Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2009 n 15АП-1121/2009 по делу n А53-21411/2008-С4-4 По делу об отказе в возврате излишне уплаченных таможенных сборов и об обязании произвести возврат обществу суммы излишне уплаченных таможенных сборов за таможенное оформление полных таможенных деклараций.Суд первой инстанции Арбитражный суд Ростовской области

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 апреля 2009 г. N 15АП-1121/2009
Дело N А53-21411/2008
Резолютивная часть постановления объявлена 20 апреля 2009 года
Полный текст постановления изготовлен 23 апреля 2009 года
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.Н.,
судей Золотухиной С.И., Ткаченко Т.И.
при ведении протокола судебного заседания председательствующим судьей
при участии:
от Ростовской таможни - представителя Тарасенко Е.А. по доверенности от 19.09.2008 года N 02-32/879
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Ростовской таможни
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 30 декабря 2008 года по делу N А53-21411/2008-С4-4
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Русэкспорт"
к заинтересованному лицу - Ростовской таможне
о признании незаконным решения Ростовской таможни от 15.10.2008 N 20-35/15283 об отказе в возврате излишне уплаченных таможенных сборов и об обязании произвести возврат обществу суммы излишне уплаченных таможенных сборов за таможенное оформление полных таможенных деклараций,
принятое судьей Сурмалян Г.А.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Русэкспорт" (далее - общество, ООО "Русэкспорт") обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Ростовская таможне (далее - таможня, таможенный орган) о признании незаконным решения Ростовской таможни от 15.10.2008 N 20-35/15283 об отказе в возврате излишне уплаченных таможенных сборов и об обязании произвести возврат обществу суммы излишне уплаченных таможенных сборов за таможенное оформление полных таможенных деклараций всего на общую сумму 387 500 рублей (с учетом уточнений первоначально заявленных требований, произведенных в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ) общество уменьшило размер заявленных требований до 380 000 рублей, отказавшись от заявленных требований в части обязания возвратить излишне уплаченные таможенные сборы по грузовой таможенной декларации (далее - ГТД) N 10313110/160606/0001097 на сумму 7500 рублей (т.2 л.д. 63-64)).
Заявленные требования мотивированы тем, что в соответствии с требованиями статей 60, 138 Таможенного кодекса Российской Федерации представление временной и полной таможенной декларации в совокупности с другими необходимыми таможенными операциями, необходимыми для таможенного оформления товаров, составляют единую таможенную процедуру. Таким образом, взыскание таможенных платежей при подаче временной и полной таможенных деклараций является необоснованным и противоречащим требованиям действующего законодательства.
Решением суда от 30 декабря 2008 года признано незаконным решение Ростовской таможни, изложенное в письме от 15.10.2008 N 20-35/15283 об отказе в возврате излишне уплаченных таможенных сборов за таможенное оформление полных периодических таможенных деклараций в сумме 387 500 рублей, как не соответствующие Таможенному кодексу Российской Федерации. В остальной части производство по делу прекращено. Решение мотивировано тем, что уплата таможенного сбора за таможенное оформление товаров при подаче временной таможенной декларации является оплатой всех действий таможенных органов по таможенному оформлению товаров в рамках периодического временного декларирования данных товаров, что, в свою очередь, исключает повторную уплату таможенных сборов при представлении полной таможенной декларации. Таким образом, действия таможенного органа, выразившиеся в отказе возвратить излишне уплаченные таможенные платежи за подачу временной и полной таможенных деклараций, являются незаконными и противоречат нормам действующего таможенного законодательства.
Не согласившись с указанными выводами, Ростовская таможня обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ и просила решение Арбитражного суда Ростовской области от 30 декабря 2008 года отменить, в удовлетворении заявления ООО "Русэкспорт" о признании недействительным решения об отказе в возврате таможенных сборов отказать.
