Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2013 по делу n А53-34258/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД Газетный пер., 34/70/75 лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27 E-mail: [email protected], Сайт: http://15aas.arbitr.ru/ ПОСТАНОВЛЕНИЕ арбитражного суда апелляционной инстанции по проверке законности и обоснованности решений (определений) арбитражных судов, не вступивших в законную силу город Ростов-на-Дону дело № А53-34258/2012 16 декабря 2013 года 15АП-9345/2013 Резолютивная часть постановления объявлена 23 октября 2013 года. Полный текст постановления изготовлен 16 декабря 2013 года. Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Герасименко А.Н. судей И.Г. Винокур И.Г., Сулименко Н.В. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Чудиновой М.Г. при участии: от открытого акционерного общества «Вторая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии» представитель Григорьев М.И., Орехов Ю.А., Шенгелия И.С. от Департамента ФС по надзору в сфере природопользования представитель Семенова А.А. по доверенности от 26.12.2012 г., Топчиев А.А. рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Открытого акционерного общества "Вторая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 16.05.2013 по делу № А53-34258/2012 по заявлению Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному Федеральному округу ИНН 6164226375, ОРГН 1046164025951, к открытому акционерному обществу «ОГК-2» - Новочеркасская ГРЭС ИНН 2607018122, ОГРН 1052600002180 о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду за первый квартал 2011года. на общую сумму 119 934 976,11 рублей принятое в составе судьи Бондарчук Е.В.
УСТАНОВИЛ:
Департамент по надзору в сфере природопользования по Южному Федеральному округу (далее – Департамент) обратился в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к ОАО «ОГК-2»-Новочеркасская ГРЭС в лице филиала (далее - Новочеркасская ГРЭС, Общество) о взыскании задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду за первый квартал 2011 г. на сумму 119 934 976,11 руб. Решением Арбитражного суда Ростовской области от 16.05.2013 г. взысканы с открытого акционерного общества «ОГК-2» - Новочеркасская ГРЭС ИНН 2607018122, основной государственный регистрационный номер 1052600002180 в пользу Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному Федеральному округу, ИНН 6164226375, основной государственный регистрационный номер 1046164025951 задолженность по плате за негативное воздействие на окружающую среду в сумме 119 934 976 руб. 11 коп. в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина. Решение мотивировано тем, что в спорный период у ответчика отсутствовало разрешение на выброс загрязняющих веществ, а действующее законодательство и сложившаяся судебная практика свидетельствует о том, что при расчете платы за сверхлимитные выбросы загрязняющих веществ подлежит исчислению исходя из ставки базового норматива платы за выброс загрязняющего вещества в пределах установленного лимита. Открытое акционерное общество "Вторая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просило решение Арбитражного суда Ростовской области от 16.05.2013г. по делу № А53-34258/2012 отменить, в удовлетворении иска отказать. По мнению подателя жалобы, судом первой инстанции необоснованно не принято во внимание, что Департаментом нарушен порядок выдачи разрешения на 2011г., полагает, что в рамках рассмотрения заявления о взыскании платы подлежит рассмотрению вопрос законности (незаконности) действий по выдаче разрешения; суд первой инстанции не принял во внимание отсутствие вины плательщика, в неполучении в установленные сроки разрешение на выброс загрязняющих веществ; расчет платы за сверхнормативные выбросы некорректен поскольку, произведен на основании предположения о том, что в каждый день в течение первого квартала осуществлялось равное количество выбросов в атмосферу загрязняющих веществ; судом первой инстанции при проверке расчета платы не принято во внимание, что Общество осуществляло выброс загрязняющих веществ в пределах нормативов ПДВ, в соответствии с утвержденным «Проектом нормативов ПДВ для Филиала ОАО ОГК-6» Новочеркасская ГРЭС», действующим до 31.12.2012г. Судом первой инстанции не принято во внимание, что Обществом в период с 01.01.2011г. по 31.03.2012 не допущено превышение лимитов установленных разрешением № В-15/115, выданным на основании приказа Департамента от 28.03.2011г. № 990 на период действия с 28.03.2011г. по 31.12.2012г. В отзыве на апелляционную жалобу Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному Федеральному округу просил решение Арбитражного суда Ростовской области от 16.05.2012г. по делу №А53-34258/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу ОАО «ОГК-2»-Новочеркасская ГРЭС без удовлетворения. В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле поддержали позиции по апелляционной жалобе и возражений на апелляционную жалобу. Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям. Как следует из материалов дела общество в результате своей хозяйственной деятельности оказывает негативное воздействие на окружающую среду и в соответствии с положениями ст. 16 ФЗ «Об охране окружающей среды», Постановления Правительства РФ от 28.08.1992 №632 «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия», Постановления Правительства РФ от 12.06.03 г. №344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления» обязано осуществлять экологические платежи. Из материалов дела следует, что Общество представило в Департамент федеральной службы по надзору в сфере природопользования по ЮФО расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за первый квартал, в котором произвело расчет платы исходя из установленных лимитов предельно допустимых выбросов, утвержденные проектом нормативов и установленных в Приложении № 1 к Постановлению Правительства РФ № 344 от 12.06.203г. нормативов платы за выброс 1 тонны загрязняющих веществ в пределах допустимых нормативов, в результате чего размер платы за первый квартал 2011г. составил 5 235 149,77 рублей. В результате проверки правильности представленного обществом расчета платы Департаментом установлено, что размер платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками определен как за выбросы, не превышающие установленные предельно допустимые нормативы выбросов. При этом Новочеркасская ГРЭС имеет разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками с 28.03.2011 г., т.