Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2010 n 15АП-2247/2010 по делу n А32-55289/2009 По делу об отмене постановления о привлечении к ответственности по ст. 8.41 КоАП РФ за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду.Суд первой инстанции Арбитражный суд Краснодарского края

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 апреля 2010 г. N 15АП-2247/2010
Дело N А32-55289/2009
Резолютивная часть постановления объявлена 22 апреля 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 апреля 2010 г.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гуденица Т.Г.
судей Л.А. Захаровой, Н.Н. Ивановой
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Коневой М.А.
при участии:
от ОАО "Краснодарская дирекция "Азов-Сити", Управления Росприроднадзора по КК: не явились, извещены надлежащим образом (почтовые уведомления от 29.03.2010, 30.03.2010),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Краснодарская дирекция "Азов-Сити"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 03 февраля 2010 года по делу N А32-55289/2009
по заявлению открытого акционерного общества "Краснодарская дирекция "Азов-Сити"
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю
о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности,
принятое судьей Базавлуком И.И.,
установил:
открытое акционерное общество "Краснодарская дирекция "Азов-Сити" (далее - ОАО "КД "Азов-Сити") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю (далее - Управление Росприроднадзора по КК) о признании незаконным и отмене постановления N 07-021-225ТН-1/Ю от 30 ноября 2010 года о привлечении ОАО "КД "Азов-Сити" к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 50000 рублей.
Решением суда от 03 февраля 2010 года в удовлетворении заявленных требований отказано. Решение мотивировано тем, что материалами дела подтверждено совершение обществом административного правонарушения в виде несвоевременного внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, а административным органом соблюдена процедура привлечения организации к ответственности.
Не согласившись с принятым судебным актом, ОАО "КД "Азов-Сити" обжаловало его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что плата за негативное воздействие на окружающую среду вносится заявителем в полном объеме, общество не причиняет значимого вреда окружающей среде, пропуск срока платежа является незначительным, не причинил вреда и не создал существенной угрозы охраняемым отношениям, в связи с чем подлежат применению положения ст. 2.9 КоАП РФ.
Участвующие в деле лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.
От заявителя в суд поступило ходатайство о рассмотрении дела без участия его представителя.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие ОАО "Краснодарская дирекция "Азов-Сити" и Управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований к удовлетворению жалобы общества.
Как следует из материалов дела, 20 октября 2009 года прокурором Щербиновского района Краснодарского края вынесено постановление о возбуждении в отношении ОАО "КД "Азов-Сити" дела об административном правонарушении по признакам правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 8.41 КоАП РФ.
В постановлении зафиксированы следующие нарушения: ОАО "КД "Азов-Сити" несвоевременно внесена плата за негативное воздействие на окружающую среду за филиал, расположенный в Щербиновском районе по адресу: ст. Старощербиновская, ул. Первомайская, 87. Так, согласно платежным поручениям N 235 от 31.10.2008 и N 36 от 02.02.2009 предприятием внесена оплата за негативное воздействие на окружающую среду за 3 квартал 2008 года; за 4 квартал 2008 года плата внесена платежным поручением N 13 от 21.01.2009; также несвоевременно внесена плата за негативное воздействие на окружающую среду за 1 квартал 2009 года - платежным поручением N 204 от 08.05.2009 года и за 2 квартал 2009 года - платежным поручением N 318 от 16.10.2009 года, N 307 от 14.10.2009, N 308 от 14.10.2009. Указанные обстоятельства являются нарушением п. 1 Приказа Росатомнадзора N 557 от 08.06.2006 и ст. 16 ФЗ "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 N 7-ФЗ.
Постановление вынесено в присутствии директора ОАО "КД "Азов-Сити" Петросьяна О.В., подписавшего постановление без замечаний.
Директор общества дал прокурору объяснения, согласно которым общество обязалось впредь не нарушать сроков внесения оплаты за негативное воздействие на окружающую среду.
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении, в том числе постановления прокурора от 20.10.2009, старшим государственным инспектором Управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю было вынесено постановление N 07-021-225ТН-1/Ю от 30.11.2009 года о привлечении ОАО "Краснодарская дирекция "Азов-Сити" к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.41 КоАП РФ в виде штрафа в размере 50000 рублей.
