Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2008 по делу n А32-1627/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

ПЯТНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

Газетный пер., 34/70/75 лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002 тел. /факс (863) 218-60-26,

E-mail: [email protected], Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности и обоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону                                             дело № А32-1627/2008-59/16-4АЖ

27 мая 2008 г.                                                                                      15АП-2319/2008

Резолютивная часть постановления объявлена 23 мая 2008 года.

Полный текст постановления изготовлен 27 мая 2008 г..

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Колесова Ю.И.

судей А.В. Гиданкиной, Е.В. Андреевой (замена в составе судей произведена в связи с нахождением судьи Гуденица Т.Г. в командировке)

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Коневой М.А.

при участии:

от МУП «Полигон»: представитель не явился, извещен надлежащим образом (почтовое уведомление от 16.05.2008г.), заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя

от Управлению Росприроднадзора по Краснодарскому краю: Каличикин Юрий Викторович (паспорт № 03 01 619284, выдан ПВС УВД Западного округа г. Краснодара) по доверенности №01-12/35 от 14.01.2008г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия «Полигон»

на решение Арбитражного суда Краснодарского края

от 21 марта 2008г. по делу № А32-1627/2008-59/16-4АЖ

по заявлению МУП «Полигон»

к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю

о признании незаконным и отмене постановления,

принятое судьей Гонзус И.П.

УСТАНОВИЛ:

Муниципальное унитарное предприятие «Полигон» (далее – МУП «Полигон») обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю (далее – Управление Росприроднадзора по Краснодарскому краю) о признании незаконным и отмене постановления №09-28-176-ЛН-1 от 29.12.2007г. о привлечении МУП «Полигон» к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в виде штрафа в размере 99000 рублей.

Решением суда от 21 марта 2008г. заявленные требования удовлетворены частично. Признано незаконным и отменено постановление Управление Росприроднадзора по Краснодарскому краю от 29.12.07г. о привлечении МУП «Полигон» к административной ответственности по ч. 3 ст. 8.31 КоАП РФ в части санкции и назначено наказание в виде штрафа 70000 руб. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано. Решение мотивировано тем, что материалами дела подтвержден факт совершения МУП «Полигон» административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 8.31 КоАП РФ. Вместе с тем судом установлено, что при производстве дела об административном правонарушении смягчающие и отягчающие обстоятельства установлены не были, поэтому оснований для назначения наказания почти в максимальном размере не имелось. В связи с этим судом признано незаконным и изменено постановление в части санкции и определен штраф в сумме 70000руб.

Не согласившись с принятым судебным актом, МУП «Полигон» обжаловало его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе заявитель просит отменить решение и полностью удовлетворить заявленные требования о признании незаконным и отмене постановления административного органа. В обоснование жалобы МУП «Полигон» ссылается на то, что проверка была проведена без фактического посещения полигона ТБО, что исключает возможность выявления нарушений, указанных в акте проверки и постановлении о возбуждении дела. В нарушение требований ст.ст. 7, 8 ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» проведена через 40 дней после истечения даты окончания проверки, установленной распоряжением о ее проведении; в проверке участвовал госинспектор Шургалюк И.П., не указанный в распоряжении о проведении проверки. Кроме того, проверка проводилась в отсутствие представителей предприятия. Акт проверки и постановлении о возбуждении дела являются ненадлежащими доказательствами по делу как полученные с нарушением закона. В материалах дела отсутствуют надлежащие доказательства осуществления предприятием деятельности за пределами отведенного земельного участка. Ни акта осмотра земельного участка, ни акта замеров земельного участка с целью определения его границ и размера, которые могли бы являться надлежащими доказательствами по делу, суду не представлено. Кроме того заявитель осуществляет свою деятельность на землях промышленности, а не на территории земель лесного фонда, особо охраняемых природных территорий, поэтому у ответчика отсутствуют полномочия по осуществлению государственного контроля и надзора в отношении деятельности заявителя.

В судебное заседание представитель МУП «Полигон», извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, не явился. От МУП «Полигон» в суд поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Представитель Управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, считая решение суда законным и обоснованным по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу. В отзыве указано, что проверка МУП «Полигон» проведена в соответствии с требованиями ФЗ «О прокуратуре РФ» и по инициативе прокуратуры г. Новороссийска. Проверкой выявлено, что МУП «Полигон» осуществляется хозяйственная деятельность на землях лесного фонда Новороссийского лесничества, за пределами отведенного земельного участка для размещения свалки твердых бытовых отходов. При проведении проверки выявлено загрязнение рельефа местности (защитные леса). Полномочия Росприроднадзора на проведение государственного лесного контроля  и надзора предусмотрены Постановлениями Правительства РФ от 30.07.2004г. №400 и от 22.06.2007г. №394, а также ст. 23.29 КоАП РФ. МУП «Полигон» осуществляет свою хозяйственную деятельность в том числе и на землях государственного лесного фонда (защитные леса), поэтому, то обстоятельство, что заявитель не является лесничеством или лесопарком не является основанием для исключения его из проверяемых объектов.

В соответствии со ст. 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие извещенного надлежащим образом МУП «Полигон».

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителя Управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.

