Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2010 n 15АП-5135/2010 по делу n А32-43900/2009 По делу о признании недействительным решения налогового органа о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления налога на добавленную стоимость, привлечения к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату НДС, п. 2 ст. 119 НК РФ за непредставление в установленный срок налоговой декларации по НДС (с учетом уточнения заявленных требований в порядке ст. 49 АПК РФ, принятого судом к рассмотрению).Суд первой инстанции Арбитражный суд Краснодарского края

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 июня 2010 г. N 15АП-5135/2010
Дело N А32-43900/2009
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июня 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 июня 2010 г.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гуденица Т.Г.
судей Л.А. Захаровой, Н.В. Шимбаревой
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ковалевой С.В.
при участии:
от заявителя: Погребнякова Г.В. по доверенности N 56 от 01.06.2010, Шабунина И.А., по доверенности N 32 от 22.03.2010,
от заинтересованного лица: заместитель начальника юридического отдела Кабыщенко Н. А., удостоверение УР N 549594, по доверенности от 25.05.2010,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции ФНС России N 5 по г. Краснодару
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 18 марта 2010 года по делу N А32-43900/2009
по заявлению ОАО "Краснодарское СМУ "Спецэлеватормельмонтаж"
к Инспекции ФНС России N 5 по г. Краснодару
о признании недействительным в части решения,
принятое судьей Базавлуком И.И.
установил:
открытое акционерное общество "Краснодарское СМУ "Спецэлеватормельмонтаж" (далее - ОАО "СМУ "Спецэлеватормельмонтаж") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы России N 5 по г. Краснодару (далее - ИФНС N 5 по г. Краснодару) о признании недействительным решения налоговой инспекции от 31.07.2009 N 12-09/12175 о привлечении ОАО "Краснодарское СМУ "Спецэлеватормельмонтаж" к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления налога на добавленную стоимость в размере 4 521 070 руб., привлечения к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в размере 913 804,6 руб., по п. 2 ст. 119 НК РФ в виде штрафа в размере 6 329 498 руб. и начисления пени в размере 231 341,84 руб. (с учетом уточнения заявленных требований в порядке ст. 49 АПК РФ, принятого судом к рассмотрению).
Решением от 18 марта 2010 года суд признал недействительным решение ИФНС N 5 по г. Краснодару от 31.07.2009 N 12-09/12175 в части доначисления ОАО "СМУ "Спецэлеватормельмонтаж" НДС в размере 4 521 070 руб., привлечения к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в размере 904 214 руб., предусмотренной п. 2 ст. 119 НК РФ в виде штрафа в размере 6 329 498 руб. и начисления пени в размере 231 341,84 руб. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Решение мотивировано тем, что материалами дела подтверждается уплата обществом НДС в сумме 4521070 рублей, а также исполнение в установленный срок обязанности по направлению в налоговый орган налоговой декларации по НДС за ноябрь 2006 года. Пени в размере 231 341,84 руб. также начислены неправомерно, поскольку документально не обосновано налоговым органом, который не представил подробный расчет спорной суммы пени.
Не согласившись с принятым судебным актом, ИФНС N 5 по г. Краснодару обжаловала его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ. В жалобе налоговый орган просит отменить решение суда в части удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на то, что в почтовой квитанции не указано наименование юридического лица; опись вложения оформлена с нарушением Правил оказания услуг почтовой связи; налогоплательщиком не представлено уведомление о вручении заказного письма налоговому органу.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить обжалуемое решение в части признания решения налоговой инспекции недействительным.
Представители общества в судебном заседании возражали против жалобы по доводам представленного отзыва, просили отказать в удовлетворении жалобы и оставить решение суда первой инстанции без изменения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителей участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции не находит оснований к удовлетворению жалобы.
Как следует из материалов дела, по результатам выездной налоговой проверки ОАО "Краснодарское СМУ "Спецэлеватормельмонтаж" по вопросам правильности исчисления и уплаты налогов заместителем начальника ИФНС N 5 по г. Краснодару вынесено решение N 12-09/12175 от 31.07.2009 о привлечении ОАО "КСМУ "Спецэлеватормельмонтаж" к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, которым общество в том числе привлечено к ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату НДС в виде штрафа в сумме 913804,6 рублей, по п. 2 ст. 119 НК РФ за непредставление в установленный срок налоговой декларации по НДС в виде штрафа в размере 6329498 рублей, обществу также доначислен НДС в сумме 4521070 руб. и пени за несвоевременную уплату НДС в сумме 231341,84 руб.
