Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2008 по делу n А32-1489/2008. Отменить решение полностью и принять новый с/а

ПЯТНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

Газетный пер., 34/70/75 лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002 тел. /факс (863) 218-60-26,

E-mail: [email protected], Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности и обоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

 

город Ростов-на-Дону                                                   дело № А32-1489/2008-57/14-3АЖ

02 июля 2008 г.                                                                                     15АП-3122/2008

Резолютивная часть постановления объявлена 25 июня 2008 года.

Полный текст постановления изготовлен 02 июля 2008 г.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Смотровой Н.Н.

судей Н.Н. Ивановой, Т.И. Ткаченко

при ведении протокола судебного заседания судьёй Смотровой Н.Н.

при участии:

от заявителя: представителя по доверенности Даллакян А.С. (доверенность от 22.01.08г. сроком действия 3 года)

от заинтересованного лица: заместителя начальника отдела Иващенко И.В. (доверенность от 19.11.07г. № 71 сроком действия 1 год), специалиста-эксперта Пилюгина А.А. (доверенность от 15.11.07г. № 66 сроком действия 1 год)

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю

на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 02 апреля 2008г. по делу № А32-1489/2008-57/14-3АЖ

по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ветеран вооруженных сил"

к заинтересованному лицу Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю

об отмене постановления о привлечении к административной ответственности по ч. 5 ст. 19.8 КоАП РФ,

принятое в составе судьи Руссова С.В.

УСТАНОВИЛ:

 

общество с ограниченной ответственностью «Ветераны Вооружённых сил» (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края к Управлению федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (далее – УФАС) с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 18.12.07г. № 122 о привлечении общества к административной ответственности по ч.5 ст. 19.8 КоАП РФ за сообщение антимонопольному органу заведомо недостоверных сведений.

Решением от 02.04.08г. суд первой инстанции заявленные требования удовлетворил, признал незаконным и отменил постановление УФАС о привлечении общества к административной ответственности, сославшись на отсутствие в действиях общества состава вмененного ему в вину правонарушения. Суд пришёл к выводу о том, что предоставление обществом УФАС сведений о причинах роста розничной цены на дизтопливо с 08.11.07г. (об оптовой цене на дизтопливо и его поставщике) является следствием технической ошибки, допущенной по неосторожности. В связи с этим, общество не подлежит привлечению в ответственности по ч.5 ст. 19.8 КоАП РФ, так как данное правонарушение может быть совершено только умышленно.

Не согласившись с принятым судебным актом, УФАС подало в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить. В жалобе УФАС ссылается на то, что составление аналитической справки «О причине роста цен на дизельное топливо» является сложной процедурой, основанной на полном, всестороннем, скрупулезном анализе документов: договора поставки    дизельного    топлива,    счетов-фактур,    товарно-транспортных накладных, приказа руководителя об утверждении  цен  на отпускаемое дизельное топливо. Порядок предоставления аналитической справки был доведен до сведения общества письмом УФАС от 21.05.2007 № 1675/6 и общество не могло не знать, что данные сведения должны предоставляться в УФАС только после анализа документов о произведённых поставках, ценах поставки, поставщиках и т.д.

Исходя из этого, УФАС полагает, что при проведении подобного анализа фактическая вероятность ошибочного указания только поставщика дизельного топлива, крайне сомнительна. Указание же наряду с ошибочным поставщиком, неправильных цен - невозможно.

Общество же такие «ошибки» допустило: указало неверное наименование поставщика дизельного топлива (указано ОАО «НК «Роснефть» - Кубаньнефтепродукт» вместо ООО «Лактан»), а также неверную цену на дизельное топливо (указаны цены поставщика - 13,15 руб./литр; 14,36 руб./литр., вместо 14,13 руб./литр; 15,75 руб./литр).

Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с гл. 34 АПК РФ.

Представитель УФАС в судебном заседании настаивал на отмене решения суда первой инстанции, сославшись на доводы, приведённые в апелляционной жалобе, пояснил, что основанием для привлечения к административной ответственности послужили недостоверные сведения о причине роста розничной цены на дизтопливо, изложенные в аналитической справке общества от 20.11.07г. № 84. Представитель УФАС указал, что доводы общества о том, что недостоверные сведения о причинах роста розничной цены на дизтопливо были указаны по ошибке, виду неосторожности, крайне сомнительны: невозможно ошибиться по неосторожности в двух позициях из двух: и в цене на дизтопливе, и в названии  поставщика. По мнению представителя УФАС, аналитическая справка составлялась не на основании анализа документов по поставке дизтоплива, как это должно было сделать общество. В справке указана информация, не имеющая отношения к действительности и полученная из неофициального источника.