Апелляционная жалоба мотивирована следующим. В соответствии с требованиями статей 11, 138, 357.6, 357.7 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) каждое декларирование товаров сопровождается уплатой таможенных платежей вне зависимости от того, подается временная или полная таможенные декларации. Обоснованность уплаты таможенных платежей при подаче временной и полной таможенных деклараций вызвана также тем, что по своей правовой природе платежи представляет собой компенсацию расходов таможенных органов по осуществлению действий, связанных с таможенным оформлением декларируемых товаров.
В судебном заседании представитель Ростовской таможни поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
В соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции по имеющимся в деле доказательствам повторно рассматривает дело. Дополнительные доказательства не представлены.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между ООО "Русэкспорт", Россия (продавец) и "AYTASLAR ITHALAT IHRACAT LTD. STI", Турция (покупатель) заключен международный контракт, в соответствии с которым, продавец продал покупателю товар (бревна, пиломатериалы, лесоматериалы). Условия поставки товара - FOB (ИНКОТЕРМС 2000) ЗАО "Торговый порт" г. Ростова-на-Дону.
Исполняя условия контракта, общество вывезло с таможенной территории Российской Федерации товар, произведя его таможенное оформление в Ростовской таможне в порядке периодического временного декларирования в соответствие со статьей 138 ТК РФ.
При подаче временных деклараций по Контракту общество уплатило таможенные сборы за таможенное оформление.
После вывоза заявленных на экспорт товаров общество в соответствии со статьей 138 ТК РФ подало полные периодические таможенные декларации, при этом также уплатило таможенные сборы за таможенное оформление.
ООО "Русэкспорт" обратилось в Ростовскую таможню с заявлениями от 29.09.2008 о возврате таможенных сборов в сумме 387 500 рублей, излишне уплаченных при подаче вышеуказанных полных деклараций.
Письмом от 15.10.2008 N 20-35/15283 таможенный орган отказал обществу в возврате таможенных сборов в сумме 387 500 руб.
Действия таможенного органа, выразившиеся в отказе в возврате излишне уплаченных платежей, явились основанием обращения в суд.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Принимая решение, суд первой инстанции исходил из того, что подача временной и полной таможенных деклараций при таможенном оформлении товара, представляет собой единую таможенную процедуру, что, в свою очередь, исключает повторность уплаты таможенных платежей при временном и полном таможенном декларировании. Суд апелляционной инстанции считает обоснованным данный вывод.
Статьей 60 Таможенного кодекса Российской Федерации установлено, что оформление товаров начинается при вывозе товаров - в момент представления таможенной декларации, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, - устного заявления либо совершения иных действий, свидетельствующих о намерении лица осуществить таможенное оформление.
Таможенное оформление завершается совершением таможенных операций, необходимых в соответствии с настоящим Кодексом для применения к товарам таможенных процедур, для помещения товаров под таможенный режим или для завершения действия этого режима, если такой таможенный режим действует в течение определенного срока, а также для исчисления и взимания таможенных платежей.
В силу пункта 1 статьи 124 Таможенного кодекса Российской Федерации декларирование товаров производится путем заявления таможенному органу в таможенной декларации сведений о товарах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей. Декларирование товаров начинается с момента подачи таможенной декларации и завершается проверкой соответствия заявленных в ней сведений о товаре путем принятия таможенным органом решения о его выпуске.
Из приведенного следует, что таможенное оформление представляет собой сложную, многоступенчатую процедуру, которая включает в себя ряд последовательно совершаемых действий. При этом необходимо учитывать, что это единая процедура, завершением которой является принятие таможенным органом решения о выпуске товара.
В соответствии со статьей 138 Таможенного кодекса Российской Федерации при вывозе с таможенной территории Российской Федерации российских товаров, в отношении которых не могут быть представлены точные сведения, необходимые для таможенного оформления, в соответствии с обычным ведением внешней торговли, допускается их периодическое временное декларирование путем подачи временной таможенной декларации. После убытия российских товаров с таможенной территории Российской Федерации декларант обязан подать полную и надлежащим образом заполненную таможенную декларацию на все российские товары, вывезенные в определенный период времени. Следовательно, таможенное оформление товаров при его периодическом временном декларировании считается окоченным при подаче полной таможенной декларации. Таким образом, подача временной и полной таможенных деклараций, представляют собой две единые стадии единой таможенной процедуры.
