Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.07.2010 n 15АП-4683/2010 по делу n А53-5106/2010 По делу об отмене постановления налогового органа по делу об административном правонарушении за несоблюдение порядка ведения кассовых операций.Суд первой инстанции Арбитражный суд Ростовской области

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 июля 2010 г. N 15АП-4683/2010
Дело N А53-5106/2010
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июня 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 июля 2010 г.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Золотухиной С.И.,
судей Ивановой Н.Н., Ткаченко Т.И.
при ведении протокола судебного заседания судьей Золотухиной С.И.
при участии:
от заявителя: представитель Белокобыльский Алексей Владимирович по доверенности от 01.04.2010 г.,
от заинтересованного лица: специалист 1 разряда юридического отдела Забела Алена Игоревна по доверенности от 24.06.2010 г. N 03-08/12526,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Белокобыльской Зинаиды Петровны
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 05.04.2010 г. по делу N А53-5106/2010
по заявлению индивидуального предпринимателя Белокобыльской Зинаиды Петровны
к заинтересованному лицу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Ростовской области
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении,
принятое в составе судьи Барановой Н.В.,
установил:
индивидуальный предприниматель Белокобыльская Зинаида Петровна обратилась в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Ростовской области о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении N 16 от 10.03.2010 г.
Решением суда от 05.04.2010 г. в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован наличием в деянии предпринимателя состава вменяемого ему правонарушения.
Не согласившись с принятым решением, предприниматель Белокобыльская З.П. обжаловала его в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе заявитель просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что решение Верховного Суда РФ от 15.09.2008 г. N ГКПИ08-1000 вынесено в момент действия положений Федерального закона N 54-ФЗ от 22.05.2003 г., обязывавшего предпринимателя применять контрольно-кассовую технику, а в настоящее время соответствующая обязанность для предпринимателей, уплачивающих единый налог на вмененный доход, отменена.
В отзыве на апелляционную жалобу ИФНС просит решение суда оставить без изменения, ссылаясь на то, что действующее законодательство РФ не содержит норм, освобождающих индивидуальных предпринимателей от соблюдения порядка ведения кассовых операций.
В судебном заседании представители сторон поддержали доводы жалобы и отзыва на нее.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, на основании поручения N 32 от 26.02.2010 г. МИФНС N 17 по Ростовской области проведена проверка деятельности предпринимателя Белокобыльской З.П. по вопросу полноты учета выручки.
В ходе проверки, проведенной в помещении магазина "Спектр", расположенного по адресу: Ростовская область, Егорлыкский район, х. Мирный, ул. Первооснователей, 21, сотрудниками инспекции установлено, что за период с 26.12.2009 г. по 26.02.2010 г. выручка от реализации составила 95 250 руб. Данная сумма выручки не была оприходована предпринимателем Белокобыльской З.П. в кассовую книгу, так как данная форма книги не ведется.
По результатам проверки, зафиксированным актом N 30 от 26.02.2010 г., в отношении предпринимателя Белокобыльской З.П. составлен протокол N 24 от 26.02.2010 г. об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.1 КоАП РФ.
Постановлением МИФНС N 17 по Ростовской области предприниматель Белокобыльская З.П. привлечена к административной ответственности по ст. 15.1 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 4 000 рублей.
Указанное постановление обжаловано предпринимателем в судебном порядке.
Принимая решение, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в деянии предпринимателя Белокобыльской З.П. состава вменяемого ей правонарушения. Данный вывод признается апелляционным судом ошибочным ввиду следующего.
Согласно статье 15.1 КоАП РФ нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, не оприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей.
Основанием для привлечения к административной ответственности по статье 15.1 КоАП РФ является нарушение требований работы с денежной наличностью и кассового обслуживания, установленных Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации (утвержден решением Совета директоров Центрального банка Российской Федерации от 22.09.1993 г. N 40) и Положением о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации (утверждено Центральным банком Российской Федерации 05.01.1998 г. N 14-П).
Указанные выше нормативные акты Центрального банка Российской Федерации предусматривают обязанности оприходования в кассу денежной наличности, порядка хранения свободных денежных средств, для предприятий, учреждений, организаций независимо от организационно-правовой формы и сферы деятельности.
Пунктом 3 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации установлена обязанность предприятий вести кассовую книгу по установленной форме.
Согласно пункту 12 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации кассовые операции оформляются типовыми межведомственными формами первичной учетной документации для предприятий и организаций, которые утверждаются Государственным комитетом Российской Федерации по статистике по согласованию с Центральным банком Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации.
Пунктом 1.1 Постановления Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 18.08.1998 г. N 88 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации" (в редакции Постановлений от 27.03.2000 г. N 26, от 03.05.2000 г. N 36) утверждены унифицированные формы первичной учетной документации по учету кассовых операций, в том числе форма КО-4 "Кассовая книга".
Унифицированные формы первичной учетной документации по учету кассовых операций (пункт 1.1) распространяются на юридические лица всех форм собственности, кроме кредитных организаций, осуществляющих кассовое обслуживание физических и юридических лиц.
Кроме того, кассовая книга как документ, применяемый для учета поступлений и выдачи наличных денег организаций в кассе, является документом бухгалтерского учета. Бухгалтерский учет согласно статье 1 Федерального закона от 21.11.1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" представляет собой систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.
Согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона N 129-ФЗ граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном налоговым законодательством. Действие Федерального закона 129-ФЗ распространяется только на организации, находящиеся на территории Российской Федерации, а также на филиалы и представительства иностранных организаций, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.
