Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.11.2008 по делу n А32-4868/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

ПЯТНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

Газетный пер., 34/70/75 лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002 тел. /факс (863) 218-60-26,

E-mail: [email protected], Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности и обоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону                                         дело № А32-4868/2008-30/68-19АЖ

16 октября 2008 г.                                                                              15АП-5608/2008

Резолютивная часть постановления объявлена 09 октября 2008 года.

Полный текст постановления изготовлен 16 октября 2008 г..

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Колесова Ю.И.

судей Т.Г. Гуденица, Н.Н. Смотровой

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Коневой М.А.

при участии:

от ОАО «ТМТП»: Старочкин Анатолий Станиславович (паспорт № 03 03 230516, выдан УВД г. Туапсе Краснодарского края 24.09.2002г.) по доверенности от 26.12.2007г. №27/ОПР-887,

от Департамента Росприроднадзора по ЮФО: Ломакина Наталия Вячеславовна (удостоверение №010 от 09.08.2007г.) по доверенности от 25.06.2008г. №01/834, госинспектор Черкашин Александр Алекссевич (удостоверение №1732 от 24.01.2007г.) по доверенности №01-08/382 от 01.04.2008г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Туапсинский морской торговый порт»

на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 04 апреля 2008г. по делу № А32-4868/2008-30/68-19АЖ

по заявлению открытого акционерного общества «Туапсинский морской торговый порт»

к Департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному Федеральному округу

об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении,

принятое судьей Буренковым Л.В.,

УСТАНОВИЛ:

открытое акционерное общество «Туапсинский морской торговый порт» (далее – ОАО «ТМТП») обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному Федеральному округу (далее – Департамент) о признании незаконным и отмене постановления №000016/5 от 06.03.2008г. о привлечении ОАО «ТМТП» к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в виде штрафа в размере 50000 рублей.

Решением суда от 04 апреля 2008г. в удовлетворении заявленных требований отказано. Решение мотивировано тем, что материалами дела подтверждается наличие в действиях ОАО «ТМТП» состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.1 КоАП РФ. Департаментом Росприроднадзора соблюдена процедура привлечения к административной ответственности.

Не согласившись с принятым судебным актом, ОАО «ТМТП» обжаловало его в порядке, установленном главой 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе Порт просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что ОАО «ТМТП» предпринимаются все необходимые меры для предотвращения загрязнения акватории нефтепродуктами. Здания и сооружения на причале №2А принадлежат Морской администрации порта Туапсе. Решение Арбитражного суда Краснодарского края по делу №А32-22500/2007-45/55-23АЖ от 30.01.2008г. имеет преюдициальную силу для настоящего дела, и указанным решением судом установлено, что ОАО «ТМТП» принимает все исчерпывающие меры по предотвращению попадания нефтесодержащей эмульсии в акваторию порта. В решении Туапсинского горсуда от 21.04.2008г., оставленном без изменения определением кассационной инстанции от 29.05.08г., также содержится вывод о том, что ОАО «ТМТП» предпринимает все возможные меры для предотвращения дренирования нефтепродуктов в акваторию порта.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ОАО «ТМТП» поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить и удовлетворить требования о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности.

Представители Департамента Росприроднадзора в судебном заседании возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, считая решение суда законным и обоснованным.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.

Как следует из материалов дела, 29.01.2008г. и 01.02.2008г. Туапсинской транспортной прокуратурой совместно с должностными лицами Ростехнадзора, Росприроднадзора проведена проверка соблюдения ОАО «ТМТП» требований природоохранного и экологического законодательства. Проверка проведена в присутствии представителя предприятия – начальника нефтерайона Михайлова Л.Н.

В ходе проверки составлена справка, в которой зафиксированы следующие нарушения: в районе берегоукрепления вертикального типа между 2-м и 3-м причалами незаконченного строительства происходит выклинивание нефтепродуктов в море. Участок наиболее интенсивного выклинивания (приблизительно 100 м) огораживается одним рядом бонового заграждения. Используемое боновое заграждание предназначено только для локализации аварийных разливов нефти и нетепродуктов. На момент проведения проверки 29.01.08г. в районе выклинивания никаких технических средств для локализации и сбора  нефтепродуктов не применялось. Туапсинским отделом ФГУ «ЦЛАТИ по ЮФО» 01.02.08г. в присутствии представителя предприятия старшего инженера руководителя группы ООС Виновой А.А. по заданию Туапсинской транспортной прокуратуры произведен отбор пробы морской воды на содержание нефтепродуктов. На момент отбора проб в районе выклинивания нефтепродуктов в море, было установлено боновое заграждение. Отбор проб производился в двух точках нутрии бонового заграждения и одна точка за боновым заграждением. Анализ данных проб показал, что средняя концентрация нефтепродуктов в морской воде внутри бонового заграждения превышает предельно допустимую концентрацию в 1160раз, а за пределами бонового заграждения в 72 раза.По результатам проведенных анализов следует, что применяемая схема постановки бонового заграждения не обеспечивает полной локализации дренируемых в акваторию порта Туапсе нефтепродуктов.

В силу того, что постановка бонового заграждения не решает проблему выклинивания нефтепродуктов в море, предприятием ОАО «ТМТП» в 2005г. был разработан рабочий проект «Инженерные мероприятия (дренажная система) по предотвращению загрязнения акватории Туапсинского морского порта подпочвенными нефтепродуктами на участке между нефтепирсом и Южным молом». По данному проекту получено Заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы №195-А, утв. Приказом Управления Росприродназора по Краснодарскому краю №1.04/У-584 от 04.08.06г., Заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы №38, утв. Приказом СКМУ по технологическому и экологическому надзору №ЭК-01/889 от 13.04.2006г.

