Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2012 по делу n А53-18068/2011. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

                     

ПЯТНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

Газетный пер., 47б лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: [email protected], Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности и обоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону                                                         дело № А53-18068/2011

02 февраля 2012 года                                                                        15АП-48/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 31 января 2012 года.

Полный текст постановления изготовлен 02 февраля 2012 года.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи  Барановой Ю.И.

судей Величко М.Г., Пономаревой И.В.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Клята Е.В.

при участии:

от истца: не явился, извещен (ходатайство в отсутствие)

от ответчика: представитель Тызихова О.В. по доверенности № НЮ-10/533 от 20.12.2011

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу

ОАО "Российские железные дороги" филиал "Северо-Кавказская железная дорога"

на решение Арбитражного суда Ростовской области от 22.11.2011 по делу № А53-18068/2011

по иску ЗАО "Ростоввторпереработка"

к ответчику ОАО "Российские железные дороги" филиал Северо-Кавказская железная дорога

о взыскании 311 459,42 руб.

принятое в составе судьи Чебановой Л.В.

УСТАНОВИЛ:

закрытое акционерное общество "Ростоввторпереработка" (далее – общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" филиал Северо-Кавказская железная дорога (далее – дорога) о взыскании 311 459,42 руб.

Решением Арбитражного суда Ростовской области от 22.11.2011  заявленные исковые требования удовлетворены.

Не согласившись с указанным судебным актом, ответчик обжаловал его  в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В апелляционной жалобе заявитель указал на незаконность решения, просил  отменить решение суда первой инстанции полностью и принять по делу новый судебный акт.

В обоснование жалобы заявитель сослался на то, что кассиром ЛАФТО правомерно начислены и взысканы с истца суммы за пользование вагонами, за хранение грузов в ЗТК, за подачу вагонов в ЗТК и оформление транзитной декларации на сумму 311 459,42 руб. Все акты общей формы и накопительные ведомости с начисленными суммами подписаны представителем грузополучателя ЗАО «Ростоввторпереработка» Росляковой.

Представитель ответчика в судебное заседание апелляционной инстанции явился, поддержал доводы, изложенные в жалобе.

Представитель истца в судебное заседание апелляционной инстанции не явился, направлен отзыв.

Истец, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своего представителя в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечил, что в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению жалобы по существу.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, 11.03.2009 года между сторонами заключен договор на организацию расчетов № 1022/03-09.

Пунктом 1.1 предусмотрено, что договор регулирует взаимоотношения сторон, связанные с организацией расчетов и оплатой провозных платежей, сборов, а также иных причитающихся Открытого акционерного общества «РЖД» платежей при перевозках грузов железнодорожным транспортом, оплату по которым осуществляет клиент (истец). На основании договора клиенту открыт лицевой счет и присвоен код плательщика № 1001416339 (п. 1.2).

Списание дорогой денежных средств с лицевого счета клиента производится в соответствии с действующим в Открытого акционерного общества «РЖД» порядком, на основании кода плательщика и наименования клиента в перевозочных и (или) иных документах в качестве лица, осуществляющего оплату (п. 1.3).

Пунктом 2.1.1 в обязанности истца входит осуществление своевременного перечисления дороге денежных средств в количестве, достаточном для взимания платежей, оплату которых осуществляет клиент.

В соответствии с п.п. 2.1.4, 2.1.5 в обязанности клиента входит возмещение по утвержденным ставкам расходы дороге, связанные с оформлением транзитной декларации, для получения разрешения таможенных органов на внутренний таможенный транзит и международный таможенный транзит в соответствии возмещение расходов, связанных с проведением проверок контролирующих либо иных органов государственного контроля (надзора) при перевозках грузов, оплату платежей по которым осуществляет клиент, на основании актов общей формы и сведений, внесенных в перевозочные документы.

01.01.2011 года между сторонами заключен договор на оказание услуг, связанных с перевозкой грузов № 0050/ЛАФТО.

