Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2010 по делу n А32-3634/2009. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

ПЯТНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

Газетный пер., 47б лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: [email protected], Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности и обоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону                                                         дело № А32-3634/2009

04 февраля 2010 г.                                              15АП-10732/2009    15АП-10736/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 11 января 2010 года.

Полный текст постановления изготовлен 04 февраля 2010 года.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Галова В.В.,

судей Ломидзе О.Г., Малыхиной М.Н.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Козьменко О.Г.,

при участии:

от истца: представитель Дорофеева Ольга Алексеевна – доверенность от 20.11.2009 № 27437.49,

от третьих лиц: от ОАО «Краснодартеплоэнерго» представитель Левин Евгений Анатольевич – доверенность от 23.12.2009 № 326/22, представитель Санько Ольга Валентиновна – доверенность от 23.12.2009 № 324/22,

от ОАО «Краснодартеплосеть» - представитель Лобетко Александр Витальевич – доверенность от 23.03.2009 № 010-06/323, представитель Кривоносова Ольга Валерьевна – доверенность от 30.12.2009,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Краснодартеплосеть»,

апелляционную жалобу Федерального государственного унитарного предприятия «Федеральный компьютерный центр фондовых и товарных информационных технологий (ФТ-Центр)»

на решение Арбитражного суда Краснодарского края

от 25 сентября 2009 года по делу № А32-3634/2009,

принятое судьей Коняхиной Е.И.,

по иску Департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар

к ответчикам: Федеральному государственному унитарному предприятию «Федеральный компьютерный центр фондовых и товарных информационных технологий (ФТ-Центр)»,

Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Краснодарскому краю,

Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве

при участии третьих лиц: открытого акционерного общества «Краснодартеплосеть»,

открытого акционерного общества «Краснодартеплоэнерго»,

Управления Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю

о признании недействительным зарегистрированного права, признании права муниципальной собственности,

УСТАНОВИЛ:

Департамент муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар (далее – Департамент) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к Федеральному государственному унитарному предприятию «Федеральный компьютерный центр фондовых и товарных информационных технологий (ФТ-Центр)» (далее – ФТ-Центр), Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Краснодарскому краю (Росимущество), Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве (далее – Росимущество в г. Москве) о

признании права муниципальной собственности муниципального образования город Краснодар на магистральную теплотрассу протяженностью 4 120 м, инвентарный номер 81784-00, расположенную по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, Карасунский округ, Краснодасркая ТЭЦ-тк30, Комсомольский микрорайон, по ул. Сормовской;

признании недействительным зарегистрированного права собственности Российской Федерации;

признании недействительным права хозяйственного ведения ФТ-Центр на указанную теплотрассу.

Исковые требования мотивированы тем, что спорная теплотрасса является объектом инженерной инфраструктуры города Краснодара и в соответствии с Приложением № 3 к Постановлению ВС РФ № 3020-1 от 27.12.1991 относится к объектам муниципальной собственности. Постановление главы администрации г. Краснодара от 27.06.2002 № 999 теплотрасса включена в реестр муниципальной собственности. С 23.07.2002 года муниципалитет передал спорное имущество в аренду ОАО «Краснодартеплоэнерго», финансировал ремонт теплотрассы. Однако 05.12.2008 и 08.10.2008 года в ЕГРП внесены записи о государственной регистрации соответственно права федеральной собственности и права хозяйственного ведения ФТ-Центр, что создает препятствия в пользовании и распоряжении муниципалитетом спорным имуществом.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены открытое акционерное общество «Краснодартеплосеть» (далее – Теплосеть), открытое акционерное общество «Краснодартеплоэнерго» (далее - Теплоэнерго), Управление Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю (далее - Росрегистрация).

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 25 сентября 2009 года исковые требования удовлетворены в полном объеме. Суд первой инстанции пришел к выводу, что спорная теплотрасса является объектом инженерной инфраструктуры г. Краснодара, используемым для обеспечения теплоэнергией населения, проживающего в Комсомольском микрорайоне, не вошла в уставный капитал эксплуатирующей организации (П/О «Краснодарэнерго») при приватизации и подлежала передаче в муниципальную собственность в силу закона; суд также отклонил довод об истечении срока исковой давности, поскольку у истца не было оснований считать свое право нарушенным до государственной регистрации права собственности в ЕГРП.

