Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2008 по делу n А32-24379/2007. Отменить решение полностью и принять новый с/а

ПЯТНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

Газетный пер., 34/70/75 лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002 тел. /факс (863) 218-60-26,

E-mail: [email protected], Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности и обоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону                                                         дело № А32-24379/2007-12/360

09 октября 2008 г.                                                                              15АП-5320/2008

Резолютивная часть постановления объявлена 02 октября 2008 года.

Полный текст постановления изготовлен 09 октября 2008 года.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Ломидзе О.Г.

судей Галова В.В., Ильиной М.В.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Нарышкиной Н.В.

при участии: от заявителя: Умеров Л.А., доверенность от 15.11.2007г. №52-16749/07-43.03; от заинтересованного лица: Зубова Л.В., доверенность от 09.01.2008г. №1;

от третьего лица: не явилось, извещено

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Управления Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю и Территориального управления ФАУГИ по Краснодарскому краю

на решение Арбитражного суда Краснодарского края

от 05 июня 2008г. по делу № А32-24379/2007-12/360 (судья Савченко Л.А.)

по заявлению Департамента имущественных отношений Краснодарского края

к заинтересованному лицу Управлению Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю при участии третьего лица Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Краснодарскому краю (ранее - ТУ ФАУФИ по КК)

о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности

УСТАНОВИЛ:

 

Департамент имущественных отношений Краснодарского края (далее – ДИО КК, Департамент) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю (далее – Управление, регистратор) о признании незаконным отказа от 14.09.2007г. №13/023/2007-029 в государственной регистрации права собственности Краснодарского края на земельный участок, расположенный по адресу: Краснодарский край, Туапсинский район, с. Небуг, п/о “Небуг”, кадастровый номер 23:33:01 09 001:0168.

Определением от 20 марта 2008г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Краснодарскому краю (ныне - Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Краснодарскому краю) – далее Территориальное управление (л.д. 64).

Требования заявителя мотивированы тем, что отказ в регистрации ввиду отсутствия согласования соответствующего федерального органа исполнительной власти о признании территории Туапсинского района лечебно-оздоровительной местностью или курортом регионального значения незаконен, поскольку основанием для государственной регистрации права собственности на указанный земельный участок является пп.3 п.2 ст.3.1 Федерального закона от 25.10.2001г. №137-ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса РФ”. Постановлением главы администрации Краснодарского края от 06.12.2006г. №1098 “О курортах краевого значения” Туапсинскому району в границах утвержденных округов санитарной охраны придан статус курорта краевого значения; данное постановление при его принятии было согласовано с Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю.

В отзыве на заявление регистратор просил в удовлетворении заявления отказать, указал на то, что предоставленные заявителем на государственную регистрацию документы не соответствуют требованиям действующего законодательства, на государственную регистрацию не были предоставлены документы, которые подтверждают предоставление земельного участка органу государственной власти Краснодарского края, государственному унитарному предприятию, либо некоммерческой организации, созданной органом государственной власти Краснодарского края. В регистрирующий орган не представлено подтверждения наличия на данном земельном участке объектов недвижимого имущества, принадлежащих Краснодарскому краю. В регистрирующий орган не было предоставлено подтверждения о согласовании  соответствующими федеральными органами исполнительной власти признания территории Туапсинского района курортом регионального значения.

В отзыве на заявление Территориальное управление указало на то, что спорный земельный участок относится к категории земель особо охраняемых территорий. Постановлением Совмина РСФСР от 27.09.1988г. №406 курортам Туапсинского района был придан общереспубликанский статус РСФСР.

Решением суда от 05 июня 2008г. отказ Управления в государственной регистрации признан незаконным. Суд признал, что спорный земельный участок попадает в границы округа санитарной охраны курорта, утвержденные Постановлением Совмина РСФСР от 27.09.1988г. Суд исходил из того, что в соответствии с Законом Краснодарского края от 07.08.1996г. №41-КЗ Туапсинский район признан курортом регионального значения; основанием для государственной регистрации права собственности Краснодарского края на земельный участок с кадастровым номером 23:33:01 09 001:0168 является п.п.3 п.2 ст.3.1 Федерального закона от 25.10.01 №137-ФЗ,  поэтому у Управления отсутствовали основания для отказа в регистрации.

Не согласившись с принятым судебным актом, Управление обжаловало его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Доводы апелляционной жалобы Управления сводятся к следующему. Представленные на регистрацию документы не соответствовали требованиям, установленными статьями 18, 30.1 Федерального закона от 21.07.1997г. №122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним” (далее – Закон о регистрации). В регистрирующий орган не было представлено документов, подтверждающих согласование соответствующими федеральными органами исполнительной власти признания территории Туапсинского района лечебно-оздоровительной местностью или курортом регионального значения.

Территориальное управление также обжаловало решение суда первой инстанции. Указывает на отсутствие согласования признания территории Туапсинского района лечебно-оздоровительной местностью или курортом регионального значения с соответствующими федеральными органам исполнительной власти. Ссылается на Положение о курортах, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 05.09.1973г. №654, ст. 45 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранении, утв. Законом СССР от 19.12.1969г., постановление Совета Министров РСФСР от 04.02.1972г. №83 “О некоторых вопросах землепользования”. Полагает, что спорный земельный участок отнесен законодательными актами к федеральной собственности, находится в собственности Российской Федерации в силу закона, в соответствии с п.1 ст. 17 ЗК РФ.

В судебное заседание 8 сентября 2008г. Департамент и Территориальное управление, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, представителей не направили.

Представитель заинтересованного лица в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.

С целью представления лицами, участвующими в деле, пояснений по существу спора, в том числе прояснений о федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном давать согласование признания территории Туапсинского района лечебно-оздоровительной местностью или курортом регионального значения, суд отложил рассмотрение апелляционной жалобы на 2 октября 2008г.

