Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2010 n 15АП-5354/2010 по делу n А32-53872/2009 По делу об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ за предоставление недостоверных сведений о количестве грузовых мест и весе товара.Суд первой инстанции Арбитражный суд Краснодарского края

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 июля 2010 г. N 15АП-5354/2010
Дело N А32-53872/2009
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июня 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 июля 2010 г.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ткаченко Т.И.,
судей Захаровой Л.А., Ивановой Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Ткаченко Т.И.,
при участии:
от заявителя: представитель не явился, извещен надлежащим образом (уведомление N 480186);
от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен надлежащим образом (уведомление N 480193);
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Новороссийской таможни
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 25.02.2010 г. по делу N А32-53872/2009
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Юг-Контейнер"
к Новороссийской таможне
о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
принятое судьей Егоровым А.Е.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Юг-Контейнер" обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Новороссийской таможни от 13.11.2009 г. N 10317000-993/2009 о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 25.02.2010 г. заявленные требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован отсутствием вины заявителя в совершении вмененного ему правонарушения, поскольку в силу главы 10 Таможенного кодекса Российской Федерации экспедитор не вправе самостоятельно совершать какие-либо операции с товаром, включая его взвешивание. Обязанность запросить дополнительные данные возникает у экспедитора только в случае представления неполной информации. В данном случае общество располагало всеми необходимыми и предусмотренными законом документами. Право вскрытия контейнера для осмотра и взвешивания с целью проверки сведений, содержащихся в товаросопроводительных документах, экспедитору не предоставлено.
Не согласившись с принятым судебным актом Новороссийская таможня обжаловала решение суда в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просит отменить решение и отказать в удовлетворении заявленных требований, сославшись на то, что общество располагало реальной возможностью для соблюдения требований и норм таможенного законодательства: имело право проверить информацию о товаре, содержащуюся в товаросопроводительных документах, до подачи таможенной декларации.
В отзыве на апелляционную жалобу общество с ограниченной ответственностью "Юг-Контейнер" не согласилось с доводами таможенного органа по основаниям, изложенным в отзыве.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились, извещены надлежащим образом, что не препятствует рассмотрению жалобы в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как правильно установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, ООО "Юг-Контейнер" в соответствии с главой 10 Таможенного кодекса Российской Федерации приняло на себя обязательства по выполнению транспортно-экспедиционного обслуживания контейнера N ECMU9331814 с грузом - "колесный трактор YTO-X804 CHASSIS NO-0816577 ENGINE NO-Y0857598, колесный трактор YTO-X1204 CHASSIS NO-30822467 ENGINE NO-Y0872681".
08 октября 2009 года в порт Новороссийск в зону таможенного контроля ОАО "НМТП" прибыл т/х "Алемания". Согласно представленного перевозчиком коносамента и грузового манифеста на борту судна в контейнере ECMU9331814 находился товар "колесный трактор YTO-X804 CHASSIS NO-0816577 ENGINE NO-Y0857598, колесный трактор YTO-X1204 CHASSIS NO-30822467 ENGINE NO-Y0872681" из Китая в количестве 2 грузовых места и весом брутто 9790 кг.
На основании коносамента и грузового манифеста был оформлен документ учета по ЗТК ОАО "НМТП" N 10317100/08102009/0010840. 12 октября 2009 года в Новороссийский центральный таможенный пост Новороссийской таможни (353901, г. Новороссийск, ул. Портовая, д. 22) ООО "Юг-Контейнер" была подана ТД N 10317100/121009/0007943 для получения разрешения на помещение товара "колесный трактор YTO-X804 CHASSIS NO-0816577 ENGINE NO-Y0857598, колесный трактор YTO-X1204 CHASSIS NO-30822467 ENGINE NO-Y0872681" в количестве 2 грузовых места и весом брутто 9790 кг в контейнере N ECMU9331814 под таможенную процедуру внутреннего таможенного транзита для доставки в Краснодарский автотранспортный таможенный пост (г. Краснодар) в адрес получателя ОАО "СПЕЦМЕТАЛРЕСУРС", г. Волгоград, ул. Луконина, 2.