Представитель общества возражал против удовлетворения жалобы, сославшись на законность решения суда. Дополнительно пояснил, что недостоверность аналитической справки обусловлена технической ошибкой в наименовании поставщика и оптовой цене дизтоплива. На вопрос суда, каким образом могла быть допущена эта техническая ошибка, представитель общества пояснила следующее. ОАО «НК «Роснефть» - Кубаньнефтепродукт» является длительным поставщиком общества. Поэтому при составлении аналитической справки главный бухгалтер общества позвонила в это ОАО и узнала у его сотрудника оптовые цены на дизтопливо, по которым ОАО продавало дизтопливо в указанные в справке периоды. По этой причине в справке и указано в качестве поставщика ОАО «НК «Роснефть» - Кубаньнефтепродукт» и указаны цены, сообщённые этим ОАО. Представитель общества пояснила, что указанные ошибки несущественны, так как в справке указаны верные цены, по которым названное ОАО продавало дизтопливо. Представитель общества указала, что общество не подлежало привлечению к ответственности УФАС по ч.5 ст. 19.8 КоАП РФ, так как ответственность по этой норме наступает только при наличии прямого умысла на сообщение недостоверных сведений, - то есть, когда лицо сознательно желает предоставить недостоверные сведения. Главный бухгалтер общества не имела желания предоставить УФАС недостоверные сведения, поэтому общество привлечению к ответственности не подлежит. Его вина выражается в форме неосторожности.

Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о том, что апелляционная жалоба общества подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, по поручению Правительства Российской Федерации «О мониторинге оптовых и розничных цен на нефтепродукты», во исполнение приказа   ФАС России от 19.03.2007 № 73, Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю в целях реализации возложенных функций, осуществляет еженедельный мониторинг оптовых и розничных цен на нефтепродукты.

21.05.07г. УФАС направило обществу запрос № 165/6 о предоставлении информации о ценах на нефтепродукты – еженедельной оперативной и аналитической, в случае повышения обществом розничной цены на реализуемые нефтепродукты (т.1, л.д. 17). Так, в соответствии с приказом ФАС России от 19.03.2007 № 73, в случае, если рост цен на реализуемое топливо, по сравнению с предыдущим отчетным периодом превышает 5 %, общество в течение 8 дней с момента указанных событий, должно предоставить в адрес УФАС аналитическую справку, обосновывающую произошедшее удорожание. К запросу были проложены «Разъяснения по Порядку проведения мониторинга розничных цен на нефтепродукты» и таблица № 1 с инструкцией по её заполнению (т.1, л.д. 17-19).

20.11.07г. общество представило УФАС аналитическую справку № 64 с обоснованием причины роста розничной цены на дизтоплива с 08.11.07г. по 17.11.07г. по сравнению с 04.11.07г. с 14,90 руб. до 15,90 руб. (на 6,7%). В этой справке было указано, что рост розничной на дизтопливо произошёл в результате роста оптовой цены поставщика. Оптовая цена поставщика ОАО «НК Роснефть-Кубаньнефтепродукт» до конца октября 2007 года составляла 13,15 руб. за 1 литр, а в конце октября 2007 года -  14,36 коп. за 1 литр (т.1, л.д. 88).

30.11.07г. ОАО «НК Роснефть-Кубаньнефтепродукт» в ответе за № 02-0974 на запрос УФАС от 23.11.07г. № 3645/6 сообщило, что за период с 01.10.07г. по 23.11.07 г. оно не поставляло дизтоплива обществу, последняя поставка была произведена 18.09.07 г. по цене 13,05 руб. за килограмм, или 12,81 за литр (т.1, л.д. 97-98, 136).

30.11.07г. УФАС направило обществу уведомление № 3141/6, в котором законный представитель общества приглашался в УФАС 14.12.07г. к 15 час. 00 мин. для участия в составлении в отношении общества по выявленному факту предоставления заведомо недостоверной информации протокола о административном правонарушении (т.1, л.д. 8).

