Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2008 по делу n А32-22456/2007. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

ПЯТНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

Газетный пер., 34/70/75 лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002 тел. /факс (863) 218-60-26,

E-mail: [email protected], Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности и обоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону                                                         дело № А32-22456/2007-32/480

27 июня 2008 г.                                                                                   15АП-3011/2008

Резолютивная часть постановления объявлена 24 июня 2008 года.

Полный текст постановления изготовлен 27 июня 2008 года.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Корневой Н.И.

судей Величко М.Г., Пономаревой И.В.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Тамахиным А.В.

при участии:

от истца: представитель Смотров В.А., доверенность от 16.04.2008, паспорт;

от ответчика: представитель Мальцев Н.И., доверенность от 12.10.2007, паспорт,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Ангелинский элеватор»

на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.03.2008 по делу № А32-22456/2007-32/480

по иску Администрации муниципального образования Красноармейского района Краснодарского края

к ответчику – открытому акционерному обществу «Ангелинский элеватор»

о взыскании 5 942 421 руб.,

принятое в составе судьи Рудик З.В.

УСТАНОВИЛ:

Администрация муниципального образования Красноармейского района Краснодарского края обратилась (далее - Администрация) в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к открытому акционерному обществу «Ангелинский элеватор» (далее – элеватор) о взыскании задолженности по централизованному кредиту в сумме 4 728 408 руб. 82 коп.

До принятия судом решения по делу истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации увеличил размер исковых требований до 5 942 421 руб. Увеличение исковых требований судом принято.

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 25.03.2008 исковые требования Администрации удовлетворены в полном объеме, распределены расходы по уплате государственной пошлины.

Мотивируя решение, суд указал, что задолженность элеватора перед администрацией подтверждается материалами дела. В соответствии с законодательством задолженность элеватора переоформлена в государственный внутренний долг, а субъекты Российской Федерации в лице своих финансовых органов приобрели право требования возврата долга. Кроме того, администрация указана в обязательствах как орган, которому будет выплачиваться долг.

Не согласившись с принятым судебным актом, элеватор подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда изменить, взыскать с ответчика 1 900 000 руб., в остальной части иска отказать.

В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на то, что заявленный истцом размер долга не доказан и опровергается материалами дела. По мнению ответчика, размер задолженности элеватора установлен решением Арбитражного суда Краснодарского края от 08.04.1996 по делу № 13-Б-2, имеющим преюдициальное значение для рассматриваемого спора, и составляет 1 900 000 000 неденоминированных рублей (или 1 900 000 деноминированных рублей). Ответчик указывает на то, что письменные обязательства не могут быть приняты в качестве доказательств передачи денежных средств элеватору, а свидетельствуют только о переоформлении долга. Кроме того, указанные обязательства являются абстрактными, поскольку содержат положение о безусловной уплате денежной суммы, что характерно для векселя. Суд необоснованно квалифицировал в качестве расписок письменные обязательства элеватора. По мнению ответчика, письменные обязательства следует рассматривать как уступку права требования долга, однако, первичных документов, подтверждающих передачу элеватору денежных средств в заявленной сумме истцом не представлено.

Администрация в отзыве на апелляционную жалобу указала на несостоятельность доводов ответчика. По мнению администрации, долговые обязательства являются достаточным основанием для взыскания указанной в них суммы.

В судебном заседании представители истца и ответчика поддержали правовые позиции, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве.

Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Исследовав материалы дела, выслушав пояснения представителей сторон, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.

Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 20.06.1995 и 04.08.1995 и элеватор подписал долговые обязательства о безусловной уплате Администрации Красноармейского района 3 879 603 000 и 8 005 239 000 неденоминированных рублей соответственно.

По условиям подписанных долговых обязательств, элеватор обязуется безусловно уплатить государству указанный в них долг по кредиту, полученному в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.1995 № 240. Оплата по обязательству осуществляется равными долями с 1998 года в течение 8 лет с ежегодным возмещением расходов по обслуживанию долга в размере 10 % годовых.