Не согласившись с вынесенным судебным актом, Федеральное государственное унитарное предприятие «Федеральный компьютерный центр фондовых и товарных информационных технологий (ФТ-Центр)» обжаловало его в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просило решение суда первой инстанции отменить, в иске отказать. В апелляционной жалобе изложены следующие доводы:

- вывод суда о том, что магистральная теплотрасса относится к объектам инженерной инфраструктуры города, ничем не обоснован;

- с 1983 по 1990 годы спорная теплотрасса принадлежала Производственному объединению энергетики и электрификации «Краснодарэнерго», а в период с 30.11.1990 по 29.12.1992 передано в пользование арендному предприятию «Краснодартеплосеть». При этом из состава имущества «Краснодарэнерго» теплотрасса не выбывала;

- в силу п. 2 Приложения № 1 к постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.1991 года № 3020-1 предприятия топливно-энергетического комплекса отнесены к федеральной собственности;

- вывод суда о том, что спорное имущество не подлежало приватизации противоречит нормам указов Президента РФ от 14.08.1992 № 922, от 15.08.1992 № 923, от 05.11.1992 № 1334, поскольку в силу п. 1 указа Президента РФ от 05.11.1992 № 1334 при приватизации предприятий топливно-энергетического комплекса, государственная программа приватизации на 1992 год и указ Президента РФ от 01.07.1992 № 721 не применяются;

- поскольку спорная теплотрасса не вошла в план приватизации Производственного объединения «Кубаньэнерго», она осталась в федеральной собственности;

- по договору от 22.04.1993 № 38 спорное имущество было передано в аренду ТОО «Краснодартеплосеть» Комитетом по управлению государственным имуществом Краснодарского края – т.е. от имени Российской Федерации;

- вопрос об уровне собственности спорной трассы разрешен судами в рамках дела А32-21464/2003, А32-21462/2003;

- о факте включения спорного имущества в реестр федеральной собственности Управление муниципальной собственности г. Краснодара было извещено письмом Комитета по управлению государственным имуществом Краснодарского края от 09.03.2001 № 05-02/10-2362. Соответственно с этого времени следует исчислять сроки исковой давности;

- письмо Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 21.06.2002 № 07/11-6781 не является волеизъявлением уполномоченного органа на передачу спорного имущества в муниципальную собственность.

Не согласившись с вынесенным судебным актом, открытое акционерное общество «Краснодартеплосеть» обжаловало его в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ, и просило решение суда первой инстанции отменить в удовлетворении исковых требований отказать. Доводы апелляционной жалобы теплосети совпадают с доводами апелляционной жалобы ФТ-Центра. В апелляционной жалобе также указано: даже если приватизация теплотрассы была запрещена, то передача спорного имущества в муниципальную собственность должно быть оформлено в порядке, установленном распоряжением Президента РФ от 18.03.1992 № 114-рп. Однако доказательств соблюдения указанного порядка в материалы дела не предоставлено.

В отзыве на апелляционную жалобу Департамент и Тэплоэнерго просят решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В судебном заседании представитель Теплосети изложил доводы апелляционной жалобы, представители Теплоэнерго и истца – отзывов на апелляционную жалобу; представитель ФТ-Центра не допущен к участию в деле, поскольку представленная доверенность на процессуальное представительство, совершенная в порядке передоверия директором филиала, не удостоверена нотариусом (п. 3 ст. 187 ГК РФ), иные лица, участвующие в деле, явку представителей не обеспечили; дело рассмотрено в соответствии с положениями ч. 3 ст. 156 АПК РФ.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционных жалоб и отзывов на апелляционные жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционные жалобы не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, на основании приказа Краснодарского районного энергетического управления Краснодарэнерго от 18.03.1983 № 96 (т. 2 л.д. 124-126) создано Краснодарское предприятие тепловых сетей Краснодарского районного энергетического управления «Краснодарэнерго» (устав – т. 2 л.д. 120-123).