На момент проведения проверки 29.01.2008г. установлено, что в целях реализации проекта пробурено 6 дренажных скважин. Строительство 1 очереди защитной дренажной системы не завершено. Откачка нефтепродуктов из пробуренных скважин не осуществляется. Последняя откачка нефтепродуктов из пробуренных скважин производилась 19 ноября 2007г. (акт приемки выполненных работ №291 от 19.11.2007г.).

26.10.2007г. Департаментом Росприроднадзора по ЮВО выдано ОАО «ТМТП» предписание №000023 об устранении нарушений законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды. В соответствии с п. 3 предписания ОАО «ТМТП» обязано в срок до 26.11.07г. обеспечить проведение мероприятий по исключению распространения нефтепродуктов из зоны выклинивания в районе нефтепирса на остальную акваторию порта. В соответствии с обращением от 19.11.07г. №04Г/11-337 ОАО «ТМТП» срок выполнения пункта 3 Предписания №000023, продлен на один календарный месяц до 26.12.07г. На момент проверки пункт 3 Предписания №000023 от 26.10.07г. не выполнен.

По результатам рассмотрения материалов проверки 20 февраля 2008г. Туапсинским транспортным прокурором вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по ст. 8.1 КоАП РФ в отношении ОАО «ТМТП».

Постановление вынесено в отсутствие законного представителя ОАО «ТМТП», извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов проверки (извещение от 19.02.08г. №7-19-08/9-6-260 вручено ОАО «ТМТП» 19.02.08г. – л.д. 80 т. 1).

06 марта 2008г. государственным инспектором Департамента Росприроднадзора по ЮФО принято постановление №000016/5 о признании ОАО «ТМТП» виновным в совершении административного правонарушения. Предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ и наложении административного штрафа в размере 50000 рублей. Постановление вынесено в присутствии представителя ОАО «ТМТП».

Считая незаконным постановление №000016/5 от 20.02.2008г., ОАО «ТМТП» обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с настоящим заявлением.

В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Частью 2 статьи 211 АПК РФ определено, что арбитражный суд признает незаконным и отменяет оспариваемое решение административного органа, если это решение или порядок его принятия не соответствует закону либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением полномочий.           

Согласно ст. 8.1 КоАП РФ несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.

В силу ст. 39 Водного кодекса Российской Федерации водопользователи при использовании водных объектов обязаны своевременно осуществлять мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на водных объектах.

Частью 16 статьи 65 Водного кодекса РФ установлено, что в границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды.

В соответствии с ч. 1 ст. 34 ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002г. №7-ФЗ размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

Как следует из материалов дела, в том числе постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, ОАО «ТМТП» осуществляет эксплуатацию принадлежащего ему сооружения – берегоукрепление вертикального типа – причал №2а, на данном участке происходит интенсивное выклинивание нефтепродуктов в море. Предпринятые ОАО «ТМТП» технические мероприятия (строительство защитной дренажной системы), средства  - боновое заграждение и технология их эксплуатации не исключают распространения нефтепродуктов из зоны выклинивания в районе нефтепирса на остальную акваторию порта Туапсе. Указанные обстоятельства подтверждены результатами анализа проб воды, согласно которым средняя концентрация нефтепродуктов в морской воде на расстоянии 10 м от бонового заграждения превышает предельно допустимую концентрацию в 72 раза.

Таким образом, наличие в действиях ОМО «ТМТП» объективной стороны правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.1 КоАП РФ, является доказанным.

ОАО «ТМТП» как лицо, осуществляющее эксплуатацию берегоукрепления вертикального типа в месте выклинивания в акваторию нефтепродуктов, является субъектом правонарушения, ответственность за которое установлена ст. 8.1 КоАП РФ. С субъективной стороны правонарушение характеризуется виной в форме умысла или неосторожности. Имея возможность для соблюдения установленных экологических требований при эксплуатации объекта, в том числе использования эффективных средств и мероприятий по недопущению загрязнения акватории порта Туапсе нефтепродуктами, ОАО «ТМТП» не обеспечило выполнение установленных экологических требований при эксплуатации берегоукрепления.

Наличие всех вышеназванных элементов образует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена ст. 8.1 КоАП РФ.

Объективных доказательств отсутствия состава административного правонарушения, нарушения сроков и порядка привлечения к административной ответственности ОАО «ТМТП» не представлено. Таким образом, Департаментом Росприроднадзора по ЮФО вынесено законное и обоснованное постановление о привлечении ОАО «ТМТП» к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.1 КоАП РФ.

Судом апелляционной инстанции отклоняются доводы ОАО «ТМТП» о том, что ОАО «ТМТП» предпринимаются все необходимые меры для предотвращения загрязнения акватории нефтепродуктами.

Презумпция невиновности лица, привлекаемого к административной ответственности, является одной из важнейших юридических гарантий (статья 1.5 КоАП РФ).

Презумпция, предусмотренная законом, опровержима. Заинтересованные лица вправе оспаривать предположение, сформулированное в законе, и доказывать его необоснованность. При решении вопроса о наличии правовых и фактических оснований для привлечения общества к административной ответственности

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.11.2008 по делу n А32-8133/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также