е. на 4 дня в 1 квартале 2011 г. Таким образом, в период с 01.01.2011 г. по 27.03.2011 г. Новочеркасская ГРЭС осуществляла выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух без разрешения. Департаментом установлено, что Общество с 01 января по 27 марта 2011 года осуществляло выброс вредных (загрязняющих) веществ без разрешения, что, по мнению истца, является сверхлимитным выбросом. С 28 марта по 31 марта 2011 (1 квартал 2011г.) Обществом выбросы осуществлялись на основании разрешения №В-15/115, утвержденного Приказом от 28.03.2011 № 490 (т.1, л.д. 198-201). В связи с установлением осуществления Обществом выброса вредных загрязняющих веществ в атмосферу в отсутствии разрешения, Департамент в соответствии с положениями п.5,6 Постановления Правительства РФ от 28.08.1992г. № 632 произвел расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду (достоверность которых подтверждена должностным лицом ответчика на титульном листе расчета), за 1 квартал 2011 г., которые составили 125 170 125,18 руб. Обществу направлено требование об уплате задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 1 квартал 2011 г. в размере 119 934 976,11 руб. № 06-16/2000 от 04.10.2012 г., которым предложено в установленный срок в добровольном порядке погасить задолженность, требование получено в соответствии с почтовым уведомлением 12.10.2012 г. В связи с неисполнением требования в добровольном порядке, Департамент обратился в суд с соответствующим заявлением о взыскании задолженности. При рассмотрении апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции руководствовался следующим. В соответствии с п.4 ст. 23 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды. Согласно статье 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон № 7-ФЗ) выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ, является платным. Статьей 14 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" предусмотрено, что выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха. Под предельно допустимым выбросом понимается норматив предельно допустимого выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, который устанавливается для стационарного источника загрязнения атмосферного воздуха с учетом технических нормативов выбросов и фонового загрязнения атмосферного воздуха при условии непревышения данным источником гигиенических и экологических нормативов качества атмосферного воздуха, предельно допустимых (критических) нагрузок на экологические системы, других экологических нормативов (статья 1 Закона № 96-ФЗ). Наличие у природопользователя разрешения на сбросы, выбросы вредных (загрязняющих) веществ в окружающую среду является требованием природоохранного законодательства. Из этого определения следует, что данный норматив устанавливается исключительно для стационарного источника загрязнения и взаимосвязан с техническими нормативами выбросов, гигиеническими и экологическими нормативами, фоновым значением загрязнения атмосферного воздуха. С учетом изложенных положений Федерального закона № 96-ФЗ суд первой инстанции при принятии решения обоснованно исходил из того, что выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух допускается производить только на основании разрешения, а не на основании утвержденных нормативов предельно допустимых выбросов. При этом наличие утвержденного проекта предельно допустимых выбросов позволяет природопользователю при определении размера платы применять льготные ставки платы, которые в пять раз ниже, чем для природопользователей, осуществляющих выброс вредных веществ в атмосферный воздух только на основании разрешения, утвержденные в Приложении № 1 к Постановлению Правительства РФ от12.06.№ 344. Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 № 632, юридическая сила которого подтверждена Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 10.12.2002 № 284-О, утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия (далее - Порядок). Довод подателя жалобы о том, что в данном случае по аналогии с положениями пункта 2 статьи 109 Налогового кодекса Российской Федерации, необходимо исследовать вопрос о наличии (отсутствии) вины общества, в целях установления оснований для возложения на ответчика меры имущественной ответственности в виде повышающего пятикратного коэффициента при расчете платы общества за загрязнение окружающей природной среды, нельзя признать соответствующим нормам действующего законодательства, а также сложившейся правоприменительной практике, так как повышающий пятикратный коэффициент к ставке платы за сам факт отсутствия соответствующего разрешения установлен как размер обязательного фискального платежа и не является мерой ответственности, в связи с чем, наличие (отсутствие) вины общества в отсутствие соответствующего разрешения не имеет правового значения. Ссылка подателя жалобы на постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2013 по делу А53-3840/2012 не принимается судом апелляционной инстанции, так как данное постановление было отменено Постановление ФАС Дальневосточного округа от 08.10.2013 N Ф03-4762/2013, в котором указано на ошибочность позиции судов нижестоящих инстанций. При принятии решения суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что судебно-арбитражная практика по данной категории дел сложилась, является единообразной и соответствует правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 10.12.2002 № 284-О. Следует отметить, что аналогичный Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2013 по делу n А32-4114/2013. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Сентябрь
|