Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2009 n 15АП-8808/2008, 15АП-9026/2008 по делу n А01-1704/2008-3 По делу о признании недействительным государственного контракта на поставку телевизионного и монтажного оборудования, применении последствий недействительности ничтожной сделки.Суд первой инстанции Арбитражный суд Республики Адыгея

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 марта 2009 г. N 15АП-8808/2008, 15АП-9026/2008
Дело N А01-1704/2008-3
Резолютивная часть постановления объявлена 12 марта 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 марта 2009 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Корневой Н.И.
судей Ванина В.В., Пономаревой И.В.
при ведении протокола судебного заседания председательствующим Корневой Н.И.
при участии:
от Прокурора: представитель Шетов А.Ш., удостоверение N 070449;
от Комитета Республики Адыгея по делам национальностей, связям с соотечественниками и средствам массовой информации: представитель Чебурахина Е.С., дов. от 04.03.2009;
от Министерства финансов Республики Адыгея: Балабуева Т.В., дов. от 15.01.2009;
от ООО "НЕОТОН": представитель Семешкин С.П., дов. от 10.12.2008;
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Адыгея: представитель не явился, извещен;
от Филиала ФГУП "Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания" "Государственная телевизионная и радиовещательная компания "Адыгея": представитель Псеунок З.Г., дов. от 04.03.2009; представитель Шишева М.Н., дов. от 11.01.2009,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Министерства финансов Республики Адыгея и ООО "НЕОТОН"
на решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 14.11.2008 по делу N А01-1704/2008-3
по иску Прокурора Республики Адыгея
к 1) Комитету Республики Адыгея по делам национальностей, связям с соотечественниками и средствам массовой информации, 2) Министерству финансов Республики Адыгея, 3) ООО "НЕОТОН"
при участии третьих лиц - 1) Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Адыгея, 2) Филиала федерального государственного унитарного предприятия "Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания" "Государственная телевизионная и радиовещательная компания "Адыгея"
о признании государственного контракта недействительным и применении последствий недействительности ничтожной сделки,
принятое в составе судьи Кочуры Ф.В.
установил:
Прокурор Республики Адыгея обратился в Арбитражный суд Республики Адыгея с исковым заявлением к Комитету Республики Адыгея по делам национальностей, связям с соотечественниками и средствам массовой информации, Министерству финансов Республики Адыгея, обществу с ограниченной ответственностью "НЕОТОН" (далее - ООО "НЕОТОН") о признании недействительным государственного контракта на поставку телевизионного и монтажного оборудования от 22.04.2008 и применении последствий недействительности ничтожной сделки.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвуют Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Адыгея (далее - Управление ФАС по РА), филиал Федерального государственного унитарного предприятия "Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания" "Государственная телевизионная и радиовещательная компания "Адыгея" (далее - ГТРК "Адыгея").
Определением от 12.11.2008 Министерство финансов РА исключено из числа ответчиков по делу и привлечено в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Решением Арбитражного суда Республики Адыгея от 14.11.2008 государственный контракт на поставку телевизионного и монтажного оборудования от 22.04.2008 признан недействительным, применены последствия недействительности ничтожной сделки в виде двухсторонней реституции.
Мотивируя решение, суд указал, что на момент проведения открытого конкурса Правительством Российской Федерации было издано Распоряжение N 236-р от 27.02.2008, предусматривающее, что размещение заказов на поставку оборудования и аппаратуры для радио, телевидения и связи осуществляется путем проведения аукциона, в связи с чем заключенный по результатам конкурса государственный контракт является ничтожной сделкой, поскольку проведение конкурса на поставку спорного оборудования не соответствует требованиям законодательства.
Не согласившись с принятым судебным актом, Министерство финансов Республики Адыгея подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении требований прокурора отказать. В обоснование апелляционной жалобы министерство указывает на то, что способ размещения вышеуказанного заказа был определен до принятия Распоряжения Правительства РФ N 236-р от 27.02.2008 и его опубликования. Кроме того, заявитель ссылается на то, что Закон о размещении заказов не содержит перечня товаров, работ, услуг, размещение заказов на поставки которых должно осуществляться только путем проведения аукциона, в то время как распоряжение Правительства не является нормативно-правовым актом, поскольку не содержит правовых норм. По мнению министерства, заключенный государственный контракт может быть признан недействительным только в случае признания недействительным открытого конкурса, однако, прокурор такое требование не заявлял.
В свою очередь ООО "НЕОТОН" также обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить в части применения последствий недействительности ничтожной сделки в виде двухсторонней реституции. В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает, что поставленное в рамках заключенного государственного контракта оборудование представляет собой индивидуальный функциональный комплекс, подготовленный исключительно под существовавшее техническое задание для ГТРК "Адыгея" и не может использоваться для иных целей, в связи с чем возврат данного оборудования поставщику в порядке реституции не обеспечит в надлежащей степени соблюдение интересов ООО "НЕОТОН". Кроме того, заявитель ссылается на то, что часть поставленного оборудования не может быть индивидуализирована по причине отсутствия идентификационных номеров, другая часть используется в составе иных комплексов и является составной их частью. Заявитель также указывает на снижение стоимости спорного оборудования, которое на протяжении длительного времени используется ГТРК "Адыгея", в связи с чем, по мнению ответчика, суду следовало определить порядок осуществления двухсторонней реституции с целью недопущения ущемления прав сторон.
Комитет Республики Адыгея по делам национальностей, связям с соотечественниками и средствам массовой информации в отзыве на апелляционные жалобы с доводами Министерства и ООО "НЕОТОН" согласился, просил решение суда отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, а также неправильное применение норм материального права.
