Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.10.2008 по делу n А32-22728/2007. Отменить решение полностью и принять новый с/а

ПЯТНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

Газетный пер., 34/70/75 лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002 тел. /факс (863) 218-60-26,

E-mail: [email protected], Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности и обоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону                                                         дело № А32-22728/2007-22/417

16 октября 2008 г.                                                                              15АП-5106/2008

Резолютивная часть постановления объявлена 14 октября 2008 года.

Полный текст постановления изготовлен 16 октября 2008 года.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Ломидзе О.Г.

судей Ильиной М.В., Малыхиной М.Н.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Нарышкиной Н.В.

при участии: от истца: Вартык А.М., доверенность от 17.12.2007г. № НЮ-10/1084;

от ответчика: от ОАО “НК “Роснефть” Полянский Р.В., доверенность от 10.01.2008г. № в реестре 7; от ООО “Дарвут” Малюта А.В., доверенность от 02.06.2008г.; от третьих лиц: не явились, извещены

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу

открытого акционерного общества “Российские железные дороги”

на решение Арбитражного суда Краснодарского края

от 02 июля 2008 г. по делу № А32-22728/2007-22/417 (судья Чуприна Т.В.),

по иску открытого акционерного общества “Российские железные дороги”

к ответчикам: обществу с ограниченной ответственностью “Дарвут”,

открытому акционерному обществу “НК “Роснефть”

при участии третьих лиц: Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Краснодарскому краю (ныне Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Краснодарскому краю), Главного управления Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю, Департамента имущественных отношений Краснодарского края

о признании сделки купли-продажи недействительной,

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество “Российские железные дороги” (далее РЖД) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края к ответчикам: обществу с ограниченной ответственностью “Дарвут”, открытому акционерному обществу “НК “Роснефть” с иском о признании недействительным договора купли-продажи движимого и недвижимого имущества от 29.12.2005г. №13-2882, заключенного между ОАО“НК “Роснефть” – “Краснодарнефтегаз” и ООО “Дарвут” в части п.1.2, предусматривающего продажу железнодорожных путей, литера ХХХII, протяженностью 800 м., находящихся по адресу: Краснодарский край, Крымский район, ст.Троицкая, станция Себедахово; признании недействительным зарегистрированного права собственности за ООО “Дарвут” на объект недвижимости – железнодорожные пути, литер ХХХII, протяженностью 800 м., находящихся по адресу: Краснодарский край, Крымский район, ст.Троицкая, станция Себедахово, путем аннулирования записи №23-23-28/003/2006-195 в ЕГРП (уточненные требования – т.1, л.д.101). Истец указывает на то, что по оспариваемому договору отчуждено имущество, принадлежащее на праве собственности истцу.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Краснодарскому краю, Главное управление Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю, Департамент имущественных отношений Краснодарского края.

В отзыве на иск  ОАО “НК “Роснефть” просило в иске отказать, указывает, что спорные железнодорожные подъездные пути протяженностью 977 м. до 1994г. находились на балансе Производственного объединения “Краснодарнефтегаз”, в ходе приватизации были переданы в собственность ОАО “НК “Роснефть” – “Краснодарнефтегаз”, право собственности зарегистрировано в реестре, обществу предоставлен земельный участок под подъездными путями в постоянное бессрочное пользование. Ответчик также указывает, что между ОАО “НК “Роснефть” – “Краснодарнефтегаз” и ОАО “РЖД” был заключен договор на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования №356/7, согласно которому ОАО “НК “Роснефть” – “Краснодарнефтегаз”, как ветвевладельцем, осуществлялась эксплуатация данного подъездного ж/д пути, осуществлялся текущий и капитальный ремонт (т.1, л.д.108).

В отзыве на иск ООО “Дарвут” просило в иске отказать, со ссылкой на ст.2 ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”.

Решением арбитражного суда от 2 июля 2008г. в удовлетворении иска отказано. Суд пришел к выводу, что договор купли-продажи законодательству не противоречит, так как право собственности продавца было зарегистрировано в реестре, истец признавал право собственности за ОАО “НК “Роснефть”-“Краснодарнефтегаз”, последнее несло бремя содержания ж/д путей, земельный участок находится в собственности ООО “Дарвут”.

Не согласившись с принятым судебным актом, ОАО “РЖД” обжаловало его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса РФ. Просит решение суда отменить, удовлетворить иск ОАО “РЖД”.