Постановление вынесено в отсутствие представителя ОАО "КД "Азов-Сити", извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела путем вручения почтовой корреспонденции с определением от 19.11.2009 года директору Петросьяну О.В. 24.11.2009 года, о чем свидетельствует почтовое уведомление о вручении N 35368515001797 (л.д. 35 - 37).
Считая незаконным постановление Управления Росприроднадзора от 30.11.2009 года, ОАО "КД "Азов-Сити" обратилось в арбитражный суд Краснодарского края с настоящим заявлением.
Принимая решение по делу, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о законности оспариваемого постановления.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 2 статьи 211 АПК РФ определено, что арбитражный суд признает незаконным и отменяет оспариваемое решение административного органа, если это решение или порядок его принятия не соответствует закону либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением полномочий.
Согласно ст. 8.41 КоАП РФ невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
В силу статьи 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 N 7-ФЗ негативное воздействие на окружающую среду является платным.
Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.06 г. N 557 "Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду" установлен срок внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей уплате по итогам отчетного периода, не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным. Отчетным периодом признается календарный квартал.
Из материалов дела следует, что ОАО "КД "Азов-Сити" обязано вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду. Данный факт не оспаривается обществом, в материалах дела имеются расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Из постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, а также представленных в материалы дела платежных поручений следует, что плата за негативное воздействие на окружающую среду вносилась с нарушением сроков, установленных Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.06 г. N 557.
Таким образом, наличие в действиях ОАО "КД "Азов-Сити" объективной стороны правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.41 КоАП РФ, является доказанным. ОАО "КД "Азов-Сити" также признает факт совершения административного правонарушения.
ОАО "КД "Азов-Сити", будучи лицом, осуществляющим негативное воздействие на окружающую среду и обязанное уплачивать соответствующие компенсационные выплаты, является субъектом правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 8.41 КоАП РФ. С субъективной стороны правонарушение характеризуется виной в форме умысла или неосторожности. Имея возможность для соблюдения сроков внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, общество не приняло мер по их соблюдению.
Наличие всех вышеназванных элементов образует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 8.41 КоАП РФ.
Объективных доказательств отсутствия состава административного правонарушения, нарушения порядка привлечения к административной ответственности заявителем апелляционной жалобы не представлено. Следовательно, вывод суда первой инстанции о наличии оснований для привлечения ОАО "КД "Азов-Сити" к административной ответственности признается судом апелляционной инстанции правильным.
Судом апелляционной инстанции отклоняются доводы общества о том, что плата за негативное воздействие на окружающую среду вносится заявителем в полном объеме, общество не причиняет значимого вреда окружающей среде, пропуск срока платежа является незначительным, не причинил вреда и не создал существенной угрозы охраняемым отношениям, в связи с чем подлежат применению положения ст. 2.9 КоАП РФ.
В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно п. п. 18, 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ N 10 от 02.06.2004 г. при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
При квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ.
Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в КоАП РФ конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Так, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части КоАП РФ ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.
ФЗ "Об охране окружающей среды" определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 10.09.2008 г. N 10744/08 и в определении Конституционного суда Российской Федерации от 10.12.2002 г. N 284-О, платежи за негативное воздействие на окружающую среду, как необходимое условие получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права осуществлять хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, являются обязательными публично-правовыми платежами за осуществление государством мероприятий по охране окружающей среды и ее восстановлению от последствий хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное на нее влияние, и носят индивидуально-возмездный и компенсационный характер.
Таким образом, внесение в установленные сроки платежей за негативное воздействие на окружающую среду, носящих компенсационный характер, необходимо для своевременного решения задач в сфере сохранения благоприятной окружающей среды, что является государственно-значимой деятельностью, направленной на обеспечение нормальной жизнедеятельности населения страны.
Совершенное ОАО "КД "Азов-Сити" правонарушение посягает на установленный государством порядок в сфере охраны окружающей среды, который должен носить устойчивый характер, соблюдение его является обязанностью каждого участника правоотношений в названной сфере, а потому данное правонарушение не может быть признано малозначительным.
Таким образом, оценив доводы ОАО "КД "Азов-Сити" о применении положений статьи 2.9 Кодекса, суд не нашел основания для признания правонарушения малозначительным и освобождения общества от административной ответственности, так как в данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в
Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2010 n 15АП-2226/2010 по делу n А53-10390/2009 По требованию об отмене определения о признании закрытого акционерного общества несостоятельным (банкротом).Суд первой инстанции Арбитражный суд Ростовской области  »
Читайте также