27 октября 2009 года в рамках применения прямых мер по минимизации рисков проведен таможенный контроль в форме таможенного досмотра товаров в контейнере N ECMU9331814 по АТД N 10317100/27102009/002569. В результате проведенного таможенного досмотра было установлено, что в контейнере N ECMU9331814 находится товар - трактор колесный без специальных дополнительных приспособлений YTO-X804, колесный трактор без специальных дополнительных приспособлений YTO-X1204.
Помимо тракторов в контейнере находятся 10 штук (грузовых мест) колес (резиновых покрышек на металлических дисках), не заявленных в транзитной декларации: 2 штуки с маркировкой на каждом колесе 18.4-38, 8 штук с маркировкой на каждом колесе 13.6-38., вес 10 штук колес (грузовых мест) составил 2981 кг.
27.10.2009 г. товар, являющийся предметом административного правонарушения, был осмотрен, изъят и помещен на ответственное хранение в ПЗТК ЗАО "Ростэк-Новороссийск".
Согласно ст. 77 Таможенного кодекса России товары, перемещаемые через таможенную границу РФ после их прибытия на таможенную территорию РФ, могут быть заявлены для помещения под процедуру внутреннего таможенного транзита. В соответствии с п. п. 2.5 ст. 81 ТК РФ для получения разрешения на внутренний таможенный транзит лицо, получающее разрешение на процедуру внутреннего таможенного транзита - ООО "Юг-Контейнер", г. Новороссийск, ул. Новороссийской Республики, д. 14а, ИНН 2315140781, КПП 231501001, р/с 40702810500150004592 в филиале Новороссийском ОАО "Собинбанк" к/с 30101810900000000993, БИК 040395993 - обязано представить в таможенный орган отправления сведения о количестве грузовых мест и весе товаров.
29 октября 2009 г. Новороссийской таможней по факту несоблюдения обществом п. п. 2.5, 2.6 ст. 81 Таможенного кодекса Российской Федерации о фактическом сообщении в ТД N 10317100/121009/0007943 таможенному органу отправления - Новороссийский центральный таможенный пост, недостоверных сведений о количестве грузовых мест и весе товаров для получения разрешения на внутренний таможенный транзит составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, 13.11.2009 г. Новороссийская таможня вынесла постановление N 10317000-993/2009 о привлечении заявителя к административной ответственности по части 3 статьи 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Указанное постановление таможенного органа и обжалуется заявителем по настоящему делу.
Удовлетворяя заявленные требования суд первой инстанции правомерно и обоснованно исходил из следующего.
В соответствии со ст. 123 Таможенного кодекса Российской Федерации товары подлежат декларированию таможенным органам при их перемещении через таможенную границу, изменении таможенного режима.
Согласно ст. 124 Таможенного кодекса Российской Федерации декларирование товаров производится путем заявления таможенному органу в таможенной декларации или иным способом сведений о товарах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей. Перечень сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации, ограничивается только теми сведениями, которые необходимы для целей исчисления и взимания таможенных платежей, формирования таможенной статистики и применения таможенного законодательства Российской Федерации.
В соответствии со ст. 79 Таможенного кодекса Российской Федерации внутренний таможенный транзит - таможенная процедура, при которой иностранные товары перевозятся по таможенной территории РФ без уплаты таможенных пошлин, налогов и применения запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. Внутренний таможенный транзит применяется при перевозке товаров из места их прибытия до места нахождения таможенного органа назначения, из места нахождения товаров при их декларировании до места вывоза с таможенной территории РФ, между складами временного хранения, таможенными складами, а также в иных случаях перевозки иностранных товаров по таможенной территории РФ, если на эти товары не предоставлено обеспечение уплаты таможенных платежей.
Внутренний таможенный транзит согласно ст. 80 Таможенного кодекса Российской Федерации допускается с письменного разрешения таможенного органа, в регионе деятельности которого начинается перевозка товаров в соответствии с таможенной процедурой внутреннего таможенного транзита (таможенный орган отправления). Разрешение на внутренний таможенный транзит выдается: перевозчику; экспедитору, если он является российским лицом; иным лицам.
Согласно примечанию 2 ч. 7 ст. 80 ТК РФ под экспедитором понимается лицо, действующее по договору транспортной экспедиции в соответствии с гражданским законодательством РФ.