В судебном заседании 2 октября 2008г. представитель Управления поддержал доводы апелляционной жалобы.

Представитель Департамента просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Полагает, что согласование соответствующими федеральным органом исполнительной власти признания территории Туапсинского района лечебно-оздоровительной местностью или курортом регионального значения  было получено, поскольку на листе согласования к проекту постановления главы администрации Краснодарского края от 06.12.2006г. №1098 “О курортах краевого значения” имеется подпись представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю.

Территориальное управление о дате и месте судебного заседания извещено, однако своего представителя в суд не направило. Ходатайствовало о рассмотрении апелляционных жалоб в отсутствие своего представителя, пояснило суду, что курорты Туапсинского района являются федеральной собственностью в соответствии с п.2 раздела I приложения №1 к Постановлению ВС РФ от 27.12.1991г. №3020-1 “О разграничении государственной собственности в Российской Федерации …”

Изучив материалы дела, выслушав объяснения сторон, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что апелляционные жалобы подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, Департамент обратился к Управлению с заявлением о государственной регистрации права собственности Краснодарского края на земельный участок, расположенный по адресу: Краснодарский край, Туапсинский район, с.Небуг, п/о “Небуг”, кадастровый номер 23:33:01 09 001:0168. В качестве правоустанавливающих документов департамент представил регистратору следующие нормативные акты: постановление  главы администрации Краснодарского края от 06.12.2006 г. № 1098 “О курортах краевого значения”, Вводный закон к Земельному кодексу РФ, Федеральный закон от 23.02.1995 г. №26-ФЗ “О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах”, Федеральный закон от 14.03.1995 г. №33-ФЗ “Об особо охраняемых природных территориях”.

Решением от 14.09.2007г. №13/023/2007-029 Федеральная регистрационная служба по Краснодарскому краю отказала в проведении государственной регистрации права собственности Краснодарского края на вышеуказанный земельный участок. Не согласившись с решением регистратора, Департамент обжаловал его в арбитражный суд.

На основе анализа законодательных актов РФ, СССР и РСФСР апелляционный суд приходит к выводу, что регистратор обоснованно отказал в государственной регистрации права собственности Краснодарского края на вышеуказанный земельный участок.

Из материалов дела видно и не оспаривается  сторонами, что на спорном земельном участке отсутствуют объекты недвижимости, принадлежащие Краснодарскому краю (л.д.41-49).

Обосновывая право Краснодарского края на спорный земельный участок, департамент  сослался на постановление  главы администрации Краснодарского края от 06.12.2006 г. № 1098 “О курортах краевого значения”.

Названное постановление может выполнять функциональную нагрузку правоустанавливающего документа только в том случае, если не противоречит нормативным актам более высокого уровня и соответствует законодательным предписаниям в сфере разграничения государственной собственности. Изложенным требованиям данный нормативный акт главы субъекта РФ не отвечает. В соответствии с п.2 раздела 1 приложения № 1 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 г. № 3020-1 “О разграничении государственной собственности в Российской Федерации” охраняемые или особым образом используемые  природные объекты (заповедники, в том числе биосферные, национальные природные парки, курорты, а также заказники, имеющие общереспубликанское значение), являются объектами, относящимися исключительно к федеральной собственности. Правильное разрешение спора предполагает необходимость выяснения вопроса о статусе курорта Небуг, на территории  которого находится спорный земельный участок, на момент принятия  Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 г. № 3020-1, что означает необходимость обращения к нормативным актам Союза ССР и РСФСР. В соответствии со ст. 45 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранении, утвержденного Законом СССР от 19.12.1969г. и п. 1 Положения о курортах, утвержденного постановлением Совета министров Союза ССР от 05.09.1973 № 654, признание местности курортом и установление границ округов санитарной охраны производится нормативным актом либо союзного правительства, либо нормативным актом правительства союзной республики. Как следует из  Положения о курортах, утвержденного постановлением Совета министров Союза ССР от 05.09.1973г. № 654, вопросы землепользования применительно к курортам республиканского значения подлежали решению по согласованию с Советом Министров союзной республики (п.8 Положения). Применительно к территории курорта “Небуг”, на котором расположен спорный земельный участок, приняты нормативные акты, из которых следует республиканский уровень данного курорта. Так, Постановлением Совета министров РСФСР от 04.02.1972 г. № 83 утвержден перечень курортных местностей и зон отдыха, в которых земельные участки для строительства санаторно-курортных и туристко-оздоровительных учреждений предоставляется Советом Министров РСФСР. В этот перечень, в частности, включен курорт Небуг. Границы и режим санитарной охраны курортов Туапсинского района утверждены постановлением Совета министров РСФСР от 27.09.1988 г. № 406, в этом постановлении также поименован курорт Небуг. Содержание указанных нормативных актов указывает на придание курорту Небуг Туапсинского района статуса курорта республиканского  значения.

В соответствии с п.4 ст.31 Федерального закона от 14 марта 1995г. №33-ФЗ “Об особо охраняемых природных территориях” отнесение территорий к лечебно-оздоровительным местностям и курортам осуществляется в порядке, устанавливаемом Федеральным законом о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона  от 23.02.1995г. № 26-ФЗ “О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах” территория может быть признана курортом регионального значения органом исполнительной власти субъекта Федерации, однако названный Закон устанавливает требование обязательного согласования с соответствующим федеральным органом исполнительной власти (в отличие от положений п.2 ст.26 Федерального закона 14 марта 1995г. №33-ФЗ, согласно которым природные объекты и комплексы объявляются памятниками природы регионального значения, а территории, занятые ими, - особо охраняемыми природными территориями регионального значения 

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2008 по делу n А32-2481/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также