Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2008 по делу n А32-7380/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

ПЯТНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

Газетный пер., 34/70/75 лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002 тел. /факс (863) 218-60-26,

E-mail: [email protected], Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности и обоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону                                                      дело № А32-7380/2008-59/111-70АЖ

09 июля 2008 г.                                                                                     15АП-3737/2008

Резолютивная часть постановления объявлена 03 июля 2008 года.

Полный текст постановления изготовлен 09 июля 2008 года.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Гуденица Т.Г.,

судей Ивановой Н.Н., Колесова Ю.И.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Жигало Н.А.

при участии:

от заявителя – ООО «Краснодаррегионгаз» – представителя Березина П.А., паспорт серия 0304 №362686, выдан УВД Центрального округа г.Краснодара Краснодарского края 15.09.2003г., доверенность №251 от 03.03.2008г.,

от заинтересованного лица – управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю – главного специалиста-эксперта Тыщенко М.А., удостоверение №626 от 01.08.2006г., доверенность от 10.01.2008г. №01-15/78,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО «Краснодаррегионгаз»

на решение Арбитражного суда Краснодарского края

от 21 мая 2008 года по делу № А32-7380/2008-59/111-70АЖ,

принятое в составе судьи Гонзус И.П.

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Краснодарская региональная компания по реализации газа»

к управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю

о признании незаконным и отмене постановления территориального отдела управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю в Каневском, Ленинградском, Староминском районах от 19.03.2008г. №274 по делу об административном правонарушении,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Краснодарская региональная компания по реализации газа» (далее – общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления территориального отдела управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю в Каневском, Ленинградском, Страминском районах (далее – Роспотребнадзор) от 19.03.2008г. №274 по делу об административном правонарушении №25.3.16-359-р/3 о привлечении общества к административной ответственности по частям 1. 2 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 15000 рублей.

Определением суда от 22.04.2008г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено управление Роспотребнадзора по Краснодарскому краю.

Определением от 07.05.2008г. произведена замена ответчика на управление Роспотребнадзора по Краснодарскому краю.

Решением суда от 21 мая 2008 года в удовлетворении заявленных требований отказано на том основании, что действия общества как стороны по договору на газоснабжение населения образуют вмененные составы административных правонарушений.

Не согласившись с принятым судебным актом, общество подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда от 21.05.2008г. отменить, полагая, что к нему не может быть применена административная ответственность по части 1, 2 статьи 14.8 КоАП РФ, поскольку оно не является исполнителем коммунальных услуг.

В отзыве на апелляционную жалобу управление Роспотребнадзора по Краснодарскому краю просило отказать в ее удовлетворении , полагая, что суд принял правильное решение.

Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании апелляционной инстанции представитель общества поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.

Представитель управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю возражала против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, приведенным в отзыве.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела,  в соответствии с пунктом 2.1 устава основной целью деятельности общества является обеспечение бесперебойной поставки газа покупателям Краснодарского края в соответствии заключенными договорами, сбор платежей с покупателей газа, оперативное управление режимами газоснабжения.

На основании распоряжения заместителя руководителя управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю от 06.02.2008г. №359-р уполномоченными сотрудниками проведена проверка соблюдения обществом требований законодательства в сфере защиты прав потребителей.

26 февраля 2008 года в ходе проверки участка по работе с потребителями газа в Староминском районе установлены следующие нарушения законодательства о защите прав потребителей, допущенные обществом: 1) включение в договор №8080 от 20.02.2008г. на газоснабжение, заключенный с гражданином Пыдык П.П., условий, ущемляющих его права как потребителя коммунальной услуги, а именно:

- пунктом 2.1.5 договора на общество возложена обязанность информировать абонента об изменении цен на газ через средства массовой информации, что является нарушением пункта 42 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. №307 (далее – Правила);

- пунктом 5.1 предусмотрено прекращение подачи газа абоненту в течение двух дней после получения абонентом письменного предупреждения при просрочке платежей более, чем за три расчетных периода подряд или образовавшейся задолженности прошлого периода, что является нарушением пункта 80 Правил;

2) в разделе «Ответственность сторон» договора №8080 от 20.02.2008г. не предусмотрена ответственность общества перед абонентом, предусмотренная пунктом 77 Правил, что ущемляет права абонента как потребителя коммунальной услуги;

