Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.06.2008 по делу n А01-1888/2007. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

ПЯТНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

Газетный пер., 34/70/75 лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002 тел. /факс (863) 218-60-26,

E-mail: [email protected], Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности и обоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону                                                            дело № А01-1888/2007-11

25 июня 2008 г.                                                                                     15АП-2327/2008

Резолютивная часть постановления объявлена 18 июня 2008 года.

Полный текст постановления изготовлен 25 июня 2008 г.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Гиданкиной А.В.

судей Колесова Ю.И., Шимбаревой Н.В.       

при ведении протокола судебного заседания судьей Гиданкиной А.В.

от ОАО «Адыггаз»: Даурова  И.В. – представитель по доверенности от 14.01.2008г. № 4, Никитенко Г.А. - представитель по доверенности от 25.01.2008г. № 73, Щербаков О.В. - представитель по доверенности от 29.04.2008г. № 19,

от Межрайонной ИФНС России № 1 по Республике Адыгея: Ушаков М.В. - представитель по доверенности от 30.04.2008г. б/н; Гумов М.Б. – представитель по доверенности от 16.06.2008г. б/н; Бобрышева Г.А. – представитель по доверенности от 16.06.2008г. б/н; Ахтаов Т.А. – представитель по доверенности от 09.04.2008г. № 1

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 1 по Республике Адыгея

на решение Арбитражного суда Республики Адыгея

от 11 марта 2008 г. по делу № А01-1888/2007-11,

принятое в составе судьи Шагуч Б.А.,

по заявлению Открытого акционерного общества «Адыггаз»

к заинтересованному лицу - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 1 по Республике Адыгея

о признании частично недействительным решения № 2.1/19 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения от 22.06.2007 г.

УСТАНОВИЛ:

В связи с отпуском судьи Андреевой Е.В., в составе суда произведена замена в порядке ст. 18 АПК РФ.

открытое акционерное общество «Адыггаз» (далее – Общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Республики Адыгея с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 1 по Республике Адыгея о признании частично недействительным решения от 22.06.2007 г. № 2.1/19 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в части взыскания с ОАО «Адыггаз» налога на добавленную стоимость в размере 7543864 руб., пени за несвоевременную уплату налога на добавленную стоимость в размере 3203072 руб., штрафа за неполную уплату НДС в размере 374615 руб., а также обязать МИ ФНС России № 1 по Республике Адегея в решении № 2.1/19 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения от 22.06.2007 г., предложить ОАО «Адыггаз» уменьшить на исчисленные в завышенных размерах суммы налогооблагаемой прибыли за 2003 г. на 5315510 руб., за 2004 г. на 862448 руб., за 2005 г. на 533918 руб.

При рассмотрении дела в  суде первой инстанции 11.03.2008 г. заявитель уточнил заявленные требования и просил суд признать недействительным решение от 22.06.2007 г.  № 2.1/19 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в части взыскания с ОАО «Адыггаз» налога на добавленную стоимость в размере 7411242 руб., пени за несвоевременную уплату налога на добавленную стоимость в размере 3197572 руб., а также в части предложения Обществу уменьшить на исчисленные в завышенных размерах суммы налогооблагаемой прибыли за 2003 г. на 5315510 руб., за 2004 г. на 862448 руб., за 2005 г. на 533918 руб.

Решением суда от 11.03.2008 г. признано незаконным решение Инспекции от 22.06.2007 г. № 2.1/19 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в части взыскания с Общества налога на добавленную стоимость в размере 7411242 руб., пени за несвоевременную уплату налога на добавленную стоимость в размере 3197572 руб. и штрафа за неполную уплату налога на добавленную стоимость в размере 374615 руб., как не соответствующее НК РФ. В остальной части в требованиях заявителю отказано. С Инспекции в пользу Общества взысканы расходы по уплате госпошлины в размере 1000 руб.

