Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2013 по делу n А53-11948/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

                     

ПЯТНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

Газетный пер., 34/70/75 лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: [email protected], Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности и обоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону                                                         дело № А53-11948/2013

16 декабря 2013 года                                                                         15АП-18538/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 11 декабря 2013 года.

Полный текст постановления изготовлен 16 декабря 2013 года.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи  Тимченко О.Х.

судей Ильиной М.В., Фахретдинова Т.Р.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Тарановой Д.П.

при участии:

от истца: представитель Селезнев Е.О. по доверенности от 30.10.2012, паспорт;

от ответчика: явка представителей не обеспечена, уведомлены надлежащим образом;

от третьих лиц: от Правительства Ростовской области - представитель Кучков А.А. по доверенности от 27.12.2012 № 3/1994, паспорт; от администрации города Таганрога - явка представителей не обеспечена, уведомлены надлежащим образом

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Правительства Ростовской области

на решение  Арбитражного суда Ростовской области от 02.10.2013 по делу № А53-11948/2013  

по иску открытого акционерного общества  «Таганрогский кожевенный завод»

к ответчику: Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии»

при участии третьих лиц: Администрация города Таганрога; Правительства Ростовской области

об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости,

принятое  судьей Захарченко О.П.

 

УСТАНОВИЛ:

 

Открытое акционерное общество «Таганрогский кожевенный завод» обратилось в суд с исковым заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», при участии в деле в качестве третьих лиц, не  заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора  Правительства  Ростовской области,  Администрации  города  Таганрога  об  установлении  кадастровой  стоимости земельных участков, расположенных по адресу: г.Таганрог, ул.Конторская, 78, в размере рыночной:

- земельного участка площадью 38167 кв.м, кадастровый номер 61:58:0003223:73;  - земельного участка площадью 47008 кв. м, кадастровый номер 61:58:0003223:74; - земельного участка площадью 21909 кв. м, кадастровый номер 61: 58:0003223:75;  - земельного участка площадью 31690 кв. м, кадастровый номер 61: 58:0003223:76; - земельного участка площадью 29735 кв. м, кадастровый номер 61: 58:0003223:77; - земельного участка площадью 16222 кв. м, кадастровый номер 61: 58:0003223:78; - земельного участка площадью 45014 кв. м, кадастровый номер 61: 58:0003223:79; - земельного участка площадью 19267 кв. м, кадастровый номер 61: 58:0003223:8.

Иск мотивирован несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости.

Решением Арбитражного суда Ростовской области от 02.10.2013 по делу №А53-11948/2013исковые требования удовлетворены. 

Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции на основании статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации и правовой позиции Президиума ВАС РФ, изложенной в Постановлении № 913/11 от 28.06.2011, пришел к выводу, что действующее законодательство позволяет истцу  ставить вопрос об определении кадастровой стоимости земельных участков, внесенной в государственный кадастр недвижимости, в размере рыночной стоимости, не оспаривая при этом  достоверность кадастровой стоимости земельных участков и законность нормативного акта об утверждении.

Не согласившись с вышеуказанным судебным актом, Правительство Ростовской области обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл.  34 АПК РФ, и просило отменить решение Арбитражного суда Ростовской области от 02.10.2013 по делу № А53-11948/2013  и принять новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме.

Жалоба мотивирована следующими доводами: Заявленная истцом стоимость земельных участков значительно ниже действующей кадастровой стоимости земельных участков. Заключение эксперта не основано на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе  общепринятых научных и практических данных. Выводы эксперта сделаны  с процессуальными нарушениями и нарушениями теории и практики судебно-экспертной деятельности и оценочной деятельности.

В судебном заседании представитель открытого акционерного общества  «Таганрогский кожевенный завод» просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Представитель Правительства Ростовской области поддержал доводы, изложенные в жалобе. Просил решение отменить, в иске отказать.

