Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.05.2008 по делу n А32-29222/2006. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

ПЯТНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

Газетный пер., 34/70/75 лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002 тел. /факс (863) 218-60-26,

E-mail: [email protected], Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности и обоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону                             дело № А32-29222/2006-57/595-2007-45/76

08 мая 2008 г.                                                                            15АП-1609/2008

Резолютивная часть постановления объявлена 06 мая 2008 года.

Полный текст постановления изготовлен 08 мая 2008 года

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Ломидзе О.Г.

судей Ильиной М.В., Галова В.В.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Нарышкиной Н.В.

при участии: от заявителя: Дубровский В.С., доверенность от 06.12.2007г.;

от заинтересованных лиц: не явились, извещены

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью “Санфлауэр”

на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 10 марта 2008г. по делу № А32-29222/2006-57/595-2007-45/76 (судья Федькин Л.О.)

по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Санфлауэр"

к заинтересованным лицам Администрации муниципального образования г. Краснодар, Департаменту муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования г. Краснодар

о признании незаконным отказа и об обязании заинтересованных лиц устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью “Санфлауэр” (далее – общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края к администрации муниципального образования г. Краснодар (далее – администрация) о признании отказа департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования г. Краснодар от 25.07.2006г. №15286.49 “О предоставлении земельного участка в собственность” незаконным и обязании заинтересованных лиц устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем подготовки проекта распоряжения главы муниципального образования г. Краснодар ”О предоставлении в собственность ООО “Санфлауэр ”за плату земельного участка, расположенного по адресу: г. Краснодар, ул. Рашпилевская, 26 под строениями, принадлежащими обществу на праве собственности, и путем подписания договора купли-продажи указанного земельного участка между обществом и администрацией (уточненные требования – том 1, 74-76, 90).

Определением суда от 04 июня 2007г. к участию в деле в качестве второго ответчика привлечен департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования г. Краснодар (далее – департамент).

Решением суда от 19 июля 2007г. требования ООО “Санфлауэр” удовлетворены в полном объеме (том 1, л.д.101-103).

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановлением от 01 ноября 2007г. отменил решение Арбитражного суда Краснодарского края от 19 июля 2007г. и направил дело на новое рассмотрение (том 1, л.д.119-122).

При новом рассмотрении дела общество уточнило заявленные требования и просило признать незаконными действие (бездействие) заинтересованных лиц по приватизации земельного участка площадью 200,7 кв.м., расположенного по адресу: г. Краснодар, ул. Рашпилевская, 26, формированию земельного дела и изготовлению кадастровой карты (плана) данного земельного участка по заявлению общества; обязать администрацию подготовить соответствующее распоряжение главы МО г. Краснодар “О предоставлении в собственность ООО “Санфлауэр” за плату земельного участка площадью 200,7 кв.м., расположенного по адресу: г. Краснодар, ул. Рашпилевская, 26”, а также заключить с обществом договор купли-продажи данного земельного участка в порядке статьи 445 Гражданского кодекса РФ (том 2, л.д. 1-3, 17-18). Требования общества основаны на положениях статьи 36 Земельного кодекса РФ.

В судебном заседании 12 февраля 2008г. ООО “Санфлауэр” уточнило заявленные требования и просило:

·        признать незаконными отказы департамента от 25.07.2006г. №15286.49 и от 10.12.2007г. №29869.49 “О предоставлении земельного участка в собственность”, как несоответствующие Земельному кодексу РФ;

·        обязать администрацию передать бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме по ул. Рашпилевская, 26, земельный участок площадью 2348 кв.м. (кадастровый номер 23:43:02 08 023:0015), расположенный по адресу: г. Краснодар, ул. Рашпилевская, 26 путем подготовки проекта распоряжения главы МО г. Краснодар “О предоставлении бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений земельного участка по ул. Рашпилевской, 26 в г. Краснодаре” (том 2, л.д. 22-23).