Согласно подпункту 31 пункта 1 статьи 11 Таможенного кодекса Российской Федерации таможенный сбор - платеж, уплата которого является одним из условий совершения таможенными органами действий, связанных с таможенным оформлением, хранением, сопровождением товаров.
В соответствии со статьей 357.1 Таможенного кодекса Российской Федерации к таможенным сборам относятся, в том числе, таможенные сборы за таможенное оформление.
Согласно пункту 1 статьи 357.6 Таможенного кодекса Российской Федерации уплата таможенных сборов за таможенное оформление производится до подачи таможенной декларации или одновременно с ее подачей.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 357.7 Таможенного кодекса Российской Федерации таможенные сборы уплачиваются при декларировании товаров.
Из приведенных норм права следует, что таможенный сбор - это возмездный обязательный платеж за совершение в отношении его плательщиков таможенными органами Российской Федерации юридически значимых действий. При таможенном декларировании юридически значимым действием является завершение процедуры декларирования, которая считается завершенной при подаче полной таможенной декларации, а следовательно начисление и установление суммы таможенных платежей должно производиться при подаче полной таможенной декларации.
Статьей 357.10 Таможенного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что ставки таможенных сборов за таможенное оформление устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с названной статьей Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2004 N 863 определены ставки таможенных сборов.
Пункт 7 указанного Постановления содержит положение о том, что в случае повторной подачи таможенной декларации на одни и те же товары при заявлении одного и того же таможенного режима (за исключением подачи полной таможенной декларации при периодическом временном декларировании) таможенные сборы за таможенное оформление уплачиваются в размере 500 рублей.
Необходимо также учитывать, что по делу о признании недействующим пункта 7 Постановления от 28.12.2004 N 863 Верховный Суд Российской Федерации в решении от 24.05.2006 N ГКПИ06-495 и определении кассационной коллегии от 03.08.2006 N КАС06-267 отметил: подача полной таможенной декларации по своей природе не может быть приравнена к подаче повторной таможенной декларации - и указал на отсутствие оснований для вывода о том, что оспариваемым пунктом регулируются условия и размер оплаты таможенного сбора при подаче полной таможенной декларации.
С учетом данного вывода установленная пунктом 7 Постановления от 28.12.2004 N 863 обязанность по повторной уплате таможенного сбора не может быть распространена на случаи подачи полной таможенной декларации при периодическом временном декларировании.
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.07.2008 N 4574/08 сделан вывод о том, что установленная пунктом 7 Постановления Правительства Российской Федерации от 28.12.2004 N 863 обязанность повторной уплаты таможенного сбора не может быть распространена на случаи подачи полной таможенной декларации при периодическом временном декларировании.
Согласно пункту 2 статьи 355 Таможенного кодекса Российской Федерации, излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату таможенным органом по заявлению плательщика. Указанное заявление подается в таможенный орган, на счет которого были уплачены указанные суммы либо которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
Таким образом, действия таможенного органа, выразившиеся в отказе возвратить излишне уплаченные таможенные платежи при временном и полном таможенном оформлении, являются незаконным и противоречат требованиям таможенного законодательства Российской Федерации.
На основании изложенного, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 333.37 Налогового кодекса РФ, государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины, в связи с чем, вопрос о государственной пошлине не рассматривается.
Арбитражный суд первой инстанции всесторонне, полно установил фактические обстоятельства дела, правильно применил нормы материального и процессуального права, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являющихся безусловным основанием отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 30 декабря 2008 года по делу N А53-21411/2008-С4-4 оставить без изменения, апелляционную жалобу Ростовской таможни - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
Н.Н.ИВАНОВА
Судьи
С.И.ЗОЛОТУХИНА
Т.И.ТКАЧЕНКО

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2009 n 15АП-11/2009 по делу n А32-25003/08-59/279-128АЖ По делу о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ за ненадлежащее исполнение органом местного самоуправления своих обязанностей.Суд первой инстанции Арбитражный суд Краснодарского края  »
Читайте также