Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.08.2008 по делу n А53-2998/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

ПЯТНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

Газетный пер., 34/70/75 лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002 тел. /факс (863) 218-60-26,

E-mail: [email protected], Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности и обоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону                                                         дело № А53-2998/2008-С2-11

12 августа 2008 г.                                                                               15АП-4041/2008

Резолютивная часть постановления объявлена 31 июля 2008 года.

Полный текст постановления изготовлен 12 августа 2008 года.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Галова В.В.,

судей Авдониной О.Г., Малыхиной М.Н.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Козьменко О.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Районного казачьего общества «Цимлянский юрт»

на решение Арбитражного суда Ростовской области

от 27 мая 2008 г. по делу № А53-2998/2008-С2-11,

принятое в составе судьи Икряновой Е.А.,

по иску Районного казачьего общества «Цимлянский юрт»

к ответчику Администрации Цимлянского района

об обязании зарегистрировать и передать целевой земельный фонд в аренду,

УСТАНОВИЛ:

Районное казачье общество «Цимлянский юрт» (далее – казачье общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к Администрации Цимлянского района (далее – Администрация) об обязании передать целевой земельный фонд казачьему обществу в аренду, а также о восстановлении права безвозмездного (постоянного) пользования казачьего общества на земли целевого земельного фонда (с учетом уточнений первоначально заявленных требований, произведенных в порядке ст. 49 АПК РФ (т. 1 л.д. 65, 83-85)).

Исковые требования мотивированы тем, что в соответствии с указом Президента РФ от 15.06.1992 № 632 «О мерах по реализации закона РФ «О реабилитации репрессированных народов» в отношении казачества», постановлением Правительства РФ от 08.06.1996 № 667 «Об утверждении положения о порядке формирования целевого земельного фонда для предоставления земель казачьим обществам, включенным в государственный реестр казачьих обществ в РФ, и режиме его использования», Администрацией было принято решение о формировании целевого фонда для предоставления земель казачьим обществам. Однако на обращение истца о предоставлении земельного участка из целевого фонда земель на праве бессрочного (постоянного) пользования Администрация решила предоставить земельный участок в аренду сроком на 5 лет. От приобретения земельного участка в аренду казачье общество отказалось и обратилось с настоящим иском.

Решением Арбитражного суда Ростовской области от 27 мая 2008 г. исковые требования в части предоставления земель целевого фонда в аренду оставлены без рассмотрения, в остальной части в удовлетворении исковых требований отказано. Решение мотивировано тем, что до введения в действие Земельного кодекса РФ казачье общество с заявлением о предоставлении земельных участков на праве постоянного (бессрочного) пользования не обращалось; Земельный кодекс РФ ограничивает субъектный состав лиц, которым земельные участки могут быть предоставлены на праве постоянного (бессрочного) пользования; казачьим обществам земельный участок на праве постоянного (бессрочного) пользования не может быть предоставлен. Требования о предоставлении земельного участка в аренду оставлены судом без рассмотрения, поскольку истцом не соблюден установленный законом досудебный порядок заключения договора аренды.

Не согласившись с вынесенным судебным актом, казачье общество обжаловало его в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просило решение суда первой инстанции отменить и передать вопрос дело на новое рассмотрение в ином составе судей. В апелляционной жалобе изложены следующие доводы:

- вывод суда о том, что казачье общество не обращалось с заявлением о предоставлении земельного участка до введение в действие Земельного кодекса РФ не основан на материалах дела, в материалах дела имеется заявление от 07.09.2001;

- судом не исследован вопрос: утрачено ли казачьим обществом право на получение земли в постоянное пользование;

- суд не выяснил, в чьем пользовании на момент рассмотрения дела в суде находятся земельные участки, а также не проверил законность предоставления земельных участков третьим лицам;

- суд не принял уточнение исковых требований.

В отзыве (возражениях) на апелляционную жалобу Администрация просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

В судебное заседание стороны представителей не направили. От истца поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя. В отзыве (возражениях) Администрации также содержится ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя. Дело рассмотрено в порядке, предусмотренном ст. 156 АПК РФ.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Пунктом 4 указа Президента РФ от 15.06.1992 N 632 «О мерах по реализации Закона Российской Федерации «О реабилитации репрессированных народов» в отношении казачества» предусматривалось: станичным и иным казачьим обществам в соответствии с земельным законодательством безвозмездно отводятся земельные наделы для коллективного землепользования на основе традиционных для казачества форм общинного владения землей либо коллективно-долевой или коллективно-совместной собственности участников общества на землю.

Во исполнение указа Президента РФ от 15.06.1992 N 632 принято постановление Правительства РФ от 08.06.1996 N 667 «Об утверждении Положения о порядке формирования целевого земельного фонда для предоставления земель казачьим обществам, включенным в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, и режиме его использования».

В соответствии с п. 6 Положения органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления по предложениям территориальных комитетов по земельным ресурсам и землеустройству:

принимают решение о создании целевого земельного фонда;

определяют состав и содержание работ по формированию целевого земельного фонда;

принимают решение о включении земельных участков в целевой земельный фонд и устанавливают режим их использования.

