Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2013 по делу n А53-17241/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

                     

ПЯТНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

Газетный пер., 34/70/75 лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: [email protected], Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности и обоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону                                                         дело № А53-17241/2013

27 ноября 2013 года                                                                          15АП-18336/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 26 ноября 2013 года.

Полный текст постановления изготовлен 27 ноября 2013 года.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.

судей Гуденица Т.Г., Сулименко О.А.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Яицкой С.И.

при участии:

от Комитета по охране окружающей среды и природных ресурсов Ростовской области: Солодовниковой Ольги Николаевны по доверенности от 17.10.2013,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Миллеровский завод металлургического оборудования им. Гаврилова"

на решение Арбитражного суда Ростовской области от 11.10.2013 по делу № А53-17241/2013,

принятое в составе судьи Еремина Ф.Ф.

по заявлению открытого акционерного общества "Миллеровский завод металлургического оборудования им. Гаврилова"

к Комитету по охране окружающей среды и природных ресурсов Ростовской области

о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении

УСТАНОВИЛ:

открытое акционерное общество "Миллеровский завод металлургического оборудования им. Гаврилова" (далее – ОАО "Миллеровский завод металлургического оборудования им. Гаврилова", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Северному отделу регионального государственного экологического надзора Комитета по охране окружающей среды и природных ресурсов Ростовской области (далее – комитет, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 29.07.2013 № 125/04.5 о привлечении общества к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в сумме 100 000 руб.

Решением Арбитражного суда Ростовской области от 11.10.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован наличием в действиях общества состава вменяемого ему правонарушения, выразившегося в нарушении требований природоохранного законодательства. 

Не согласившись с данным судебным актом, ОАО "Миллеровский завод металлургического оборудования им. Гаврилова" обжаловало его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило решение суда от 11.10.2013 отменить, заявленные требования удовлетворить. В обоснование апелляционной жалобы общество указывает, что:

- разработало порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами и представило его комитету;

- в обществе ведутся журналы учета движения отходов по участкам;

- заявитель относится к субъектам среднего предпринимательства и не обязан разрабатывать проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение;

- заинтересованное лицо не представило доказательств образования отходов 1-4 классов опасности;

- обществом заключен договор на оказание образовательных услуг с целью профессиональной подготовки лиц, допущенных к обращению с отходами;

- постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 05.07.2013 не является доказательством по делу об административном правонарушении;

- доказательства пренебрежительного отношения общества к исполнению требований законодательства об охране окружающей среды, а также причинения существенного вреда охраняемым правоотношениям не представлено;

- при назначении наказания суд не учел тяжелое финансовое положение общества.

В отзыве на апелляционную жалобу Комитет по охране окружающей среды и природных ресурсов Ростовской области просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность.

В судебном заседании представитель комитета против удовлетворения апелляционной жалобы возражал.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя административного органа, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Ростовской межрайонной природоохранной прокуратурой 05.07.2013 проведена проверка деятельности ОАО "Миллеровский завод металлургического оборудования им. Гаврилова", расположенного по адресу: Ростовская область, г. Миллерово, ул. Горького, 22, на предмет соблюдения законодательства об охране окружающей среды.

В ходе проверки установлено, что в процессе деятельности общества образуются отходы 1-4 классов опасности, однако учет образующихся при осуществлении деятельности общества опасных отходов не ведется, не подтверждено отнесение отходов к конкретному классу опасности, паспорта на отходы не составлены, производственный контроль не ведется, отсутствуют документы о прохождении сотрудниками общества, допущенными к обращению с отходами, профессиональной подготовки.

 По факту выявленных нарушений в отношении общества прокурором вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 05.07.2013.

Материалы проверки на основании ст. 25.11 и ч. 1 ст. 23.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях переданы в Комитет по охране окружающей среды и природных ресурсов администрации Ростовской области для привлечения общества к административной ответственности.

Постановлением Северного отдела регионального государственного экологического надзора Комитета по охране окружающей среды и природных ресурсов Ростовской области от 29.07.2013 № 125/04.5 ОАО "Миллеровский завод металлургического оборудования им. Гаврилова" привлечено к административной ответственности по ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в сумме 100 000 руб.

Полагая, что указанное постановление является незаконным, общество обратилось в суд с настоящими требованиями.

Отказывая в удовлетворении заявленных ОАО "Миллеровский завод металлургического оборудования им. Гаврилова" требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.

Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

В соответствии с требованиями статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанных с обращением с отходами, обязаны, в том числе соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.

В соответствии со статьей 39 Закона об охране окружающей среды юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

Пунктом 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

Объективная сторона данного правонарушения выражается в действиях (бездействиях) по несоблюдению экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами.

Согласно статье 11 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закона об отходах производства и потребления) юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанных с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека, а также разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.

В силу статьи 67 Закона об охране окружающей среды производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды. Субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны представлять сведения о лицах, ответственных за проведение производственного экологического контроля, об организации экологических служб на объектах хозяйственной и иной деятельности, а также результаты производственного экологического контроля в соответствующий орган государственного надзора.

В соответствии со статьей 14 Закона об отходах производства и потребления индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами (часть 2 статьи 14). На опасные отходы должен быть составлен паспорт. Паспорт опасных отходов составляется на основании данных о составе и свойствах опасных отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации определяет уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти (часть 3 статьи 14).

Лица, которые допущены к обращению с опасными отходами, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с опасными отходами (пункт 1 статьи 15 Закона об отходах производства и потребления).

Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета (часть 1 статьи 19 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления").

Статьей 26 Закона об отходах производства и потребления определено, что юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами. Порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами определяют по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (в соответствии с их компетенцией) юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами.

В ходе проведенной прокуратурой в отношении ОАО "Миллеровский завод металлургического оборудования им. Гаврилова" проверки установлено, что в процессе деятельности заявителя образуются отходы 1-4 классов опасности: пневматические отходы, отходы выгребных ям, хозяйственно-бытовые стоки, ртутные лампы, аккумуляторы отработанные, масла отработанные, обтирочный материал, фильтры автомобильные.

При этом у общества отсутствуют паспорта на отходы 1-4 классов опасности. Допущенные к работам, связанным с обращением с опасными отходами лица не прошли профессиональную подготовку. Учет образующихся при осуществлении деятельности общества опасных отходов и производственный контроль не ведется.

Указанные нарушения свидетельствуют о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вина общества в силу части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выражается в непринятии всех необходимых и достаточных мер для соблюдения требований природоохранного законодательства. Доказательства невозможности выполнения вышеуказанных обязанностей в силу непреодолимых обстоятельств обществом не представлены.

В данном случае, отсутствуют основания полагать, что нарушение требований вышеназванных норм природоохранного законодательства вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими препятствиями, находящимися вне контроля

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2013 по делу n А53-20202/2012. Оставить без изменения определение первой инстанции: а жалобу - без удовлетворения (ст.272 АПК)  »
Читайте также