Как следует из материалов дела, на основании распоряжения руководителя Черноморской межрайонной группы Управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю проведена проверка соблюдения требований природоресурсного законодательства в отношении МУП «Полигон».

По результатам проверки составлен акт №09-28-121-ЗН-1 от 10.12.2007г., в котором зафиксировано, в частности, следующее: МУП «Полигон» осуществляет хозяйственную деятельность по сбору и обработке твердых бытовых отходов. Размещение отходов осуществляется на свалке, расположенной в районе п. Глебовка, г. Новороссийск, на земельном участке лесного фонда Новороссийского лесничества ГУ КК «Новороссийский лесхоз», общей площадью 20га. Правоустанавливающие документы за используемый земельный участок у МУП «Полигон» отсутствуют. На землях лесного фонда (категория земель – защитные леса) Новороссийского лесничества ГУ КК «Новороссийский лесхоз», за пределами отведенного земельного участка для размещения свалки твердых бытовых отходов, эксплуатацию которой осуществляет МУП «Полигон», выявлено загрязнение рельефа местности, площадью около 5га, отходами производства и потребления, что является нарушением ст. 55 Лесного кодекса РФ, п. 39 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.06.2007г. №414. Таким образом, в действиях МУП «Полигон» имеется состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 8.31 КоАП РФ.

14 декабря 2007г. заместителем прокурора г. Новороссийска вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 3 ст. 8.31 КоАП РФ в отношении МУП «Полигон». Основанием к возбуждению дела об административном правонарушении послужили указанные выше нарушения: размещение свалки твердых бытовых отходов на земельном участке лесного фонда, категория земель – защитные леса, что является нарушением ст. 55 Лесного кодекса РФ и п. 39 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.06.07г. №414, в соответствии с которыми на территории участков лесного фонда запрещается загрязнение почвы в результате нарушения установленных законодательством РФ требований к обращению с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления. Постановление вынесено в присутствии законного представителя МУП «Полигон» - директора Ефремова О.Ю., которому вручена копия постановления.

По результатам рассмотрения  материалов дела об административном правонарушении 29 декабря 2007г. Управлением Росприроднадзора по Краснодарскому краю вынесено постановление №09-28-176-ЛН-1 о признании МУП «Полигон» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 8.31 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 99000 рублей. Постановление вынесено в отсутствие законного представителя МУП «Полигон», извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела. Назначенное на 21.12.2007г. рассмотрение дела было перенесено по ходатайству МУП «Полигон» на 29.12.2007г. На рассмотрение материалов дела об административном правонарушении 29.12.2007г. представитель МУП «Полигон» также не явился. В административный орган поступило ходатайство директора МУП «Полигон» о рассмотрении материалов дела об административном правонарушении в отсутствие представителя предприятия.

Считая незаконным постановление Управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю от 29.12.2007г. №09-28-176-ЛН-1, МУП «Полигон» обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с настоящим заявлением.

Принимая решение по делу, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о необходимости отмены постановления Управления Росприроднадзора в части санкции и назначении наказания в виде штрафа в размере 70000руб.

В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Частью 2 статьи 211 АПК РФ определено, что арбитражный суд признает незаконным и отменяет оспариваемое решение административного органа, если это решение или порядок его принятия не соответствует закону либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением полномочий.           

Согласно ч. 2 ст. 8.31 КоАП РФ загрязнение лесов сточными водами, химическими, радиоактивными и другими вредными веществами, отходами производства и потребления и (или) иное негативное воздействие на леса влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двадцати тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В силу ч. 3 ст. 8.31 КоАП РФ действия (бездействие), предусмотренные частью 2 ст. 8.31 КоАП РФ, совершенные в защитных лесах и на особо защитных участках лесов влекут наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В соответствии со ст. 55 Лесного кодекса РФ в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляются: лесозащитное районирование (определение зон слабой, средней и сильной лесопатологической угрозы); лесопатологические обследования и лесопатологический мониторинг; авиационные работы и наземные работы по локализации и ликвидации очагов вредных организмов; санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия); установление санитарных требований к использованию лесов.

Пунктом 39 «Правил санитарной безопасности в лесах», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.06.2007г. №414 установлено, что при использовании лесов не допускается:

а) загрязнение почвы в результате нарушения установленных законодательством Российской Федерации требований к обращению с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления;

б) невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосек, а также работ по приведению лесных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам в установленном лесным законодательством порядке, в состояние, пригодное для использования этих участков по целевому назначению, или работ по их рекультивации;

в) выпас сельскохозяйственных животных на неогороженных лесных участках, предоставленных для ведения сельского хозяйства, без пастуха или без привязи;

г) уничтожение (разорение) муравейников, гнезд, нор или других мест обитания животных;

д) уничтожение либо повреждение мелиоративных систем, расположенных в лесах;

е) загрязнение лесов промышленными и бытовыми отходами;

ж) иные действия, способные нанести вред лесам.

Как следует из материалов дела, Распоряжением Совета Министров РСФСР от 15.04.1971г. №691-р принято предложение крайисполкома об отводе на срок до 10 лет Управлению коммунального хозяйства

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2008 по делу n А32-18687/2006. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также