Согласно договору Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» обязалось оказывать либо организовывать оказание услуг, связанных с перевозкой грузов. Перечень оказываемых услуг по договору определяется дорогой. Перечень необходимых клиенту (истцу) услуг, их содержание и стоимость определяются сторонами в Приложении № 1 к договору, являющемуся его неотъемлемой частью, (п. 1.2). Расчеты по договору производятся в соответствии с условиями договора на организацию расчетов от 11.03.2009 года №1022/03-09.

01.02.2011 года между сторонами заключено дополнительное соглашение к договору № 0050/ЛАФТО, согласно которому был изменен п. 3.2 договора, в частности изменен перечень и стоимость услуг, связанных с перевозкой груза (т.2 л.д. 44).

Судом установлено, что в период 2 квартала 2011 года в адрес истца на станцию Ростов-Западный СКЖД прибывали вагоны с грузом согласно перечню в Приложении № 1 и № 2.  Груз перевозился в адрес истца по процедуре внутреннего таможенного транзита. Вагоны подавались железной дорогой в зону таможенного контроля и после таможенного оформления, убирались из нее.

Как видно из представленных в материалы дела счетов - фактур, накопительных ведомостей, актов общей формы, ответчик списал со счета истца 450 713, 37 рублей, из которых 107 321,34 рублей - плата за пользование вагонами, 244968 рублей - хранение грузов в зоне таможенного контроля, 43 115, 07 рублей - за подачу и уборку вагонов в зоне таможенного контроля и 55 308, 96 рублей - оформление транзитных деклараций.

Посчитав, что денежные средства в размере 311 459,42 рублей безосновательно списаны с его лицевого счета, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.

В соответствии со статьи 785 Гражданского кодекса Российской Федерации  по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю).

В случае перевозки товаров, находящихся под таможенным контролем, применяются специальные условия перевозки с применением процедуры внутреннего таможенного транзита в соответствии с главой 10 Таможенного кодекса Российской Федерации.

В силу указания закона у перевозчика возникает (в рамках публичного правоотношения с государством в лице таможенных органов) обязанность получить разрешение на завершение внутреннего таможенного транзита. У грузополучателя в рамках указанного публичного правоотношения каких-либо обязательств не возникает.

Таким образом, обязанность по получению разрешения на внутренний таможенный транзит в соответствии со статьей 92 Таможенного кодекса Российской Федерации возложена на перевозчика.

Согласно статье 79 Таможенного кодекса Российской Федерации внутренний таможенный транзит - таможенная процедура, при которой иностранные товары перевозятся по таможенной территории Российской Федерации без уплаты таможенных пошлин, налогов и применения запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. Внутренний таможенный транзит применяется при перевозке товаров из места их прибытия до места нахождения таможенного органа назначения (статья 92), из места нахождения товаров при их декларировании до места вывоза с таможенной территории Российской Федерации, между складами временного хранения, таможенными складами, а также в иных случаях перевозки иностранных товаров по таможенной территории Российской Федерации, если на эти товары не предоставлено обеспечение уплаты таможенных платежей.

Предоставление транзитной декларации в соответствии с подпунктом 4 пункта 3 статьи 80 Таможенного кодекса Российской Федерации является необходимым условием для получения перевозчиком разрешения на ВТТ.

Статьей 88 Таможенного кодекса Российской Федерации установлено, что при перевозке товаров в соответствии с внутренним таможенным транзитом перевозчик обязан: доставить товары и документы на них в установленные таможенным органом отправления сроки в место доставки товаров, следуя по определенным маршрутам, если они установлены или заявлены; обеспечить сохранность товаров, таможенных пломб и печатей либо иных средств идентификации, если они использовались; не допускать перегрузку, выгрузку, погрузку и иные грузовые операции с товарами без разрешения таможенных органов, за исключением перегрузки товаров на другое транспортное средство в случае, предусмотренном пунктом 1 статьи 89 настоящего Кодекса.

