Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.12.2013 по делу n А53-13327/2013. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)

                     

ПЯТНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

Газетный пер., 34/70/75 лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: [email protected], Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности и обоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону                                                         дело № А53-13327/2013

17 декабря 2013 года                                                                 15АП-16132/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 10 декабря 2013 года.

Полный текст постановления изготовлен 17 декабря 2013 года.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Филимоновой С.С.,

судей Смотровой Н.Н., Соловьевой М.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Струкачевой Н.П.,

при участии:

от заявителя: представитель по доверенности от 21.01.2013 № 96 Авдеев И.Н.;

от заинтересованного лица: представитель по доверенности от 05.11.2013 № 73-Д Романов А.Г.; представитель по доверенности от 03.10.2013 № 66-Д Малий Я.А.;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Роскомнадзора по Ростовской области

на решение Арбитражного суда Ростовской области от 28.08.2013 по делу № А53-13327/2013, принятое судьёй Чернышевой И.В.,

по заявлению закрытого акционерного общества "Банк Русский Стандарт"

к Управлению Роскомнадзора по Ростовской области

о признании недействительным предписания,

УСТАНОВИЛ:

закрытое акционерное общество "Банк Русский Стандарт" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным предписания Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи информационных технологий и массовых коммуникаций по Ростовской области № П-61-0036 от 15.04.2013 об устранении нарушений части 5 статьи 5 и части 1 статьи 10 Федерального закона от 27.07.2007 №152-ФЗ «О персональных данных» (далее- закон №152-ФЗ).

Решением Арбитражного суда Ростовской области от 28.08.2013 заявленные требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован тем, что оспариваемое предписание незаконно возлагает на Банк обязанности, не предусмотренные названными законами, создает препятствия в реализации прав и обязанностей Банка, как оператора персональных данных, а также как субъекта обязательного социального страхования. Судом также установлено, что в отношении всех выявленных сотрудников имеется письменное согласие на обработку персональных данных, в котором указаны требования к их сохранности и должностное лицо, ответственное за их сохранность.

Указанное решение обжаловано Управлением в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ. По мнению административного органа, банком нарушены обязательные требования в сфере обработки персональных данных в связи с чем в его адрес законно и обоснованно вынесено оспариваемое предписание. Филиал банка превышает установленный пунктом 2 статьи 86 Трудового кодекса РФ объем обрабатываемых персональных данных работников, определенный Конституцией РФ, Трудовым кодексом РФ и иными законами, осуществляя обработку персональных данных с копий страниц паспорта, военного билета, сведений о национальности, указанных в свидетельстве о заключении брака, свидетельстве о рождении ребенка.

В отзыве на апелляционную жалобу банк не согласился с доводами Управления, указав, что персональные данные работника, содержащиеся в том числе в паспорте и документе воинского учета получаются и обрабатываются работодателем на основании части 1 статьи 65 ТК РФ; сведения, содержащиеся в свидетельствах о браке и рождении ребенка используются работодателем как страхователем в целях исполнения обязанностей в сфере социального страхования.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании представители Управления поддержали доводы апелляционной жалобы.

Представитель банка с доводами апелляционной жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве. Ходатайствовал о приостановлении производства по делу до разрешения дела № А53-10287/2013.

В удовлетворении заявленного ходатайства отказано в связи с отсутствием оснований приостановления производства по делу, предусмотренных статьей 143 АПК РФ.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции установил следующее.

Как следует из материалов дела, в период с 08 апреля 2013 года по 15 апреля 2013 года на основании приказа руководителя Управления Роскомнадзора от 14.03.2013 г. № 227 Управлением была проведена плановая выездная проверка в отношении ЗАО «Банк Русский Стандарт» (Филиала ЗАО «Банк Русский Стандарт в г. Ростов-на-Дону.

В ходе проверки было установлено, что филиал банка без письменного согласия субъектов персональных данных или иного законного основания обрабатывает специальную категорию персональных данных - национальность, указанную в копиях свидетельства о заключении брака, свидетельства о рождении ребенка, что является нарушением части 1 статьи 10 закона № 152-ФЗ. Филиал ЗАО «Банк Русский Стандарт» в г. Ростове-на-Дону превышает установленный п. 2 ст. 86 Трудового кодекса Российской Федерации объём обрабатываемых персональных данных работников, определенный Конституцией Российской Федерации, Трудовым кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами, осуществляя обработку персональных данных работников: копии страниц паспорта, копии страниц военного билета.

В целях устранения выявленных нарушений Управлением Роскомнадзора на основании акта проверки банку выдано предписание об устранении выявленных нарушений от 15.04.2013 г. № П-61-0036 подлежащее исполнению в срок не позднее 14.06.2013, которое и является предметом оспаривания по настоящему делу.

В соответствии с ч. 5 ст. 5 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» содержание и объем обрабатываемых персональных данных должны соответствовать заявленным целям обработки. Обрабатываемые персональные данные не должны быть избыточными по отношению к заявленным целям их обработки.

Объем и содержание обрабатываемых персональных данных работника ограничен Трудовым кодексом Российской Федерации. Так, согласно п. 2 ст. 86 Трудового кодекса Российской Федерации в целях обеспечения прав и свобод человека и гражданина работодатель и его представители при обработке персональных данных работника обязаны соблюдать следующие общие требования: при определении объема и содержания обрабатываемых персональных данных работника работодатель должен руководствоваться Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

ЗАО "Банк Русский Стандарт" не предоставило лицам, уполномоченным на проведение проверки, сведения о том, какими положениями Конституции Российской Федерации, Трудового кодекса Российской Федерации и иных федеральных законов Банк руководствовался при определении объема и содержания обрабатываемых персональных данных, в частности, работника Бортникова Антона Владимировича при сборе и дальнейшем хранении копий страниц его паспорта и копий страниц его военного билета.