3) в договоре №8080 от 20.02.2008г. не указаны адреса и номера телефонов диспетчерской, аварийной или аварийно-диспетчерской службы в ст.Староминской, а также информация о Правилах предоставления коммунальных услуг, что нарушает права потребителя на получение полной и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге) об изготовителе, о продавце, об исполнителе;

4) на информационных досках проверяемого участка до потребителей не доводится информация о наименовании, адресе и телефоне федерального органа исполнительной власти (их территориальных органов и подразделений), органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, уполномоченных осуществлять контроль за соблюдение Правил предоставления коммунальных услуг;

5) потребителям не предоставляются платежные документы в соответствии с пунктами 37, 38 Правил.

Результаты проверки зафиксированы в акте №25.1-3.03(16)-359-р/161 от 05.03.2008г. Выявленные нарушения послужили основанием для составления в отношении общества протокола об административном правонарушении №359-р/3 от 05.03.2008г.

Рассмотрев материалы дела об административном правонарушении №25.3.16-359-р/3/161, начальник Роспотребнадзора вынес постановление №274 от 19.03.2008г. о привлечении общества к административной ответственности по части 1, 2 статьи 14.8 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 15000 рублей. Данное постановление является предметом оспаривания по настоящему делу.

Частью 2 статьи 14.8 КоАП РФ установлена административная ответственность за включение в договор условий, ущемляющих законные права потребителя. Объектом данного административного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в процессе заключения потребителем договоров купли-продажи, выполнения работ или оказания услуг.

Основные положения об условиях и порядке заключения договоров установлены Гражданским кодексом Российской Федерации (далее – ГК РФ), а также федеральными законами, иными правовыми актами об отдельных видах договоров.

В силу пункта 4 статьи 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения (пункт 1 статьи 422 ГК РФ).

Статьей 9 Федерального закона от 26.01.1996г. №15-ФЗ «О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что в  случаях, когда одной из сторон в обязательстве является гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий либо имеющий намерение приобрести или заказать товары (работы, услуги) для личных бытовых нужд, такой гражданин пользуется правами стороны в обязательстве в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, а также правами, предоставленными потребителю Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» и изданными в соответствии с ним иными правовыми актами.

Закон Российской Федерации от 07.02.1992г. №2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон №2300-1) регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.

В соответствии с предметом договора №8080 от 20.02.2008г., заключенного обществом (газоснабжающей организацией) с гражданином Пыдык П.П. (абонентом), газоснабжающая организация приняла на себя обязательства подавать по сетям газораспределительной организации природный газ на газопотребляющее оборудование абонента по адресу: ст.Староминская, ул.Кольцовская, 92 кв.2, а абонент – получать подаваемый газ и производить за него оплату.

Таким образом, по смыслу норм статьи 539, 548, 454 ГК РФ договор газоснабжения является разновидностью договора купли-продажи, где газоснабжающая организация выступает поставщиком газа абоненту, который является потребителем.

Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. №307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее – Правила), которые регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.

Действие настоящих Правил распространяется на отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищных фондов.

При этом под коммунальной услугой понимается деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях.

Исполнителем коммунальных услуг выступает юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Потребителем является гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Кроме того, согласно пункту 7 Правил при отсутствии у собственников помещений в многоквартирном доме (в случае непосредственного управления таким домом) или собственников жилых домов договора, заключенного с исполнителем, указанные собственники заключают договор о приобретении холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также о водоотведении непосредственно с соответствующей ресурсоснабжающей организацией. В этом случае ресурсоснабжающая организация несет ответственность за режим и качество подачи холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также водоотведения на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры. При этом обслуживание внутридомовых инженерных систем осуществляется лицами, привлекаемыми по договору собственниками помещений в многоквартирном доме либо собственниками жилых домов, или указанными собственниками самостоятельно, если договором с ресурсоснабжающей организацией не предусмотрено иное.

В силу пункта 8 Правил условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить настоящим Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.

Поскольку по условиям договора №8080 от 20.02.2008г. подачу газа в жилое помещение на газопотребляющее оборудование гражданина (потребителя) осуществляет непосредственно общество как газоснабжающая организация, данную деятельность необходимо квалифицировать как коммунальную услугу по газоснабжению, порядок

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2008 по делу n А53-894/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также