Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.09.2010 n 15АП-10124/2010 по делу n А53-6131/2010 По делу о восстановлении на лицевом счете.Суд первой инстанции Арбитражный суд Ростовской области

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 сентября 2010 г. N 15АП-10124/2010
Дело N А53-6131/2010
Резолютивная часть постановления объявлена 17 сентября 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 сентября 2010 г.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Барановой Ю.И.
судей Ехлаковой С.В., Пономаревой И.В.
при ведении протокола судебного заседания судьей Барановой Ю.И.
при участии:
от истца: Давыдова З.Н., паспорт, доверенность N 16 от 01.06.2010
от ответчика: Горошенко И.О., паспорт, доверенность N НЮ-10/776
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ОАО "Российские железные дороги" в лице филиала "СКЖД"
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 22.07.2010 по делу N А53-6131/2010
по иску ООО "ЮжТранс"
к ответчику ОАО "Российские железные дороги" в лице филиала "СКЖД"
о восстановлении на лицевом счете ООО "ЮжТранс" 1387759 руб. 72 коп.
принятое в составе судьи Мартыновой С.И.
установил:
общество с ограниченной ответственностью "ЮжТранс" (далее - ООО "ЮжТранс") обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" в лице филиала "Северо-Кавказская железная дорога" (далее - ОАО "Российские железные дороги" в лице филиала "Северо-Кавказская железная дорога") о восстановлении на лицевом счете ООО "ЮжТранс" 1 387 759 руб. 72 коп.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 22.07.2010 обязал ОАО "Российские железные дороги" в лице филиала СКЖД восстановить на лицевом счете ООО "ЮжТранс" в ТехПД ТЦФТО-СП СКЖД-филиала ОАО "РЖД" запись на сумму 1 387 759 руб. 72 коп. с учетом НДС (18%), как незаконно списанные. Суд исходил из невозможности применения к правоотношениям сторон Правил применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство N 2), утвержденных постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 19.06.2002 N 35/12. Суд указал на отсутствие оснований для начисления платы за пользование вагонами, не принадлежащих перевозчику, по статье 39 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", поскольку договором от 27.10.2008 N 108/9 и соглашением от 27.10.2008 не предусмотрено взимание платы за пользование вагонами, не принадлежащими дороге, во время нахождения их на путях общего пользования и не определен размер такой платы. В решении суд также сослался на то, что ни Уставом железнодорожного транспорта, ни договором между сторонами не предусмотрено право перевозчика на безакцептное списание с лицевого счета клиента в ТехПД денежных сумм.
Не согласившись с указанным судебным актом, ответчик обжаловал его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе заявитель указал на незаконность решения, просил отменить решение суда первой инстанции полностью и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявитель сослался на то, что судом не дана оценка договорам, заключенным ООО "ЮжТранс" (заказчик) с контрагентами ЗАО "Спецэнерготранс" (исполнитель) договор N ТВ/09/05-37/ЮТ-45 на организацию перевозок от 05.05.2009 г., ОАО "Первая грузовая компания" (исполнитель) договор оперирования N ДД\ФРст\ОУМ-87 0\9\ЮТ-38 от 27.04.2009 г. Возражения истца при подписании актов общей формы являются объяснением причин нахождения вагонов, прибывших в его адрес, на станционных путях и не могут быть приняты за нежелание оплачивать данную услугу.
Представитель ответчика в судебное заседание апелляционной инстанции явился, поддержал доводы, изложенные в жалобе. В судебном заседании заявитель пояснил, что плата за пользование вагонами в соответствии со статьей 39 Устава железнодорожного транспорта не взимается только за время нахождения вагонов в местах необщего пользования, во всех остальных случаях плата должна быть внесена. Тарифным руководством N 2 регулируются как правила платы за пользование вагонами, принадлежащими перевозчику, так и правила взыскания соответствующей платы за пользование вагонами, за время нахождения данных вагонов, не принадлежащих перевозчику, в ожидании подачи или приема их по вине грузоотправителя и грузополучателя, что не противоречит статье 39 Устава железнодорожного транспорта. Факт принадлежности вагонов к инвентарному парку железных дорог или к парку какого-либо предприятия не влияет на взыскание платы за пользование вагонами. Железная дорога в жалобе также указывает на то, что суд в решении неправомерно указал на отсутствие права у перевозчика списывать денежные средства с лицевого счета общества в ТехПД. Право на безакцептное списание сумм, причитающихся железной дороге, предусмотрено пунктом 3.1 договора на организацию расчетов N 608/02-09 от 25.02.09, заключенного между сторонами.