Из содержания долговых обязательств от 20.06.1995 и от 04.08.1995 следует, что денежные средства в указанной в них сумме были получены элеватором в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.1995 № 240 «Об экономических условиях функционирования агропромышленного комплекса Российской Федерации в 1995 году».

В связи с принятием Федеральных законов от 24.04.1995 № 46-ФЗ «О переоформлении задолженности по централизованным кредитам и начисленным по ним процентам организаций агропромышленного комплекса, а также организаций, осуществляющих завоз (хранение и реализацию) продукции (товаров) в районы Крайнего Севера» и от 31.03.1995 № 39-ФЗ «О федеральном бюджете на 1995 год» задолженность элеватора была переоформлена в государственный внутренний долг Российской Федерации и элеватором приняты обязательства о безусловной уплате государству указанной задолженности перед бюджетом.

В соответствии с Федеральными законами от 24.04.1995 № 46-ФЗ и от 31.03.1995 № 39-ФЗ главой администрации Краснодарского края было принято постановление от 09.06.1995 № 316 «О переоформлении задолженности по централизованным кредитам и процентам по ним организаций – АПК». Указанное постановление предусматривало переоформление не имеющей источников возврата задолженности по состоянию на 01.04.1995 по централизованным кредитам, представленным в 1992-1994 годах, и процентам по ним сельскохозяйственных организаций всех форм собственности и других организаций агропромышленного комплекса, организаций потребительской кооперации, которые не были рассрочены.

Кроме того, постановлением Главы администрации Краснодарского края от 09.06.1995 № 316 было предусмотрено заключение департаментом по финансам, бюджету и контролю соглашений об обязательствах по государственному внутреннему долгу, возникшему в связи с рассрочкой на 10 лет погашения задолженности организаций по централизованным кредитам, полученным в 1992-1994 годах и начисленным по ним процентам.

15.06.1995 Департамент по финансам, бюджету и контролю и Администрация Красноармейского района заключили соглашение «Об обязательствах администрации Красноармейского района, возникших в связи с рассрочкой на 10 лет погашения задолженности организаций агропромышленного комплекса по централизованным кредитам», по условиям которого Администрация Красноармейского района обязалась обеспечить переоформление на себя обязательств сельскохозяйственных организаций по централизованным кредитам, предоставленным в 1992-1994 годах. В соответствии с пунктом 2.1 соглашения переоформление осуществляется посредством получения администрацией долговых обязательств организаций по безусловной уплате соответствующей суммы долга каждой организации ежегодно не позднее 1 ноября, начиная с 1998 года в течение 10 лет равными долями. Кроме того, администрация гарантировала безусловную уплату департаменту задолженности сельскохозяйственных организаций за счет средств Финансового отдела Администрации Красноармейского района ежегодно до 1 ноября, начиная с 1998 года в течение 10 лет равными долями. Департамент в свою очередь осуществляет контроль за погашением заемщиком долга перед краевым бюджетом и возмещением расходов на обслуживание государственного долга. При несвоевременном исполнении обязательств администрация предоставляет департаменту право производить взыскание в бесспорном порядке с текущего счета Администрации.

На основании указанных документов был составлен перечень организаций-ссудозаемщиков, во исполнение обязательств которых администрация Красноармейского района выступила поручителем. ОАО «Ангелинский элеватор» было включено в указанный перечень.

22.06.1995г. между Минфином РФ и администрацией Краснодарского края было заключено соглашение о переоформлении задолженности по централизованным кредитам во внутренний государственный долг РФ под гарантии администрации Краснодарского края, с условием погашения задолженности администрацией Краснодарского края за счет краевого бюджета в федеральный бюджет равными долями в течение 8 лет начиная с 1998г. Соглашение предусматривает, что постановление администрации Краснодарского края и реестр (перечень) долговых обязательств организаций являются его неотъемлемой частью (перечень предусматривает переоформленную задолженность ответчика).

