависимости от его условий.

Пунктом 5 договора № 85/4 определено, что подача вагонов на путь ОАО «ТМТП» производится по уведомлению с обеспечением ритмичности подач: каждая последующая не ранее, чем через час после предыдущей.

Расчет платы за пользование вагонами,

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2010 по делу n А32-28675/2009. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также