Представитель истца в судебном заседании доводы жалобы не признал по основаниям, изложенным в отзыве, просил решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между ООО "ЮжТранс" (экспедитор) и ООО "Шахтоуправление "Садкинское" заключен договор транспортной экспедиции N ЮТ-74 от 01.08.2009 г., на основании которого ООО "ЮжТранс" обязалось выполнить или организовать выполнение услуг по перевозке груза, а также осуществить транспортно-экспедиционное обслуживание при завозе (вывозе) грузов принадлежащих ООО "Южная Топливная Компания" на места общего (необщего) пользования им определенные.
В целях регулирования договорных обязательств, связанных с организацией и сопровождением железнодорожных перевозок грузов, ООО "ЮжТранс" (заказчик) заключены договоры с контрагентами: ЗАО "Спецэнерготранс" (исполнитель) договор N ТВ/09/05-37/ЮТ-45 на организацию перевозок от 05.05.2009 г., ОАО "Первая грузовая компания" (исполнитель) договор оперирования N ДД\ФРст\ОУМ-87 0\9\ЮТ-38 от 27.04.2009 г.
Согласно условий указанных договоров исполнители обязаны были подавать под погрузку на станцию отправления технически исправные и коммерчески пригодные ж\д вагоны в соответствии с заявкой предварительно согласованной между заказчиком и исполнителем. Однако, за период сентябрь, октябрь, ноябрь, 2009 г. исполнители поставили в адрес ООО "ЮжТранс" вагоны в количестве, намного превышающем заявленному количеству.
Перевозчиком составлены акты общей формы, по ст. Чапаевка-Ростовская СКЖД филиала ОАО "РЖД" по факту нахождения вагонов приватного парка на путях общего пользования при задержки их приема грузополучателем, на основании актов оформлены накопительные ведомости за спорный период, ООО "ЮжТранс" начислена плата по коду 131 как плата за временное нахождение собственных (арендованных) вагонов на туях общего пользования (т. 1 л.д. 51-123). С подписью на ведомостях представителя общества "не согласен", зафиксирован факт простаивания вагонов (в количестве сверх согласованных с дорогой в заявках на оформление плана перевозок грузов), не принадлежащих железной дороге, на путях общего пользования на станции Чапаевка-Ростовская СКЖД.
Ответчиком в адрес истца были выставлены счет-фактуры N 0000010000000640/0000190560 от 25.11.2009 г. об оплате выполненных работ, оказанных услуг на общую сумму 818548 руб. 57 коп., принята истцом частично в сумме 54649 руб. 61 коп., N 0000010000000640/0000190560 от 30.11.2009 г. об оплате выполненных работ, оказанных услуг на общую сумму 678299 руб. 85 коп., принята истцом частично в сумме 54437 руб. 09 коп.
Всего к оплате выставлена общая сумма 1 496 848 руб. 42 коп., которая списана со счета ТехПД, договор на организацию расчетов N 608/02-09/ЮТ16/1 от 05.02.2009 г.
Считая, что железная дорога необоснованно списала со счета общества в ТехПД денежную сумму в виде платы за пользование вагонами в размере 1387759 руб. 72 коп., не принадлежащими железной дороге на путях общего пользования в связи с занятостью фронтов разгрузки, так как размер данной платы соглашением сторон не установлен, что не соответствует статье 39 Устава железнодорожного транспорта, истец предъявил ответчику настоящий иск об обязании восстановить на лицевом счете общества спорную сумму.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что плата за пользование вагонами, контейнерами, рассчитанная в соответствии со статьей 39 Устава железнодорожного транспорта, могла быть списана в пользу железной дороги при условии принадлежности ей вагонов на праве собственности или ином праве, а также при наличии соглашения сторон о размере платы за пользование вагонами, контейнерами, не принадлежащими железной дороге.