В соответствии со ст. 81 ТК РФ в качестве транзитной декларации для получения разрешения на внутренний таможенный транзит таможенный орган отправления принимает от перевозчика (экспедитора) любые коммерческие, транспортные (перевозочные) документы и (или) таможенные документы, содержащие следующие сведения:
1) о наименовании и местонахождении отправителя (получателя) товаров в соответствии с транспортными документами;
2) о стране отправления (стране назначения) товаров;
3) о наименовании и местонахождении перевозчика товаров либо экспедитора, если разрешение на внутренний таможенный транзит получает экспедитор;
4) о транспортном средстве, на котором товары перевозятся по таможенной территории РФ, а при осуществлении перевозки автомобильным транспортом - также о водителе транспортного средства;
5) о видах или наименованиях, количестве, стоимости товаров в соответствии с коммерческими, транспортными (перевозочными) документами, весе или об объеме, о кодах товаров в соответствии с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров или Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности на уровне не менее чем первых четырех знаков;
6) об общем количестве грузовых мест;
7) о пункте назначения товаров;
8) о планируемой перегрузке товаров или других грузовых операциях в пути;
9) о планируемом сроке перевозки товаров;
10) о маршруте, если перевозка товаров должна осуществляться по определенным маршрутам.
В соответствии со ст. 804 Гражданского кодекса Российской Федерации клиент обязан предоставить экспедитору документы и другую информацию о свойствах груза, об условиях его перевозки, а также иную информацию, необходимую для исполнения экспедитором обязанности, предусмотренной договором транспортной экспедиции. Экспедитор обязан сообщить клиенту об обнаруженных недостатках полученной информации, а в случае неполноты информации запросить у клиента необходимые дополнительные данные. В случае непредставления клиентом необходимой информации экспедитор вправе не приступать к исполнению соответствующих обязанностей до предоставления такой информации.
Согласно п. 5 ст. 3 Федерального закона от 30.06.2003 г. N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности" экспедитор вправе, но не обязан проверять достоверность представленных клиентом необходимых документов, а также информации о свойствах груза, об условиях его перевозки и иной информации, необходимой для исполнения экспедитором своих обязанностей, если это предусмотрено договором.
В соответствии с пунктом 2 статьи 77 ТК РФ с момента предъявления товаров в месте их прибытия такие товары приобретают статус находящихся на временном хранении.
Согласно пункту 1 статьи 142 Кодекса торгового мореплавания РФ перевозчик после приема груза для перевозки по требованию отправителя обязан выдать отправителю коносамент. В коносамент должны быть включены (статья 144 Кодекса) наименование груза, основные марки, необходимые для идентификации груза, число мест или предметов, масса груза или обозначенное иным образом его количество. Причем все эти данные указываются так, как они представлены отправителем.
В соответствии со статьей 145 Кодекса торгового мореплавания РФ, если в коносаменте содержатся данные, касающиеся наименования, основных марок, числа мест или предметов, массы или количества груза, в отношении которых перевозчик или другое лицо, выдающее коносамент от его имени, знает или имеет достаточные основания подозревать, что они неточно соответствуют фактически принятому.
Судом установлено и из материалов дела следует, что при прибытии судна на территорию Российской Федерации общество через экспедитора представило таможенному органу полный пакет документов, предусмотренных ст. 74 Таможенного кодекса Российской Федерации, то есть выполнило требования, предъявляемые к перевозчику ст. 72 Таможенного кодекса Российской Федерации.
Сведения о количестве грузовых мест и весе товара в данных документах полностью соответствовали сведениям, заявленным о грузе грузоотправителем. Недостоверность заявленных обществом таможенному органу сведений о количестве грузовых мест и весе товара при прибытии его на таможенную территорию Российской Федерации установлена таможней не в результате сравнения данных, указанных в документах грузоотправителя и перевозчика,
Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2010 n 15АП-5349/2010 по делу n А01-69/2010 По делу о признании недействительными ненормативного правового акта, договора и зарегистрированного права.Суд первой инстанции Арбитражный суд Республики Адыгея  »
Читайте также