В отзывах на уточненные требования заинтересованные лица пояснили, что обществом не представлено доказательств совместного обращения собственников помещений в многоквартирном доме с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастровой карты (плана), что свидетельствует об отсутствии неправомерных действий заинтересованных лиц (том 2, л.д. 25-28, 30-32).

Решением суда от 10 марта 2008г. в удовлетворении заявленных требований отказано. Суд пришел к выводу, что поскольку кадастровая карта (план) земельного участка к заявлениям общества, с которыми оно обращалось в администрацию, не прилагалась, площадь земельного участка не была определена в установленном порядке, общество обратилось в администрацию с заявлением об изготовлении кадастровой карты (плана) после обращения в суд, то при таких обстоятельствах нет оснований для признания незаконными оспариваемых обществом действий (бездействия).

Не согласившись с принятым судебным актом, ООО “Санфлауэр” обжаловало его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса РФ. По мнению заявителя, суд пришел к неправильному выводу относительно того, что изготовлению кадастровой карты земельного участка должно предшествовать соответствующее заявление юридического лица; заявитель полагает, что обязанность по совершению определенных действий в случае отсутствия кадастровой карты (плана) возлагается на орган местного самоуправления; заинтересованные лица не доказали правомерность и обоснованность оспариваемых обществом действий, нарушили положения статей 65 и 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы.

Администрация муниципального образования г. Краснодар и департамент муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования г. Краснодар извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд не направили, что в соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.

Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителя заявителя, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд, считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворения по следующим основаниям.

Общество по договору купли-продажи приобрело у МУ “Департамент муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар” объекты недвижимого имущества – нежилые помещения 1-го этажа №№13, 15 здания литер А, общей площадью 48,5 кв.м.; нежилые помещения №№7,18-21, 22 здания литер Г, Г/1, г/4; нежилые помещения №№1,2 здания литер под/Г, Г1, общей площадью 200,7 кв.м., расположенные по адресу: г. Краснодар, Западный округ, ул. Рашпилевская, 26, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права собственности от 21.02.2006г. серии 23 АА №606417, №606416 (том 1, л.д.25,26, 28-30). В письме от 01.03.2006г. №17 общество просило департамент предоставить в собственность земельный участок под принадлежащими заявителю объектами недвижимости (том 1, л.д. 24).

МУ “Управление земельных отношений” отказало в предоставлении в собственность за плату земельного участка, направив обществу письмо от 20.03.2006г. №261/1, указав, что предоставить в собственность данный земельный участок временно не представляется возможным, после 01.05.2006г. вопрос о предоставлении земельного участка будет рассмотрен повторно (том 1, л.д. 23).

При повторном обращении 11.07.2006г. общества с аналогичным заявлением департамент в письме от 25.07.2006г. №15286.49 ответил отказом, сославшись на распоряжение главы муниципального образования город Краснодар от 21.06.2006г. №1847-р “О внесении изменения в распоряжение главы муниципального образования город Краснодар от 10.02.2006г. №300-р “О резервировании земельных участков для муниципальных нужд в целях размещения объектов социальной, инженерной инфраструктуры и жилищного строительства в городе Краснодаре” (том 1, л.д. 21,22).

В письмах от 13.09.2007г. №107 и от 19.10.2007г. №131 общество снова обратилось с просьбой заключить договор купли-продажи земельного участка под объектами недвижимости, принадлежащими заявителю (том 1, л.д.126-128).

Департамент направил в адрес общества письма от 24.09.2007г. №6560/1 и от 10.12.2007г. №29869.49, разъяснив, что в случае, если недвижимость находится на неделимом земельном участке и принадлежит нескольким лицам на праве собственности, эти лица имеют право приобрести данный земельный участок в общую долевую собственность, подав в администрацию совместное заявление о приобретении прав на земельный участок (том 2, л.д. 9-12).

Таким образом, как видно из материалов дела, общество является собственником недвижимости, поэтому вправе требовать легализации своего положения относительно земельного участка.

В то же время, оформление прав на земельный участок согласно нормам Земельного кодекса Российской Федерации требует соблюдения от претендующего на такое оформление лица определенного порядка действий.