Ответчик и третье лицо- Администрация города Таганрога, извещенные надлежащим образом о времени и дате рассмотрения апелляционной жалобы явку представителей не обеспечили. Жалоба рассмотрена в порядке ст. 156 АПК РФ.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционных жалоб, выслушав представителя истца и третьего лица, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционные жалобы не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, открытое акционерное общество «Таганрогский кожевенный завод» является собственником земельного участка площадью 38167 кв.м, кадастровый номер 61:58:0003223:73, разрешенное использование: для эксплуатации производственной базы, категория земель: земли населенных пунктов, земельного участка площадью 47008 кв. м, кадастровый номер 61:58:0003223:74, разрешенное использование: для эксплуатации производственной базы, категория земель: земли населенных пунктов, земельного участка  площадью  21909  кв.  м,  кадастровый  номер  61:58:0003223:75, разрешенное использование: для эксплуатации производственной базы, категория земель: земли населенных пунктов, земельного участка площадью 31690 кв. м, кадастровый номер 61:58:0003223:76, разрешенное использование: для эксплуатации производственной базы, категория земель: земли населенных пунктов, земельного участка площадью 29735 кв. м, кадастровый  номер  61:58:0003223:77, разрешенное использование: для эксплуатации производственной базы, категория земель: земли населенных пунктов, земельного участка площадью 16222 кв. м, кадастровый номер 61:58:0003223:78, разрешенное использование: для эксплуатации производственной базы, категория земель: земли населенных пунктов, земельного  участка  площадью  45014  кв.  м,  кадастровый  номер  61:58:0003223:79, разрешенное использование: для эксплуатации производственной базы, категория земель: земли населенных пунктов, земельного участка площадью 19267 кв. м, кадастровый номер 61:58:0003223:8, разрешенное использование: для использования в целях эксплуатации производственной базы, категория земель: земли населенных пунктов, расположенные по адресу: Ростовская область, г.Таганрог, ул. Конторская, 78, изложенное подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 19.05.2011 серия АЖ №408094, 408092,408091, 408095, 408096, 408097, 408093,  от 28.10.2008 серия 61АД №355180.

С 01.01.2009 в связи с вступлением в силу  Постановления  Администрации Ростовской области от 28.04.2008 № 212 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ростовской области» размер кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 61:58:0003223:8 составляет 50 294 962 рублей 14 копеек, с кадастровым номером 61:58:0003223:79 составляет 116 215 344 рублей 64 копейки, с кадастровым номером 61:58:0003223:78 составляет 41 881 310 рублей 72 копейки, с кадастровым номером 61:58:0003223:77 составляет 76 768 633 рублей 60 копеек, с кадастровым номером 61:58:0003223:76 составляет 81 815 974 рублей 40 копеек, с  кадастровым номером 61:58:0003223:75 составляет 56 563 779 рублей 84 копейки, с кадастровым номером 61:58:0003223:74 составляет 121 363 374 рублей 08 копеек, с кадастровым номером 61:58:0003223:73 составляет 98 538 033 рулей 92 копейки. 

Изложенные  сведения  содержатся  в  кадастровых  паспортах  земельных  участков  от 16.01.2012  №  61/001/12-7183,  №61/001/12-7172,  №61/001/12-6904,  №61/001/12-7080, №61/001/12-6754, №61/001/12-7156, №61/001/12-7104, №61/001/12-6882. 

Истец указывая, что кадастровая стоимость земельных участков значительно завышена, что в свою очередь является нарушением его прав как плательщика земельного налога, обратился в суд с настоящим иском.

Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.

В силу пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

В соответствии с п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

В целях упорядочения организации работ по государственной кадастровой оценке земель на территории Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель.

В соответствии с п. п. 2, 4, 10 указанных Правил, государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования, а ее результаты по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости (п. 5 Правил).

По смыслу приведенных положений действующего законодательства, кадастровая стоимость, по своей природе, является рыночной стоимостью. Однако особенности ее определения при проведении государственной кадастровой оценки с помощью метода массовой оценки не обеспечивают ее точное соответствие реальной рыночной стоимости.

В связи с этим, пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Положениями ст. 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 30.11.2011 N 346-ФЗ) предусмотрена возможность оспаривания правообладателем или иными заинтересованными лицами результатов кадастровой оценки соответствующего земельного участка. Результаты определения кадастровой стоимости земельного участка могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости путем подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости. Основанием для подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости могут быть недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.

Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащейся в постановлении от 28.06.2011 № 913/11, положения гл. III.1 «Государственная кадастровая оценка» Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 22.07.2010 № 167-ФЗ), а также предусмотренный механизм защиты прав на ранее возникшие правоотношения не распространяются. 

Пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.

Указанная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 № 10761/11. Как указал Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, рыночная стоимость объекта должна быть доказана истцом на ту же дату, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объекта недвижимости.

Как указал Высший Арбитражный суд Российской Федерации в постановлении от 28.06.2011 № 913/11, требование об изменении внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, предъявленное к органу кадастрового учета, осуществляющему, в том числе, и функции по государственной кадастровой оценке, подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой, в случае необходимости, судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза.

В соответствии с постановлением Главы Администрации Ростовской области от 25.04.2008 № 163 «Об организации

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2013 по делу n А53-9878/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также