При этом п. 8 Положения предусмотрено, что земельные участки, включенные в целевой земельный фонд, предоставляются по предложениям территориального войскового казачьего общества для коллективного сельскохозяйственного использования на праве бессрочного (постоянного) пользования - исходя из взятых членами казачьих обществ обязательств по производству и поставкам сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для федеральных и региональных нужд и с учетом наличия у казачьего общества и его членов бесплатно полученных для этих целей земель.

Порядок создания целевых земельных фондов на территории Ростовской области регулировался также постановлением Главы Администрации Ростовской области от 26.01.1998 N 20 «Об образовании целевого земельного фонда для предоставления земель казачьим обществам, входящим в войсковое казачье общество «Всевеликое войско Донское».

Пунктами 5.1. – 5.5. Положения о целевом земельном фонде для предоставления земель казачьим обществам, входящим в войсковое казачье общество «Всевеликое войско Донское», утвержденного постановлением Главы Администрации Ростовской области от 26.01.1998 N 20, предусмотрено: земельные участки из целевого земельного фонда предоставляются казачьим обществам в бессрочное (постоянное) пользование; после регистрации Устава казачьего общества, входящего в войсковое казачье общество «Всевеликое войско Донское», последнее подает заявление главе местного самоуправления, обладающему правом предоставления земельных наделов; в заявлении должны быть указаны численный состав общества, вид пользования, предполагаемые размеры участка, его местоположение, а также ходатайство Атамана войскового казачьего общества «Всевеликое войско Донское».

В соответствии с указанными нормативными правовыми актами Главой Администрации Цимлянского района Ростовской области принято постановление от 10.03.1998 № 117 «Об образовании целевого земельного фонда для предоставления земель казачьим обществам, входящим в Войсковое казачье общество «Всевеликое войско Донское» (т. 1 л.д. 69-74).

Данный порядок предоставления земель казачьим обществам действовал до 30.10.2001 года – момента введения в действие Земельного кодекса РФ.

Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что в установленном порядке казачьим обществом земельные участки на праве постоянного (бессрочного) пользования не получены.

Доводы истца о многократных обращениях к Администрации (в частности указывается на обращение от 07.09.2001 – т. 1 л.д. 80), несмотря на которые, решение о предоставлении земельных участков так и не было принято, не имеют правового значения. Истец в установленном порядке не обжаловал действия (бездействия) органов местного самоуправления, предметом настоящего спора оценка законности указанных бездействий также не является. Поскольку до момента введения в действие Земельного кодекса РФ состав юридических фактов необходимых для возникновения права сформирован не был, у истца не возникло право постоянного (бессрочного) пользования.

Пунктом 8 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» установлено: со дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование предоставляются только в случаях, установленных п. 1 ст. 20 ЗК РФ - государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления.

В соответствии со ст. 82 ЗК РФ условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, в частности казачьим обществам, для осуществления сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации устанавливаются федеральным законом об обороте земель сельскохозяйственного назначения.

Пунктом 5 ст. 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» предусмотрено: земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут передаваться религиозным организациям (объединениям), казачьим обществам, научно-исследовательским организациям, образовательным учреждениям сельскохозяйственного профиля, общинам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для осуществления сельскохозяйственного производства, сохранения и развития традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, гражданам для сенокошения и выпаса скота в аренду в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации; при этом выкуп арендуемого земельного участка в собственность не допускается.

Таким образом, действующее законодательство не позволяет предоставлять земельные участки казачьим обществам на праве постоянного (бессрочного) пользования, в том числе из земель целевых земельных фондов.

В соответствии с п. 1 ст. 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений; рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока; не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом.

При этом п. 3 ст. 7 ЗК РФ допускается установление особого правового режима использования земель в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и этнических общностей в случаях, предусмотренных федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Следовательно, казачье общество вправе получить земельный участок в аренду в соответствии с правовым режимом целевого земельного фонда, установленным постановлением Главы Администрации Цимлянского района Ростовской области от 10.03.1998 № 117, с учетом положений ст. 34 ЗК РФ.

В то же время, в материалы дела не представлены доказательства обращения казачьего общества с заявлением о предоставлении земельных участков в аренду в порядке, предусмотренном п. 5.2. Положения о целевом земельном фонде для предоставления земель казачьим обществам, входящим в войсковое казачье общество «Всевеликое войско Донское», утвержденного постановлением Главы Администрации Цимлянского района Ростовской области от 10.03.1998 № 117; п. 5.2. Положения о целевом земельном фонде для предоставления земель казачьим обществам, входящим в войсковое казачье общество «Всевеликое войско Донское», утвержденного постановлением Главы Администрации Ростовской области от 26.01.1998 N 20: с заявлением, в котором указаны численный состав общества, вид пользования, предполагаемые размеры участка, его местоположение, а также ходатайство Атамана войскового казачьего общества «Всевеликое войско Донское».

В соответствии с п. 4 ст. 34 Земельного кодекса РФ орган местного самоуправления на основании указанного заявления с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления заявления выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории; заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.08.2008 по делу n А32-22960/2007. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также