Прежде всего, объектом гражданских правоотношений могут быть только сформированные земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет, поскольку в силу статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок как объект земельных отношений - часть поверхности земли, границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке. Следовательно, принятие акта о предоставлении земельного участка возможно лишь после соблюдения предусмотренной законом процедуры по определению размера и границ земельного участка, межевания.

Процедура межевания предполагает обязательное извещение заинтересованных лиц о проведении землеустройства, обеспечение информированности этих лиц о соответствующих работах, защиты их интересов. Закон требует обязательного извещения заинтересованных лиц о проведении землеустроительных работ, предоставляя указанным лицам право обжалования соответствующих действий.

Данное обстоятельство служит доводом в пользу того, что до проведения межевания орган местного самоуправления не может принять решение о предоставлении земельного участка. До тех пор, пока земельный участок не сформирован, возможность его предоставления обществу исключена, в связи с отсутствием земельного участка как  объекта оборота и невозможностью согласования существенных условий договора купли-продажи (требований к индивидуализации объекта, цены сделки).

Направляя дело на новое рассмотрение, федеральный окружной суд в постановлении от 1 ноября 2007г. №Ф08-7299/07 указал, что при рассмотрении заявления общества суду следует выяснить наличии кадастровой карты на земельный участок (предмет сделки), размер подлежащего предоставлению участка, проверить доводы администрации о невозможности предоставления земельного участка в собственность общества.

При новом рассмотрении дела суд первой инстанции установил, что кадастровый план, находящийся в деле, составлен в отношении земельного участка, находящегося в совместном пользовании у общества и иных землепользователей, что исключало на момент обращения общества в суд наличие земельного участка как объекта землепользования.

Данный вывод суда подтверждается материалами дела и объяснениями представителя заявителя.

Так, в материалы дела представлен кадастровый план земельного участка с кадастровым номером 23:43:02 08 023:0015, площадью 2348.34 кв.м., с местоположением г.Краснодар, Западный внутригородской округ, ул.Рашпилевская, 26. Разрешенное использование участка – для реконструкции и эксплуатации помещений под магазин, эксплуатации строения, в графе вид права указана “общая долевая собственность”. Как следует из данного кадастрового плана, на земельном участке расположено несколько землепользователей (т.1, л.д.131-133). То есть, оформление прав заявителя на земельный участок, находящийся под принадлежащими ему объектами недвижимости и необходимого для их эксплуатации, требует предварительного формирования этого участка как нового объекта гражданских прав.

Из пояснений представителя заявителя в судебном заседании суда апелляционной инстанции следует, что при обращении к заинтересованным лицам о предоставлении земельного участка в собственность кадастровая карта земельного участка действительно отсутствовала.

Заявитель полагает неверным указание суда первой инстанции на то, что по смыслу ст.36 ГК РФ изготовлению кадастровой карты земельного участка должно предшествовать соответствующее заявление юридического лица. Однако именно такое толкование положений этой статьи дано Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа в постановлении от 01 ноября 2007г. по данному делу.

В соответствии со статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса РФ указания арбитражного суда кассационной инстанции, в том числе на толкование закона, изложенные в его постановлении об отмене решения, обязательны для арбитражного суда, вновь рассматривающего данное дело.

Из положений п.7 ст. 36 Земельного кодекса РФ следует, что изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка и утверждение проекта его границ обеспечивается органом местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованного в предоставлении земельного участка. Межевание осуществляется в рамах договорных правоотношений по выполнению данного вида работ. Согласно п.8 ст. 36 ЗК РФ установление границ земельного участка на местности и обеспечение изготовления кадастровой карты (плана) земельного участка осуществляется за счет заявителя. Поэтому для осуществления межевания в порядке п.7 ст.36

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.05.2008 по делу n А32-2316/2008. Оставить определение без изменения, жалобу без удовлетворения ,Удовлетворить ходатайство (заявление) (АПК)  »
Читайте также