В действующем законодательстве Российской Федерации объем и содержание обрабатываемых персональных данных работника определен в ряде нормативно-правовых документов. При этом основным документом является Трудовой кодекс Российской Федерации (далее - Кодекс).

В ст. 65 Кодекса определен закрытый перечень документов, предъявляемых работником при заключении трудового договора. К ним относятся:

паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;

трудовая книжка, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые или работник поступает на работу на условиях совместительства;

страховое свидетельство государственного пенсионного страхования;

документы воинского учета - для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу;

документ об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний -при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки;

справка о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям, выданную в порядке и по форме, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, - при поступлении на работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой в соответствии с Кодексом, иным федеральным законом не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию.

В отдельных случаях с учетом специфики работы Кодексом, иными федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации может предусматриваться необходимость предъявления при заключении трудового договора дополнительных документов.

В статье 65 Кодекса определено, что запрещается требовать от лица, поступающего на работу, документы помимо предусмотренных настоящим Кодексом, иными федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и Постановлениями Правительства Российской Федерации".

Трудовой Кодекс Российской Федерации предусматривает следующие документы, которые должен вести работодатель: трудовой договор (статья 57 ТК РФ). Согласно ТК РФ в трудовом договоре указываются следующие персональные данные работника: фамилия, имя, отчество работника; сведения о документах, удостоверяющих личность работника; трудовая книжка (статья 66 ТК РФ); приказ (распоряжение) работодателя о приеме на работу (статья 68 ТК РФ);  документы, содержащие сведения о медицинских осмотрах: «Приказом Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 № 302н утверждены Перечни вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядок проведения этих осмотров (обследований)» (статья 69); письменное заявление работника на предоставление отпуска без сохранения заработной платы (статья 128 ТК);  расчетный листок работника (статья 136 ТК РФ);  заявление на предоставление отпуска по беременности и родам (статья 255 ТК РФ); заявление на предоставление отпуска по уходу за ребенком (статья 256 ТК РФ).

Форма, порядок ведения и хранения трудовых книжек, а также порядок изготовления бланков трудовых книжек и обеспечения ими работодателей устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В постановлении Правительства Российской Федерации от 16.04.2003 № 225 «О трудовых книжках» определено: В трудовую книжку при ее оформлении вносятся следующие сведения о работнике: а) фамилия, имя, отчество, дата рождения (число, месяц, год) - на основании паспорта или иного документа, удостоверяющего личность; б) образование, профессия, специальность - на основании документов об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний (при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки).

В целях реализации требований Трудового кодекса Российской Федерации Постановлением Госкомстата Российской Федерации от 05.01.2004 № 1 (далее -Постановление) были утверждены Унифицированные формы первичных учетных документов по учету труда и его оплаты.

В Постановлении указано, что унифицированные формы первичной учетной документации, должны применяться организациями независимо от формы собственности, осуществляющими деятельность на территории Российской Федерации. К утвержденным формам документов по учету кадров, в том числе, относятся:

№ Т-2 "Личная карточка работника";

№Т-2 ГС (МС) "Личная карточка государственного (муниципального) служащего".

Обязательность ведения карточки № Т-2 предусмотрена документами по воинскому учету.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" Правительство Российской Федерации приняло постановление от 27.11.2006 № 719 "Об утверждении Положения о воинском учете". Порядок осуществления воинского учета в организации установлен в п. 27-32 раздела III Постановления:

"27. Воинский учет граждан в организациях осуществляется по личным карточкам работников (форма № Т-2, раздел 2) и (или) личным карточкам государственных (муниципальных) служащих (форма № Т-2 ГС (МС), раздел 2), утвержденным в установленном порядке (далее - личные карточки)";

"30. В целях обеспечения постановки граждан на воинский учет по месту работы работники, осуществляющие воинский учет в организациях:

а) проверяют у граждан, принимаемых на работу, наличие отметок в паспортах граждан Российской Федерации об их отношении к воинской обязанности, наличие и подлинность документов воинского учета, а также подлинность записей в них, отметок о постановке на воинский учет по месту жительства или месту пребывания, наличие мобилизационных предписаний (для военнообязанных запаса при наличии в военных билетах отметок о вручении мобилизационного предписания), жетонов с личными номерами Вооруженных Сил Российской Федерации (для военнообязанных при наличии в военном билете отметки о вручении жетона);

б) заполняют личные карточки в соответствии с записями в документах воинского учета. При этом уточняются сведения о семейном положении, образовании, месте работы (подразделении организации), должности, месте жительства или месте пребывания граждан, другие сведения, содержащиеся в документах граждан, принимаемых на воинский учет";

"31. В целях сбора, хранения и обработки сведений, содержащихся в личных карточках граждан, подлежащих воинскому учету, организации и их должностные лица: ... б) ведут и хранят личные карточки граждан, поставленных на воинский учет, в порядке, определяемом Министерством обороны Российской Федерации";

"32. В целях поддержания в актуальном состоянии сведений, содержащихся в личных карточках, и обеспечения поддержания в актуальном состоянии сведений, содержащихся в документах воинского учета военных комиссариатов, работники, осуществляющие воинский учет в организациях: ...

г)сверяют не реже 1 раза в год сведения о воинском учете, содержащиеся в личных карточках, со сведениями, содержащимися в документах воинского учета граждан;

д)сверяют не реже 1 раза в год

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.12.2013 по делу n А32-19857/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также