Решением УФСН по Краснодарскому краю в удовлетворении жалобы ОАО "КСМУ "Спецэлеватормельмонтаж" отказано, решение ИФНС N 5 по г. Краснодару N 12-09/12175 от 31.07.2009 утверждено.
Считая незаконным решение ИФНС N 5 по г. Краснодару N 12-09/12175 от 31.07.2009 в части доначисления штрафов по п. 1 ст. 122 НК РФ в сумме 913804,6 рублей, по п. 2 ст. 119 НК РФ в сумме 6329498 рублей, недоимки по НДС в сумме 4521070 рублей и 231341,84 руб. пени по НДС, ОАО "КСМУ "Спецэлеватормельмонтаж" обратилось в арбитражный суд Краснодарского края с настоящим заявлением.
Принимая решение по делу, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличий оснований к частичному удовлетворению заявленных требований.
Из обжалуемого решения ИФНС N 5 по г. Краснодару следует, что НДС в размере 4521070 рублей, 904214 рублей штрафа за неуплату НДС, 6329498 рублей штрафа за непредставление декларации по НДС доначислены налоговым органом в связи с неполучением налоговой декларации ОАО "КСМУ "Спецэлеватормельмонтаж" по НДС за ноябрь 2006 года.
В соответствии со ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги и представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах; представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов.
Статьей 122 НК РФ установлено, что неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора).
В силу п. 2 ст. 119 НК РФ непредставление налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах срока представления такой декларации влечет взыскание штрафа в размере 30 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го дня.
Согласно п. п. 1, 6 ст. 80 НК РФ налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.
Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Частью 5 статьи 174 НК РФ установлена обязанность налогоплательщиков НДС представлять в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Согласно п. 1 ст. 163 НК РФ (в редакции Федерального закона от 29.12.2000 N 166-ФЗ, действовавшей в спорный период) налоговый период устанавливается как календарный месяц, если иное не установлено пунктом 2 настоящей статьи.
В силу п. 4 ст. 80 НК РФ (в редакции, действовавшей в 2006 году) налоговая декларация (расчет) может быть представлена налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговый орган лично или через представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана по телекоммуникационным каналам связи.
Налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации (расчета) и обязан по просьбе налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) проставить отметку на копии налоговой декларации (копии расчета) о принятии и дату ее получения.
При отправке налоговой декларации (расчета) по почте днем ее представления считается дата отправки почтового отправления с описью вложения.
В материалы дела обществом "КСМУ "Спецэлеватормельмонтаж" представлены доказательства своевременного направления в налоговый орган декларации по НДС за ноябрь 2006 года.
Направление декларации подтверждается копией почтовой квитанции N 07586 от 20.12.2006, копией описи вложения в конверт (л.д. 60а - 60б т. 1).
В соответствии со сведениями, указанными в налоговой декларации, ОАО "КСМУ "Спецэлеватормельмонтаж" оплатило НДС за ноябрь 2006 года в сумме 4521070 рублей, что подтверждается платежными поручениями N 607 от 27.12.2006 и N 620 от 28.12.2006 (л.д. 79 - 80 т. 1).
Таким образом, обществом "КСМУ "Спецэлеватормельмонтаж" не допущено налогового правонарушения в виде неуплаты НДС в сумме 4521070 рублей, а также в виде непредставления налоговой декларации по НДС за ноябрь 2006 года, что в силу ст. ст. 106, 108 НК РФ исключает его привлечение к ответственности по ст. ст. 122, 119 НК РФ.
С учетом изложенного, решение ИФНС N 5 по г. Краснодару N 12-09/12175 от 31.07.2009 является недействительным в части доначисления штрафов по п. 1 ст. 122 НК РФ в сумме 913804,6 рублей, по п. 2 ст. 119 НК РФ в сумме 6329498 рублей, недоимки по НДС в сумме 4521070 рублей.
Суд первой инстанции также обоснованно признал неправомерным доначисление обществу пени в сумме 231 341,84 руб., поскольку налоговым органом не представлен расчет пени и другие обоснования размера начисленной пени. Апелляционная жалоба налоговой инспекции не содержит доводов о незаконности решения суда в указанной части.