В обязанности перевозчика в соответствии со ст. ст. 80, 81, 92 Таможенного кодекса Российской Федерации входит также получение необходимых для его осуществления документов и совершение действий по завершению указанной таможенной   процедуры,   в   том   числе   размещение   транспортных   средств   в   зоне таможенного контроля и обеспечение их хранения до завершения процедуры внутреннего таможенного транзита.

При этом, исходя из анализа требований ст. ст. 100, 117 Таможенного кодекса Российской Федерации, предусматривающих, что временное хранение товаров осуществляется на складах временного хранения либо с разрешения таможенного органа на складе получателя товаров, а также положений ст. 103 Таможенного кодекса Российской Федерации, определяющей сроки временного хранения товаров, у грузополучателя отсутствует возможность влиять на продолжительность процессов оформления и завершения процедуры внутреннего таможенного транзита.

В силу статьи 36 Устава по прибытии грузов на станцию назначения перевозчик обязан выдать грузы и транспортную железнодорожную накладную грузополучателю.

Таможенное законодательство и иные правовые акты по вопросам таможенного дела содержат специальные нормы, регламентирующие вопросы перевозки груза находящегося под таможенным контролем. Данные нормы, в частности, устанавливают права и обязанности перевозчика, грузополучателя, определяют место доставки, порядок выдачи и хранения груза. Однако из этих норм не следует, что обязанность перевозчика по доставке и выдаче груза считается исполненной с момента завершения таможенного оформления.

На основании статьи 34 Устава перевозчик обязан уведомить таможенный орган о прибытии на железнодорожную станцию назначения грузов, находящихся под таможенным контролем.

В силу статьи 35 Устава грузы выдаются на железнодорожной станции грузополучателю. Порядок оформления выдачи груза устанавливается правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.

Пункт 2 Правил выдачи грузов на железнодорожном транспорте, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.03 N 29 (далее -Правила N 29), устанавливает, что о прибытии на станцию назначения грузов, находящихся под таможенным контролем, перевозчик обязан уведомить таможенный орган, в регионе деятельности которого расположена станция назначения, в порядке, согласованном перевозчиком с таможенным органом.

В соответствии с Временной технологией взаимодействия таможенных органов и железных дорог при таможенном оформлении грузов, перевозимых железнодорожным транспортом (в редакции приказа Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 28.06.02 N 675), по прибытии груза на станцию назначения работники станции обязаны уведомить об этом таможенный орган назначения и грузополучателя. Должностное лицо таможенного органа после получения уведомления о прибытии груза регистрирует уведомление, проставляет на перевозочных документах и на листе контроля за доставкой товара штамп "Товар поступил" и принимает решение о возможной выгрузке груза для освобождения перевозочных средств (пункт 3.11). Работники железной дороги не имеют права выдавать грузовладельцам грузы, перевозимые под таможенным контролем, без разрешения таможенных органов (пункт 2.6).

Для осуществления выдачи груза грузополучателю выдается оригинал накладной в порядке, установленном правилами заполнения перевозочных документов при перевозке грузов железнодорожным транспортом (пункты 6 и 20.1 Правил N 29). Выдача грузополучателю накладной до представления документов должностному лицу таможенного органа не допускается.

Пунктом 10 Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.03 N 27, предусмотрено, что дата уведомления получателя и таможенных органов о прибытии груза, находящегося под таможенным контролем на железнодорожную станцию назначения является датой  фактического  срока доставки груза. В случае прибытия груза вне времени работы таможенного органа (подразделения) срок доставки груза удлиняется на срок от момента прибытия груза на железнодорожную станцию назначения до наступления времени работы этого органа.

Таким образом, доставка груза считается завершенной после уведомления таможни о прибытии груза на станцию назначения, на грузополучателя не может быть возложена обязанность по внесению платы за пользование вагонами до исполнения перевозчиком обязанности по доставке груза.

Из анализа приведенных норм следует, что датой фактического срока доставки груза, находящегося под таможенным контролем, является дата уведомления получателя и таможенного органа о прибытии груза на железнодорожную станцию назначения. С даты уведомления таможенного органа о прибытии груза доставка

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2012 по делу n А32-34363/2011. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также