Судебный акт мотивирован тем, что в нарушение приказа ИФНС РФ от 10.04.2000г. № АП-3-16/138 «об утверждении инструкции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 10.04.2000 г. № 60 «О порядке составления акта выездной налоговой проверки и производства по делу о нарушениях законодательства о налогах и сборах» налоговый орган производит доначисление НДС, при этом налоговый орган не предлагает уменьшить ОАО «Адыггаз» сумму налогооблагаемой прибыли за 2003 г. – на 5315510 руб., за 2004 г. – на 862448 руб., за 2005 г. – на 533918 руб., а лишь предлагает «внести необходимые исправления в бухгалтерский учет».

В п. 1.2 оспариваемого решения налоговым органом необоснованно включены в налоговую базу по НДС денежные средства, выделяемые из бюджета на возмещение расходов, связанных с предоставлением отдельным категориям граждан льгот по оплате за газ с соответствующим доначислением НДС на сумму 6711876 руб., в т.ч. за 2003 г. – 5315510 руб., за 2004 г.  – 862448 руб., за 2005 г. – 533918 руб., поскольку общество осуществляет газоснабжение населения по регулируемым тарифам, а также по льготным ценам, установленным законодательством для отдельных категорий граждан, в связи с чем получает возмещение за счет бюджетных средств в соответствии с федеральным законодательством, устанавливающим льготы по оплате коммунальных услуг для этих категорий граждан.

В рамках заключенных договоров газоснабжения с отдельными категориями физических лиц газоснабжающая организация не вправе требовать от них оплату за полученный газ в размере больше, чем льготная цена (розничная цена на газ с учетом законодательно установленных льгот).

В соответствии  с пунктом 13 ст. 40 НК РФ для целей налогообложения выручка от реализации товаров по государственным регулируемым ценам определяется как стоимость коммунальных услуг, реализованных по государственным ценам и тарифам с учетом льгот, которые установлены федеральным и региональным законодательством. Именно это выручка фактически получена организацией и она не имеет возможности реализовать данные товары (услуги) по иным ценам.

Денежные средства, полученные в связи с реализацией газа по льготной цене, не связаны с оплатой товаров в рамках договора газоснабжения населения. Это средства, выплачиваемые государством в качестве компенсации расходов по исполнению коммерческими организациями обязательств государства по предоставлению льгот в размерах, установленных соответствующими федеральными законами.

Суд сделал вывод, что денежные средства, полученные из бюджета и которые не компенсируют расходов предприятия на приобретение и реализацию газа отдельным потребителям с учетом льгот, не включаются в налоговую базу по НДС.

Суд посчитал безосновательным выводы налогового органа в части доначисления НДС по счетам-фактурам в количестве 39 штук (подп. А п. 1.2.2. решения № 2.1/19 от 22.06.2007 г. – отсутствие подписи главного бухгалтера) на сумму 68011 руб. 32 коп., поскольку согласно подп. «г». п. 2 ст. 6 ФЗ от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» руководители организаций в зависимости от объема учетной работы могут вести бухгалтерский учет лично.

Доначисление НДС в размере 30762 руб. 53 коп. суд посчитал необоснованным, поскольку счета-фактуры Общество исправило путем их замены, а не путем внесения исправления, как это указывает налоговый орган. Действующее законодательство не содержит запрета исправления счетов-фактур путем их замены. Исправление счетов-фактур путем их замены не требует заверения подписью руководителя и печатью продавца с указанием даты внесения исправления.

Кроме того, суд посчитал, что при вынесении решения № 2.1/19 от 22.06.2007 г. налоговым органом были допущены процессуальные нарушения.

Не согласившись с принятым судебным актом, Инспекция подала апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 03.03.2008 г. как нарушающее единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм материального права и вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права и отказать в удовлетворении требований Общества.

По мнению подателя жалобы, в нарушение п. 16 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 г. № 914, счета-фактуры не зарегистрированы в книге продаж. Для проверки счета-фактуры налогоплательщиком представлены не были. По запросам Межрайонных инспекций ФНС России № 1, № 2 и № 3 по Республике Адыгея комитетами (управлениями) социальной защиты населения представлены счета-фактуры в количестве 257 штук за отпущенный льготникам газ в сумме 21266309 руб., в т.ч. НДС в сумме 3548658 руб., платежные документы, договоры с обществом и его подразделениями, акты сверок по количеству отпущенного газа, по которому предоставляется льгота.

