Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2008 по делу n А32-6847/2008. Изменить решение

ПЯТНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

Газетный пер., 34/70/75 лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002 тел. /факс (863) 218-60-26,

E-mail: [email protected], Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности и обоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону                                                            дело № А32-6847/2008-30/141

22 декабря 2008 г.                                                                                 15АП-6258/2008

Резолютивная часть постановления объявлена 22 декабря 2008 года.

Полный текст постановления изготовлен 22 декабря 2008 г.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Ткаченко Т.И.,

судей Золотухиной С.И., Ивановой Н.Н.,

при ведении протокола судебного заседания судьей Ткаченко Т.И.,

при участии:

от заявителя: председателя ТСЖ № 7 Ильина В.И. (протокол заседания правления ТСЖ № 7 от 27.01.2008 г.), паспорт 0304 № 746466, выдан 18.07.2003 г. Славянским ОВД Краснодарского края;

от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен надлежащим образом (уведомление № 65527);

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Краснодарского края

на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.06.2008 г. по делу № А32-6847/2008-30/141

по заявлению товарищества собственников жилья №7

к Государственной жилищной инспекции Краснодарского края

о признании недействительным предписания от 26.03.2008 г. № 000460,

принятое судьей Грязевой В.В.,

УСТАНОВИЛ:

Товарищество собственников жилья № 7 (далее – ТСЖ № 7) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Государственной жилищной инспекции о признании недействительным предписания от 26 марта 2008 года № 000460.

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 27 июня 2008 года заявленные требования удовлетворены в полном объеме. Судебный акт мотивирован отсутствием законом установленной обязанности ТСЖ заключать договоры, указанные в оспариваемом предписании. Суд, ссылаясь на нормы гражданского законодательства о свободе договора, указал, что лицу не может быть предписано заключить договор в соответствующий срок, если на предполагаемого контрагента также не возложена обязанность заключить данный договор. Кроме того, суд первой инстанции сослался на то, что собственниками жилых помещений не включено в состав общего имущества оборудование, необходимое для предоставления коммунальных услуг газо – и электроснабжения. Таким образом, суд первой инстанции пришел к выводу, что у заявителя отсутствовала обязанность заключать договоры со специализированным организациями, предоставляющими услуги по газо – и электроснабжению.

Не согласившись с принятым судебным актом Государственная жилищная инспекция обратилась в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции. В обоснование требований, изложенных в апелляционной жалобе, заинтересованное лицо сослалось на наличие у госжилинспекции полномочий на выдачу соответствующих предписаний, полагая, что товарищество собственников жилья, добровольно приняв на себя обязательства по управлению жилым домом, обязано соблюдать положения Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, согласно которым организация по обслуживанию жилищного фонда обязана заключить со специализированными организациями договор на техническое обслуживание и ремонт (в том числе замену) внутренних устройств газоснабжения, проверку дымоходов и вентиляционных каналов, внутридомового электрооборудования.

В своем отзыве на апелляционную жалобу товарищество собственников жилья не согласилось с доводами заинтересованного лица, сославшись на то, что Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда не определяют требование и порядок обслуживания общего имущества собственников помещений многоквартирного дома, а регулируют порядок ремонта и обслуживания жилых помещений, в связи с чем указанные нормы адресованы, по мнению заявителя, собственникам жилых помещений, либо уполномоченным организациям, осуществляющим эксплуатацию жилого фонда.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в порядке апелляционного производства повторно рассматривает дело.

Представитель заинтересованного лица в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, имеется ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы без участия представителя, что не является препятствием для рассмотрения апелляционной жалобы в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, в полном объеме.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционная жалоба подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Государственной жилищной инспекцией Краснодарского края на основании распоряжения от 25.03.2008 г. № 553 проведена проверка соблюдения товариществом собственников жилья № 7 нормативно-технических требований при эксплуатации жилого дома, находящегося в Краснодарском крае, г. Славянске-на-Кубани, по ул. Ковтюха, 49.