ГТРК "Адыгея" в отзыве поддержало доводы Министерства, считая решение суда подлежащим отмене в полном объеме.
Управление ФАС по РА в отзывах на апелляционные жалобы с доводами Министерства и ООО "НЕОТОН" не согласилось, указав, что открытый конкурс проведен с нарушением требований законодательства, поскольку на момент размещения информации о проведении конкурса издано Распоряжение Правительства N 236-р от 27.02.2008, предусматривающее, что размещение заказов на поставку оборудования и аппаратуры для радио, телевидения и связи осуществляется путем проведения аукциона.
В судебном заседании представители истца, ответчиков и третьего лица поддержали правовые позиции по делу.
Управление ФАС по РА, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного разбирательства (уведомления N 76111, 61822), явку представителя в судебное заседание не обеспечило, направив в адрес суда заявление о рассмотрении апелляционной жалобы в свое отсутствие.
В судебном заседании, состоявшемся 05.03.2009, в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 12.03.2009, после чего рассмотрение апелляционных жалоб было продолжено.
Во время перерыва Прокурор Республики Адыгея направил в адрес суда заявление об отказе от иска в части требования о применении последствий недействительности ничтожной сделки.
В соответствии с частью 2 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде любой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в суде соответствующей инстанции, отказаться от иска полностью или частично. Согласно части 5 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд не принимает отказ истца от иска, если это противоречит закону или нарушает права других лиц.
Поскольку заявленный Прокурором Республики Адыгея отказ от части исковых требований не противоречит нормам действующего законодательства и не нарушает права других лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции принимает отказ от иска в части требования о применении последствий недействительности ничтожной сделки.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, выслушав пояснения представителей участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции считает апелляционные жалобы не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 29.02.2008 Министерство финансов Республики Адыгея разместило на официальном сайте извещение о проведении открытого конкурса на право заключения государственного контракта на поставку телевизионного и видеомонтажного оборудования для нужд филиала ГТРК "Адыгея".
В соответствии с протоколом N 9/3-К от 04.04.08 оценки и сопоставления заявок заседания единой комиссии по размещению государственного заказа Республики Адыгея на поставку телевизионного и монтажного оборудования для нужд филиала ФГУП "Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания" "Государственная телевизионная и радиовещательная компания "Адыгея" победителем открытого конкурса признано ООО "НЕОТОН".
22.04.2008 на основании результатов открытого конкурса между Комитетом Республики Адыгея по делам национальностей, связям с соотечественниками и средствам массовой информации и ООО "НЕОТОН" был заключен государственный контракт на поставку телевизионного и монтажного оборудования на общую сумму 2 710 804 руб.
Во исполнение обязательств по государственному контракту ООО "НЕОТОН" по акту приема-передачи от 25.04.2008 передало, а Комитет принял оборудование на общую сумму 2 710 804 руб.
Платежным поручением N 550 от 13.05.2008 Министерство культуры перечислило ООО "НЕОТОН" стоимость поставленного оборудования в полном объеме.
Ссылаясь на то, что государственный контракт на поставку телевизионного и монтажного оборудования от 22.04.2008 заключен с нарушением требований законодательства, Прокурор Республики Адыгея обратился с исковым заявлением о признании указанного контракта недействительным и применении последствий недействительности ничтожной сделки
Принимая решение, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнением работ, оказанием услуг для государственных или муниципальных нужд регулируются Федеральным законом N 94-ФЗ от 21.07.2005 "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов).
Согласно статье 5 Закона под размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд понимаются осуществляемые в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд.
В соответствии со статьей 9 Закона о размещении заказов под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд. Государственный контракт и муниципальный контракт заключаются в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами с учетом положений настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона размещение заказа может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме либо без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах).
В силу части 4 статьи 10 Закона размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, которые соответственно производятся, выполняются, оказываются не по конкретным заявкам заказчика, уполномоченного органа, для которых есть функционирующий рынок и сравнивать которые можно только по их ценам, осуществляется путем проведения аукциона. Перечни товаров, работ, услуг, размещение заказов соответственно на поставки, выполнение, оказание которых осуществляются путем проведения аукциона, устанавливаются Правительством Российской Федерации. В случае, если товары, работы, услуги включены в указанные перечни, размещение заказов на поставки таких товаров, выполнение таких работ, оказание таких услуг для государственных или муниципальных нужд путем проведения конкурса не допускается.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.02.2008 N 236-р утвержден Перечень товаров (работ, услуг), размещение заказов на поставки (выполнение, оказание) которых осуществляется путем проведения аукциона. В указанном Перечне товаров под кодом 3200000 значится оборудование и аппаратура для радио, телевидения и связи.
Таким образом, в соответствии с нормой части 4 статьи 10 Закона о размещении заказов, с учетом Распоряжения Правительства Российской Федерации от 27.02.2008 N 236-р размещение заказов на поставки оборудования и аппаратуры для радио, телевидения и связи, должно осуществляться путем проведения аукциона.
Как видно из материалов дела, размещение заказа на заключение государственного контракта на поставку телевизионного и монтажного оборудования осуществлено уполномоченными органами Республики Адыгея с нарушением требований законодательства в форме конкурса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка недействительна по основаниям, установленным Гражданским кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
В силу
Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2009 n 15АП-8501/2008 по делу n А32-9988/2008-10/179 По делу о понуждении органа местного самоуправления к заключению договора аренды земельного участка.Суд первой инстанции Арбитражный суд Краснодарского края  »
Читайте также