Инспекция указала, что в Республике Адыгея льготы и субсидии населению на оплату газа предоставляются в неденежной форме путем уменьшения платежей граждан за газ.

Также действующим законодательством не предусмотрена возможность использования факсимиле на доверенностях, платежных документах, других документах, имеющих финансовые последствия. К таким документам относятся счета-фактуры, которые являются документами, подтверждающими обоснованность применения налогового вычета по налогу на добавленную стоимость. Поэтому счета-фактуры Общества, выставлены с нарушением п. 5 и 6 ст. 169 НК РФ.

В нарушение п. 29 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу  на добавленную стоимость, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 г. № 914 исправления, внесенные в счета-фактуры, не заверены подписью руководителя и печатью продавца с указанием даты внесения исправления.

Кроме того, довод суда первой инстанции, согласно которому Инспекцией допущены процессуальные нарушения при вынесении решения от 22.06.2007 г. № 2.1/19 является несостоятельным, при этом в обоснование своих доводов Инспекция ссылается на п. 5 ст. 100 НК РФ, ст. 61. НК РФ и п. 6 ст. 100 НК РФ.

В отзыве на апелляционную жалобу Общество просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы Инспекции и оставить в силе решение Арбитражного суда Республики Адыгея по мотивам, изложенным в отзыве.

В судебном заседании представители Инспекции и Общества поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве.

Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке главы  34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Исследовав материалы дела, доводы жалобы и отзыва, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, Инспекцией в соответствии со ст. 89 НК РФ проведена выездная налоговая проверка деятельности Общества с одновременной проверкой всех филиалов и иных обособленных подразделений по вопросу правильности исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет и во внебюджетные фонды за период с 01.01.03 по 31.12.05.

По результатам проверки Инспекцией составлен акт № 2.1/15 от 21.05.2007 г., с последующим вынесением решения от 22 июня 2007 года № 2.1/19 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.

Общество, не согласившись с вынесенным решением Инспекции, обжаловало его в части в арбитражный суд Республики Адыгея.

Удовлетворяя требования общества в обжалуемой части, суд первой инстанции правомерно указал следующее.

В соответствии с приказом МНС РФ от 10.04.2000 № АП-3-16/138 «Об утверждении инструкции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 10.04.2000 № 60 «О порядке составления акта выездной налоговой проверки и производства по делу о нарушениях законодательства о налогах и сборах» налоговый орган в решении о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения должен предложить: уплатить налоговые санкции, неуплаченные налоги, пени за несвоевременную уплату налога; уменьшить на исчисленные в завышенных размерах суммы; внести необходимые исправления в бухгалтерский учет.

Однако в нарушение данной нормы налоговый орган производит доначисление НДС, при этом налоговый орган не предлагает уменьшить ОАО «Адыггаз» сумму налогооблагаемой прибыли за 2003 год - на 5315510 руб., за 2004 год - на 862448 руб., за 2005 год - на 533918 руб., а лишь предлагает «внести необходимые исправления в бухгалтерский учет».

Таким образом, Общество обязано заплатить сумму НДС в размере 6711876 руб. и с указанной суммы заплатить налог на прибыль в размере 24%, что не предусмотрено налоговым законодательством.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции между поставщиком (ОАО «Адыггаз») и потребителями (физическими лицами) заключены договоры газоснабжения, которые  в соответствии со ст. 426 ГК РФ являются публичными договорами.

Согласно статье 424 ГК РФ, статье 21 Федерального закона от 31.03.99 года № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» государственное регулирование цен на газ и тарифов на услуги по транспортировке газа осуществляет федеральный орган исполнительной власти в области регулирования тарифов. Государственному регулированию на территории Российской Федерации подлежат розничные цены на газ, реализуемый населению.

Из вышеизложенного следует вывод, что в соответствии с пунктом 13 статьи 40 НК РФ для целей налогообложения выручка от реализации товаров по государственным регулируемым ценам определяется

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.06.2008 по делу n А32-17745/2007. Отменить решение полностью и принять новый с/а  »
Читайте также