В ходе проверки актом от 26.03.2008 г. № 000496 установлено, что ТСЖ № 7 не имеет договора со специализированной организацией на обслуживание внутридомовых газовых сетей, входящих в состав общего имущества. Кроме того, проверкой установлено, что товариществом не выполнена проверка вентиляционных каналов и внутридомового электрооборудования. В результате данных действий (бездействия) ТСЖ № 7, как указано в акте, были нарушены пункты 5.5.6, 5.6.2 и 5.7.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 г. № 170.

На основании акта проверки ТСЖ № 7 было выдано предписание от 26.03.2008 г. № 000460, согласно пунктам 1-3 которого товариществу было предписано в срок до 11 апреля 2008 года заключить договор со специализированной организацией на обслуживание внутридомового газового оборудования (далее – ВДГО) (пункт 1 предписания), выполнить проверку вентиляционных каналов с составлением акта (пункт 2), а также заключить договор со специализированной организацией на проверку внутридомового электрооборудования (пункт 3).

Указанное предписание было оспорено ТСЖ № 7 в арбитражный суд.

В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации и пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.96 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа, органа местного самоуправления, иных органов и должностных лиц является одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов юридического лица.

Арбитражный суд принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, если установит, что оспариваемый акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта органа государственной власти или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов юридического лица.

Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что действующими правовыми нормами не предусмотрена обязанность товарищества собственников жилья заключать со специализированными организациями на обслуживание газового и электрооборудования.

Суд апелляционной инстанции считает, что вывод суда первой инстанции в части отсутствия у товарищества обязанности по заключению со специализированными организациями договоров на техническое обслуживание и ремонт (в том числе замену) внутренних устройств газоснабжения является необоснованным по следующим основаниям.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:

1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;

2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;

3) управление управляющей организацией.

В соответствии с пунктом 1 статьи 135 Жилищного кодекса РФ товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ от 27.03.2006 г. № 700 основным видом деятельности ТСЖ № 7 является управление эксплуатацией жилого фонда. Согласно пункту 2.1 Устава ТСЖ № 7, утвержденного решением Общего собрания членов товарищества (протокол от 07.10.2002 г. № 1), товарищество является добровольным объединением собственников (домовладельцев) жилых и нежилых помещений и иной недвижимости в кондоминиуме, созданное, в том числе, в целях реализации прав собственниками жилых и нежилых помещений прав по владению, пользованию и распоряжению общим имуществом; распределения между членами товарищества обязанностей по возмещению соответствующих издержек по содержанию, техническому обслуживанию и ремонту общего имущества; обеспечения надлежащего технического, противопожарного, экологического и санитарного состояния общего имущества; обеспечения коммунальными услугами собственников жилых и нежилых помещений, а также нанимателей жилых помещений и арендаторов жилых и нежилых помещений; заключения договоров в соответствии с целями своей деятельности.

Таким образом, ТСЖ № 7 в силу приведенных норм и в соответствии с фактическими обстоятельствами по делу ТСЖ № 7 является лицом, ответственным за содержание жилищного фонда, принадлежащего собственникам помещений в жилом доме, находящимся в Краснодарском крае, г. Славянске-на-Кубани, по ул. Ковтюха, 49.

Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, регулирующие отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме.

Согласно пункту 12 указанных Правил собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества с учетом выбранного способа управления многоквартирным домом.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается, в том числе, товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом (при управлении многоквартирным домом) путем членства собственников помещений в указанных организациях - в соответствии с разделами V и VI Жилищного кодекса Российской Федерации; или путем заключения собственниками помещений, не являющимися членами указанных организаций, договоров о содержании и ремонте общего имущества с этими организациями - в соответствии с пунктом 2 статьи 138 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В силу подпункта «з» пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе, текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества.

Подпунктами «а» - «д» пункта 2 данных Правил предусмотрено, что в состав общего имущества включаются:

а) помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2008 по делу n А32-7122/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также