В силу статьи 39 Устава железнодорожного транспорта за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владельцев железнодорожных путей необщего пользования либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от таких грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, упомянутые лица вносят перевозчикам плату за пользование вагонами, контейнерами.
Плата за пользование вагонами, контейнерами не взимается за время нахождения вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчикам, в местах необщего пользования.
Размер платы за пользование вагонами определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" в соответствии со статьей 39 Устава железнодорожного транспорта за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей или владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих их своими локомотивами, либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев этих путей, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами. Размер платы определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Исходя из статьи 8 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" и статей 4 и 6 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" ОАО "РЖД" относится к субъектам естественных монополий на транспорте. Поэтому размер платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими ему как перевозчику, определяется Федеральной службой по тарифам.
Размер платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими другим перевозчикам, устанавливается в договорах с этими перевозчиками.
В силу пункта 1 Правил применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство N 2) за время нахождения принадлежащих железной дороге вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных подъездных путей либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных подъездных путей, они вносят железным дорогам плату за пользование вагонами, контейнерами, указанную в Тарифном руководстве.
Устав железнодорожного транспорта определяет тарифные руководства как сборники, в которых публикуются утвержденные в установленном законодательством Российской Федерации порядке тарифы, ставки платы и сборов за работы и услуги железнодорожного транспорта, правила применения таких тарифов, ставок платы, сборов, а также утвержденные федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта перечни железнодорожных станций, расстояния между ними и выполняемые на территориях железнодорожных станций операции.
Тарифное руководство N 2 устанавливает размеры платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта, основания взимания которой предусмотрены статьей 39 Устава железнодорожного транспорта.
Из буквального толкования статьи 39 Устава железнодорожного транспорта не следует, что данная норма содержит основания для начисления платы за пользование вагонами, контейнерами, не принадлежащими дороге, за время нахождения на путях общего пользования в ожидании их приема владельцами пути необщего пользования.
Указанная правовая позиция подтверждается Постановлениями Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 27.07.2010 N 4387/10 и от 10.03.2009 N 14391/08.
Установив, что в материалы дела не представлены доказательства принадлежности вагонов железной дороге на праве собственности или ином праве, а также наличия соглашения сторон о размере платы за пользование вагонами, контейнерами, не принадлежащими железной дороге (договором от 27.10.08 N 108/9 и соглашением от 27.10.08 не предусмотрено взимание платы за пользование вагонами, не принадлежащими дороге, во время нахождения их на путях общего пользования и не определен размер такой платы), суд обоснованно удовлетворил иск, указав на невозможность применения в данном случае Тарифного руководства N 2, и правильно применил статью 39 Устава железнодорожного транспорта.
Вывод суда о том, что дорога не вправе в безакцептном порядке списывать со счета общества причитающиеся перевозчику платежи, не мог привести к неправильному судебному акту ввиду следующего.
Проанализировав условия договора на организацию расчетов N 608/02-09/ЮТ16/1 от 25.02.2009, заключенного между сторонами, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что пунктом 3.1 договора предусмотрено право перевозчика списывать денежные средства причитающиеся ОАО "РЖД" с лицевого счета общества в ТехПД, что предполагает право на правомерное безакцептное списание.
При этом, следует учитывать, что в соответствии с разъяснениями, данными в пункте 21 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", в случаях, когда сторонами заключен договор о производстве расчетов через ТехПД и грузоотправителем (грузополучателем) или иным лицом перечислена перевозчику в порядке предварительной оплаты определенная договором сумма, последний может использовать денежные средства, учитываемые на лицевом счете в ТехПД только
Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.09.2010 n 15АП-10084/2010 по делу n А32-6461/2009-28/158 По делу о взыскании задолженности по оплате товара и пени.Суд первой инстанции Арбитражный суд Краснодарского края  »
Читайте также