В судебном заседании 21 августа 2008г. представители истца поддержали доводы апелляционной жалобы. Пояснили, что договоры на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования, заключаемые между истцом и ответчиком открытым акционерным обществом “НК “Роснефть”–“Краснодарнефтегаз” не являются правоустанавливающими документами. Указали на то, что право собственности ОАО “РЖД” на спорный объект зарегистрировано в реестре, объект, принадлежащий РЖД, идентичен объекту, отчужденному по оспариваемому договору, за исключением протяженности. На основании анализа акта комиссионного обследования от 1 февраля 2008г. пояснили суду, что РЖД не претендует на путь №8 протяженностью 177м. Своими полагает путь №9 (500 м) и №10 (300м). Полагают, что спорный объект в план приватизации ответчика включен не был, ООО “Дарвут” является недобросовестным приобретателем спорных объектов.

Представитель ответчика ООО “Дарвут” в судебном заседании пояснил, что истец избрал неверный способ защиты, необходимо было обращаться с заявлением о признании записи в ЕГРП за ОАО “НК “Роснефть” в отношении спорных объектов недействительной; с решением суда ответчик ООО “Дарвут” согласен полностью.

Рассмотрение апелляционной жалобы было отложено на 16 сентября 2008г.

От ОАО “НК “Роснефть” - “Краснодарнефтегаз” поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором ответчик подержал ранее высказанную позицию, а также указал на то, что одним из доказательств принадлежности железнодорожных путей ОАО “НК “Роснефть” - “Краснодарнефтегаз” на праве собственности является заключенный с ним 25 ноября 2004г. ОАО “РЖД” договор на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования №356/7.

От Управления Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю поступили копии документов из регистрационного дела ОАО “НК “Роснефть” – “Краснодарнефтегаз”; в описи зданий и сооружений по состоянию на 01.07.1992г. по Себедаховскому участку указаны среди других объектов подкрановые пути, инвентарный номер 33, стоимость 31 700 руб., дата ввода – декабрь 1981г.

В дополнениях к апелляционной жалобе ОАО “РЖД” пояснило, что спорные железнодорожные пути не являются подъездными путями, связанными с технологическими перевозками, а представляют собой пути необщего пользования, которые в силу закона не могли быть на балансе Производственного объединения “Краснодарнефтегаз”, следовательно, не вошли в план приватизации.

В судебное заседание 16 сентября 2008г. третьи лица, извещенные надлежащим образом о времени месте судебного заседания, своих представителей не направили.

Представитель ответчика ОАО “НК “Роснефть” в судебном заседании пояснил, что в материалах дела есть опись имущества, включенного в план приватизации; на базе железнодорожных путей, кроме спорного, больше нет; литер XXXII был присвоен в ходе технической инвентаризации.

На вопрос суда, как соотносятся подкрановый путь, сведения о котором представило УФРС по КК, и железнодорожный путь литер ХХХII, протяженностью 800 м., право собственности на который зарегистрировано за ОАО “НК “Роснефть”, представители сторон затруднились дать пояснения.

В связи с необходимостью представления сторонами пояснений по вопросу о соотношении подкранового пути и железнодорожного пути, суд отложил рассмотрение апелляционной жалобы на 13 октября 2008г.

В судебном заседании 13 октября 2008г. представитель РЖД во исполнение определения суда представил суду пояснения, согласно которым  ООО “Дарвут” по договору с ОАО  “НК “Роснефть” - “Краснодарнефтегаз” был получен, в том числе, козловой кран ККС-10, который представляет собой комплекс конструкций, включающих в себя опоры, ходовые балки, мост, грузовую тележку, кабину, ходовые колеса, подкрановые конструкции. Подкрановые конструкции включают, в том числе, крановый рельс (подкрановые пути) с креплениями и упоры. Исходя из изложенного, представитель РЖД полагает, что железнодорожный путь и подкрановый путь представляют собой разные сооружения, существенно отличающиеся между собой по техническим характеристикам. Истец полагает, что именно эти подкрановые пути, на которые установлен козловой кран ККС-10, были внесены в план приватизации производственного объединения “Краснодарнефтегаз”.

Представитель ОАО “НК “Роснефть” заявил ходатайство об отложении рассмотрения апелляционной жалобы или перерыве в судебном заседании, поскольку ООО “Дарвут” выполнить определение суда не успело, полагало, что рассмотрение апелляционной жалобы отложено на ноябрь. Также пояснил суду, что истцом избран неверный способ защиты, поскольку истец должен был вначале оспорить право собственности продавца ОАО  “НК “Роснефть” - “Краснодарнефтегаз”.

Для целей предоставления ООО “Дарвут” возможности предоставления суду своих пояснений в судебном заседании объявлен перерыв до 14 октября 2008г. до 18 час. 00 мин.