По акту передачи теплотрасс в Комсомольский микрорайон и поселок ТЭЦ, утвержденному 29.09.1983, спорная теплотрасса передана Краснодарскому предприятию тепловых сетей (т. 2 л.д. 118-119). В указанном акте использовано также сокращенное наименование предприятия «Краснодартеплосеть».

21.12.1990 года решением Исполкома Октябрьского районного Совета народных депутатов г. Краснодара № 837 зарегистрирован устав арендного предприятия «Краснодартеплосеть».

По договору аренды от 30.11.1990 года Производственное объединение энергетики и электрификации «Краснодарэнерго» передало в аренду арендному предприятию «Краснодартеплосеть» основные фонды, в том числе спорную теплотрассу (т. 2 л.д. 111-117).

Однако 21 января 1992 года вступает в силу Постановление Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт - Петербурга и муниципальную собственность».

В соответствии с п. 2 Постановления ВС РФ от 27.12.1991 N 3020-1, объекты государственной собственности, указанные в Приложении 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).

В пункте 3 раздела IV Приложения № 1 Постановления ВС РФ от 27.12.1991 N 3020-1 среди объектов, относящихся к федеральной собственности, указаны: предприятия и объекты электроэнергетики, за исключением вошедших в Приложение 3.

Таким образом, предприятия и объекты электроэнергетики относятся к федеральной собственности (совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов – с учетом постановления Конституционного Суда РФ от 10.09.1993 N 15-П) в тех случаях, когда соответствующие объекты не поименованы в Приложении № 3 Постановления ВС РФ от 27.12.1991 N 3020-1.

В абз. 4 п. 1 Приложения № 3 Постановления ВС РФ от 27.12.1991 N 3020-1 к муниципальной собственности отнесены: объекты инженерной инфраструктуры городов (за исключением входящих в состав имущества предприятий), городского пассажирского транспорта (включая метрополитен), внешнего благоустройства, а также предприятия, осуществляющие эксплуатацию, обслуживание, содержание и ремонт указанных объектов.

Таким образом, в силу указанного положения к муниципальной собственности относились объекты инженерной инфраструктуры городов (за исключением входящих в состав имущества предприятий), а также предприятия, осуществляющие эксплуатацию, обслуживание, содержание и ремонт указанных объектов.

Как следует из пояснений лиц, участвующих в деле, спорная магистральная теплотрасса протяженностью 4 120 м, инвентарный номер 81784-00 предназначена исключительно для теплоснабжения населения и организаций Комсомольского микрорайона г. Краснодара. Указанная информация подтверждается содержанием технического паспорта, акта передачи теплотрасс в Комсомольский микрорайон и поселок ТЭЦ, утвержденного 29.09.1983, письма начальника Управления муниципальной собственности администрации г. Краснодара от 06.06.2002 (т. 2 л.д. 93). Из данных документов следует, что теплотрасса проложена от ТЭЦ (предназначенной для выработки тепловой энергии для населения) непосредственно в жилой микрорайон. Доказательств использования спорной теплотрассы в технологическом процессе какой-либо организации лица, участвующие в деле, не предоставили.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что спорная теплотрасса относится к объектам инженерной инфраструктуры города Краснодара.

Кроме того, из приказа Краснодарского районного энергетического управления Краснодарэнерго от 18.03.1983 № 96 и Устава Краснодарского предприятия тепловых сетей РЭУ «Краснодарэнерго» следует, что для эксплуатации спорной теплотрассы и иных аналогичных объектов в рамках Краснодарского районного энергетического управления «Краснодарэнерго» было создано специальное предприятие «Краснодартеплосеть», которое в соответствии со ст. 16 «Основ законодательства Союза ССР и союзных республик об аренде», утвержденного ВС СССР 23.11.1989 N 810-1, передано арендному предприятию «Краснодартеплосеть».

Таким образом, из Производственного объединения энергетики и электрификации «Краснодарэнерго» было выделено самостоятельное предприятие

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2010 по делу n А53-15989/2009. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также