Согласно пункту 3 постановления главы администрации Краснодарского края от 09.06.1995 № 316 большая часть лимита рассрочки погашения централизованных кредитов была распределена между городами и районами края по территориальной принадлежности.

Федеральным законом от 26.03.98 № 42-ФЗ «О федеральном бюджете на 1998 год» установлены новые сроки погашения организациями задолженности федеральному бюджету по переоформленным в государственный внутренний долг Российской Федерации централизованным кредитам, выданным в 1992-1994 годах, и начисленным по ним процентам - с 01.01.2000 по 01.12.05 (статья 71). Федеральным законом от 27.12.2000 № 150-ФЗ «О федеральном бюджете на 2001 год» отменена статья 71 Федерального закона от 26.03.98 № 42-ФЗ «О федеральном бюджете на 1998 год»; срок погашения кредитов установлен с 01.01.05 по 01.12.10 (статья 66).

20.06.2000 между администрацией Красноармейского района и элеватором был заключен договор залога № 7, согласно которому ответчик обязался в случае непогашения долга в размере 11 884 200 (3 879 600 и 8 005 200) деноминированных рублей передать в счет его погашения имущество согласно прилагаемого перечня на сумму 24 200 000 руб.

Неисполнение элеватором обязательства по погашению задолженности послужило основанием для обращения администрации в Арбитражный суд Краснодарского края с иском о взыскании задолженности.

При рассмотрении спора, суд пришел к правильному выводу о доказанности факта получения элеватором денежных средств по централизованным кредитам.

Анализируя сложившиеся между сторонами отношения, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что данные отношения регулируются нормами главы 42 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 807 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору займа одна сторона (займодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить займодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества.

Согласно статье 808 Гражданского кодекса Российской Федерации в подтверждение договора займа может быть предоставлена расписка заемщика или иной документ, удостоверяющие передачу ему займодавцем определенной денежной суммы.

Пунктом 1 статьи 810 Гражданского кодекса Российской Федерации установлена обязанность заемщика возвратить займодавцу полученную сумму займа в срок и в порядке, которые предусмотрены договором займа.

Представленные истцом обязательства ответчика о безусловной уплате задолженности по централизованным кредитам удостоверяют получение им от государства сумм в порядке централизованного кредитования (то есть выдачи денежных средств из бюджета Российской Федерации) и наличие непогашенного долга на момент выдачи заемного обязательства. Субъекты Российской Федерации в лице своих финансовых органов приобрели права кредиторов в силу законодательства (статья 387 Гражданского кодекса Российской Федерации), регулирующего переоформление во внутренний государственный долг долгов получателей централизованных кредитов перед банками, непосредственно выдававшими кредиты. Истец назван в обязательствах как орган, которому будет выплачиваться долг.

Доказательств погашения задолженности ответчиком в материалы дела не представлено.

Из отзыва на исковое заявление и апелляционной жалобы следует, что ОАО «Ангелинский элеватор» не оспаривает сам факт получения централизованных кредитов, признавая наличие задолженности перед администрацией в сумме 1 900 000 руб. Ответчик не признает долговые расписки в качестве надлежащего доказательства наличия задолженности в полном объеме.

Вместе с тем, суд апелляционной инстанции считает, что долговые обязательства ответчика являются надлежащим доказательством получения элеватором централизованных государственных кредитов.

Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что представленные истцом долговые расписки не являются доказательством задолженности элеватора по централизованным кредитам, так как администрация Красноармейского района непосредственно не выдавала элеватору денежные средства, судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку право администрации Красноармейского района требовать возврата денежных средств, подтверждается представленными в материалы дела документами.

Утверждение ответчика о том, что указанные долговые расписки представляют собой замену одного обязательства другим, абстрактным, также является необоснованным, поскольку из текста данных документов однозначно следует, что заемщик (элеватор) обязуется безусловно уплатить долг государству по кредиту, полученному в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.1995 № 240 «Об экономических условиях функционирования агропромышленного комплекса в 1995 году».

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2008 по делу n А32-23150/2007. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также