Порядок учета доходов, расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей утвержден Приказом Министерства финансов Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 13.08.2002 г. N 86н/БГ-3-04/430.
Пунктом 4 указанного выше Порядка учета установлена обязанность индивидуальных предпринимателей по ведению учета доходов и расходов и хозяйственных операций путем фиксирования в книге учета доходов, расходов и хозяйственных операций индивидуального предпринимателя (книга учета) операций о полученных доходах и произведенных расходах в момент их совершения на основе первичных документов позиционным способом.
Данный порядок не распространяется на доходы индивидуальных предпринимателей, по которым применяется упрощенная система налогообложения, учета и отчетности, предусмотренная для субъектов малого предпринимательства, а также на доходы, по которым уплачивается единый налог на вмененный доход и единый сельскохозяйственный налог.
Постановлением Госкомстата РФ N 88 утверждены согласованные с Министерством финансов Российской Федерации и Министерством Российской Федерации по налогам и сборам унифицированные формы первичной учетной документации по учету торговых операций, которые введены в действие с 01.01.1999 г.
Пунктом 1.1 Постановления Госкомстата РФ N 88 утверждены унифицированные формы первичной учетной документации по учету денежных расчетов с населением при осуществлении торговых операций с применением контрольно-кассовых машин, в том числе КМ-4 "Журнал кассира-операциониста". Указанные в пункте 1 Постановления Госкомстата РФ N 88 унифицированные формы первичной документации распространяются на юридические лица всех форм собственности, осуществляющие деятельность в отраслях экономики (пункт 2 Постановления Госкомстата РФ N 88).
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает правильными выводы арбитражного суда о том, что обязанность по выполнению требований Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации и Положения ЦБ РФ N 14-П, а также по надлежащему ведению унифицированной формы первичной учетной документации по учету кассовых операций - КО-4 "Кассовая книга", а также по надлежащему ведению унифицированной формы первичной учетной документации по учету денежных расчетов с населением при осуществлении торговых операций с применением контрольно-кассовых машин - КМ-4 "Журнал кассира-операциониста" возложена на юридические лица всех форм собственности. Определенные обязанности по исполнению положений указанных выше Порядка учета и Положения ЦБ РФ N 14-П возлагаются также на должностных лиц предприятий, учреждений, организаций: руководителя, главного бухгалтера (бухгалтера, кассира).
На индивидуальных предпринимателей действующим законодательством не возложена обязанность по ведению унифицированной формы первичной учетной документации: КО-4 "Кассовая книга".
Порядок учета не распространяется на доходы индивидуальных предпринимателей, по которым уплачивается единый налог на вмененный доход (далее - ЕНВД). Индивидуальные предприниматели, уплачивающие ЕНВД, не обязаны вести книгу учета доходов, расходов и хозяйственных операций.
Данная позиция изложена Федеральным арбитражным судом Поволжского округа в постановлении от 18.11.2009 г. по делу N А57-11519/2009, оставленном без изменения на заседании Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.06.2010 г., что отражено на официальном сайте ВАС РФ.
В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое административным кодексом Российской Федерации или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.
Основанием для привлечения к ответственности предпринимателя Белокобыльской З.П. послужило то обстоятельство, что предпринимателем не оприходована денежная наличность.
Между тем вследствие отсутствия (по изложенным выше основаниям) у предпринимателя обязанности по оприходованию в кассу денежной наличности ее бездействие не является противоправным, а, следовательно, вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения требований предпринимателя и отмены постановления инспекции от N 16 от 10.03.2010 г., является ошибочным.
Выводы суда первой инстанции со ссылкой на положения пункта 3 статьи 23 Гражданского кодекса Российской Федерации о том, что Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации распространяется и на предпринимателей, судебная коллегия считает необоснованными.
В силу пункта 3 статьи 23 Гражданского кодекса Российской Федерации к деятельности индивидуальных предпринимателей применяются правила настоящего Кодекса, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения.
Приведенная правовая норма приравнивает индивидуальных предпринимателей к юридическим лицам только в отношении норм Гражданского кодекса Российской Федерации, а среди них нет таких, которые регламентировали бы правила ведения кассовых операций.
Кроме того, в приведенной статье имеется оговорка "если иное не вытекает из закона, иных правовых актов". Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации и является таким "иным правовым актом", правила которого предназначаются для организаций и не распространяются на индивидуальных предпринимателей.
При указанных обстоятельствах апелляционный суд считает, что решение арбитражного суда первой инстанции подлежит отмене, а заявленные предпринимателем Белокобыльской З.П. требования о признании незаконным и отмене постановления N 16 по делу об административном правонарушении, вынесенное Межрайонной ИФНС России N 17 по Ростовской области 10 марта 2010 г. - удовлетворению.
В силу ч. 4 ст. 208 АПК РФ заявление об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности госпошлиной не облагается, следовательно, госпошлина по апелляционной жалобе, поданной по результатам рассмотрения соответствующего заявления, также не подлежит уплате.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
Решение арбитражного суда Ростовской области от 05 апреля 2010 г. отменить.
Признать незаконным и отменить постановление N 16 по делу об административном правонарушении, вынесенное Межрайонной ИФНС России N 17 по Ростовской области 10 марта 2010 г.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
С.И.ЗОЛОТУХИНА
Судьи
Н.Н.ИВАНОВА
Т.И.ТКАЧЕНКО

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.07.2010 n 15АП-4581/2010 по делу n А32-47306/2009 По делу о признании незаконным решения о корректировке таможенной стоимости товара, взыскании с таможенного органа судебных расходов по оплате услуг представителя.Суд первой инстанции Арбитражный суд Краснодарского края  »
Читайте также