14.12.07г. в присутствии заместителя директора общества, представителя по доверенности от 14.12.07г. УФАС в отношении общества был составлен протокол об административном правонарушении № 122, в котором выявленное нарушение было квалифицировано по ч.5 ст. 19.8 КоАП РФ (т.1, л.д. 9-10). В объяснениях к протоколу представитель общества записал, что указание в аналитической справке от 20.11.07г. на поставку дизтоплива в конце октября ОАО «НК Роснефть-Кубаньнефтепродукт» по цене 14,36 руб. за 1 литр ошибочно. Фактически поставка была произведена 30.10.07г. ООО «Лактан» по цене 14,13 руб. за 1 литр (т.1, л.д. 11).

14.12.07г. УФАС было принято определение о назначении к рассмотрению дела о привлечении общества к административной ответственности за выявленное правонарушение на 18.12.07г., 14 час. 30 мин. (т.1, л.д. 12-13).

18.12.07г. общество предоставило УФАС справку № 72, в которой сообщалось, что  общество получило 30.10.07г. дизтопливо от ООО «Лактан» по цене за 1 литр 14,13 руб. по счёт-фактуре № 215. Документы от ООО «Лактан» были предоставлены несвоевременно, что вызвало неточность данных в аналитической справке от 20.11.07г. (т.1, л.д. 89).

18.12.07г. по результатам рассмотрения дела руководителем УФАС принято постановление по делу № 122 о привлечении общества к административной ответственности по ч.5 ст. 19.8 КоАП РФ за представление заведомо ложных сведений о причинах удорожания реализуемого обществом дизтоплива в географических границах муниципального образования город Ейск, в виде наложения административного штрафа в размере 300.000 руб. (т.1, л.д. 80-82).

Не согласившись с привлечением к административной ответственности, общество обжаловало указанное постановление в арбитражный суд.

Повторно исследовав фактические обстоятельства дела, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о наличии в действиях общества полного состава вменённого ему в вину административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена ч.5 с. 19.8 КоАП РФ.

Так, ч. 5 ст. 19.8 КоАП РФ предусмотрена ответственность за непредставление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, в том числе непредставление сведений (информации) по требованию указанных органов, за исключением случаев, предусмотренных частями 3 и 4 названной статьи, а равно представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган заведомо недостоверных сведений (информации) юридических лиц в виде штрафа в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Объектом данного правонарушения является установленный законодательством порядок управления, выраженный в соблюдении порядка представления ходатайств, заявлений, сведений в антимонопольный орган.

Субъектами правонарушения в силу ч.1 си. 25 Федерального закона Российской Федерации от 26.07.06г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – закон № 135-ФЗ)  являются коммерческие организации и некоммерческие организации (их должностные лица), федеральные органы исполнительной власти (их должностные лица), органы государственной власти субъектов Российской Федерации (их должностные лица), органы местного самоуправления (их должностные лица), иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации (их должностные лица), а также государственные внебюджетные фонды (их должностные лица), физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, обязаны представлять в антимонопольный орган по его мотивированному требованию документы, объяснения в письменной или устной форме, информацию (в том числе информацию, составляющую коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну), необходимые антимонопольному органу в соответствии с возложенными на него полномочиями для рассмотрения заявлений и материалов о нарушении антимонопольного законодательства, дел о нарушении антимонопольного законодательства, осуществления контроля за экономической концентрацией или определения состояния конкуренции.

В данном случае, субъектами правонарушения, вменённого в вину общества, являются коммерческие организации, обязанные представлять в антимонопольный орган по его мотивированному требованию еженедельные сведения о ценах на нефтепродукты, реализуемые в розницу, а также аналитические справки о причинах повышения розничных цен на нефтепродукты. Запросы коммерческим организациям направляются территориальными антимонопольными органами по поручению Правительства Российской Федерации «О мониторинге оптовых и розничных цен на нефтепродукты» и во исполнение приказа   ФАС России от 19.03.2007 № в целях реализации функций по еженедельному мониторингу оптовых и розничных цен на нефтепродукты.

Как правильно установлено судом первой инстанции, общество является надлежащим субъектом правонарушения, за совершение которого оно привлечено к ответственности. Так, по запросу УФАС от

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2008 по делу n А53-21230/2007. Отменить определение первой инстанции: Направить вопрос на новое рассмотрение (ст.272 АПК)  »
Читайте также