Судом апелляционной инстанции отклоняются доводы ИФНС N 5 по г. Краснодару о том, что в почтовой квитанции не указано наименование юридического лица; опись вложения оформлена с нарушением Правил оказания услуг почтовой связи; налогоплательщиком не представлено уведомление о вручении заказного письма налоговому органу.
Как указано ранее, ст. ст. 23, 174 НК РФ установлена обязанность налогоплательщиков по представлению в установленные сроки в налоговые органы налоговых деклараций по НДС.
Порядок представления налоговой декларации определен статьей 80 НК РФ.
При этом указанными нормами не установлена обязанность налогоплательщика иметь доказательства получения налоговым органом налоговой декларации.
Абзацем 2 пункта 4 статьи 80 НК РФ также установлено только право налогоплательщика потребовать от налогового органа проставления на копии налоговой декларации отметки о принятии и даты ее получения при получении налоговой декларации на бумажном носителе.
В силу п. 7 ст. 3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).
Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 25.07.2001 N 138-0 разъяснено, что по смыслу положения, содержащегося в пункте 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации, в сфере налоговых отношений действует презумпция добросовестности налогоплательщиков.
Представленные налогоплательщиком в материалы дела документы - почтовая квитанция и опись вложения в конверт - подтверждают принятие ОАО "КСМУ "Спецэлеватормельмонтаж" достаточных мер для исполнения обязанности по представлению в налоговый орган налоговой декларации по НДС за ноябрь 2006 года.
В описи вложения в качестве адресата указана ИФНС N 5, адрес инспекции: г. Краснодар, ул. Старокубанская, 114, а также "НДС" в наименовании предмета и дата 201226 (л.д. 60 "б" том 1).
Доводы налоговой инспекции о том, что почтовая квитанция и опись вложения оформлены с нарушением Правил оказания услуг почтовой связи, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку указанные документы оформлялись работники почты и пороки в их оформлении не могут иметь негативных последствий для ОАО "КСМУ "Спецэлеватормельмонтаж".
Письмом Краснодарского почтамта УФПС по Краснодарскому краю ФГУП "Почта России" от 26.05.2010 N 23.26.07-21/754 также подтверждено, что при наборе квитанции в приеме заказного письма оператором некорректно была создана информация о наименовании юридического лица, в адрес которого было принято письмо, т.е. не указан номер ИФНС.
Из материалов дела также усматривается, что указанный способ направления налоговой декларации - отправка по почте - являлся традиционным для ОАО "КСМУ "Спецэлеватормельмонтаж". Налоговый орган также не оспаривает факты направления и получения от заявителя иных налоговых деклараций, также направленных по почте.
В соответствии со ст. 68 АПК РФ обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
Представление почтовой квитанции (подтверждающей факт, адресата и дату отправки корреспонденции) и описи вложения (подтверждающей вид пересылаемой корреспонденции), оформленных органом почтовой связи, в силу п. 4 ст. 80 НК РФ являются необходимыми и достаточными документами в целях подтверждения направления налогоплательщиком декларации в адрес налогового органа.
ИФНС N 5 по г. Краснодару, указывая на наличие пороков в оформлении квитанции и описи вложения, вместе с тем не представляет доводов и доказательств того, что указанные документы содержат недостоверную информацию, либо являются сфальсифицированными.
Представленные в материалы дела письма Краснодарского почтамта УФПС по Краснодарскому краю ФГУП "Почта России" также не являются такими доказательствами, не подтверждают и не опровергают факт направления и вручения налоговой инспекции налоговых деклараций, поскольку из них следует, что соответствующие подтверждающие документы уничтожены в связи истечением шестимесячного срока с учетом п. 52 Правил оказания услуг почтовой связи, утв. Постановлением Правительства РФ N 21 от 15.04.2005 г.
При этом почта подтвердила факт принятия
Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2010 n 15АП-5076/2010 по делу n А32-24433/2006 По делу о признании недействительным постановления налогового органа о доначислении НДС, ЕСН, акциза, транспортного налога, а также соответствующих пени, штрафов по п. 1 ст. 122 НК РФ и штрафа по ст. 123 НК РФ.Суд первой инстанции Арбитражный суд Краснодарского края  »
Читайте также