14 октября 2008г. в судебное заседание явился представитель ООО “Дарвут”, пояснил суду, что общество является добросовестным приобретателем имущества, право собственности продавца было зарегистрировано в реестре, отметок об ограничениях внесено не было. Полагает, что суд верно отказал в иске. Представил суду платежное поручение №16 от 29.12.2005г., подтверждающее перечисление ООО “Дарвут” ОАО “НК “Роснефть” - “Краснодарнефтегаз” 4 031 795 руб. по договору №13-2882 от 29.12.2005г.

На вопрос суда, какие документы анализировались ООО “Дарвут” при принятии решения о совершении покупки, рассматривался ли план приватизации, ссылку на который содержит как договор, так и свидетельство о праве собственности продавца, представитель пояснил, что изучались свидетельства.

Третьи лица извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.

Изучив материалы дела, выслушав объяснения сторон, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, между ОАО “НК “Роснефть” – “Краснодарнефтегаз” и ООО “Дарвут” заключен договор купли-продажи движимого и недвижимого имущества от 29.12.2005г. №13-2882, который предусматривает, в частности, продажу железнодорожных путей, литера ХХХII, протяженностью 977 м., находящихся по адресу: Краснодарский край, Крымский район, ст.Троицкая, станция Себедахово. Как следует из договора, отчуждаемое  имущество принадлежит продавцу на основании Плана приватизации ОАО “НК “Роснефть” – “Краснодарнефтегаз”, утвержденного зам.председателя комитета по управлению государственным имуществом Краснодарского края 18.05.2004г., подтверждается свидетельствами о регистрации права собственности.

В 2006г. ОАО “НК “Роснефть” – “Краснодарнефтегаз” прекратило деятельность путем реорганизации в форме присоединения к ОАО “НК “Роснефть” (т.1, л.д.87).

В материалы дела представлено свидетельство о регистрации права собственности ОАО “НК “Роснефть” – “Краснодарнефтегаз” в отношении железнодорожных путей, литер ХХХII, протяженностью 977 м., находящихся по адресу: Краснодарский край, Крымский район, ст.Троицкая, станция Себедахово, кадастровый (условный) номер объекта 23-23-28/050/2005-578. Регистрационная запись произведена 26 декабря 2005г. (т.1, л.д.122).

Право собственности ООО Дарвут” на указанный объект зарегистрировано в реестре 1 марта 2006г. (т.1, л.д.16).

В материалах дела также имеются свидетельства о регистрации права собственности ОАО “РЖД” на объекты прав – верхнее строение п/пути №9, протяженностью 0,5 км, верхнее строение п/пути №10, протяженностью 0,3 км, адрес Краснодарский край, Крымский район, станция Себедахово, кадастровые (условные) номера объектов 23:48:05 01 000:0001:03:423:001:006244780 и 23:48:05 01 000:0001:03:423:001:006244730. Регистрационные записи произведены 23 и 24 марта 2004г. (т.1, л.д.17,18).

Актом комиссионного обследования от 1 февраля 2008г., составленным комиссией в составе заместителя начальника отдела управления имуществом Краснодарского отделения ОАО “РЖД”, ревизора отдела коммерческих работ в сфере грузовых перевозок Краснодарского отделения ОАО “РЖД” начальника станции Себедахово, главного инженера ПЧ-22, заместителя начальника отдела пути, представителями ООО “Дарвут” установлено, что указанные объекты являются идентичными, имеют одни и те же характеристики, за исключением протяженности. Различие в протяженности обусловлено тем, что в протяженность 977 м., кроме протяженности ж/д путей №9 (500м) и №10 (300м) включена также протяженность ж/д пути №8 (177м) – т.1, л.д.84. Как следует из акта, идентичность установлена комиссией в ходе обследования с выездом на место и обследования технической документации.

Данный вывод комиссии подтверждается иными материалами дела. Так, согласно Инструкции “О порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования Себедаховского участка филиала отделения материально-технического снабжения ОАО “НК “Роснефть” – “Краснодарнефтегаз”, подъездной путь подъездной путь Себедаховского участка ОМТС состоит из погрузочно-выставочного пути №9, выставочного участка пути №9 от стрелки №22, погрузочно-выгрузочного пути №10, предохранительного тупика №8, стреловные перевод №22,24,26,28, общая протяженность подъездного пути составляет 977м. (т.3, л.д.31).

Согласно копиям из технического паспорта железнодорожного пути Себедаховского участка ОМТС, литером ХХХII обозначены железнодорожные пути с подкрановой

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.10.2008 по делу n А32-1611/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также