Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2013 по делу n А32-19627/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

                     

ПЯТНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

Газетный пер., 34/70/75 лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: [email protected], Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности и обоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону                                                         дело № А32-19627/2013

18 декабря 2013 года                                                                         15АП-18385/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 11 декабря 2013 года.

Полный текст постановления изготовлен 18 декабря 2013 года.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи  Тимченко О.Х.

судей Ильиной М.В., Фахретдинова Т.Р.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Тарановой Д.П.

при участии:

от заявителя: ликвидатор общества с ограниченной ответственностью «СПТ-Юг» Бураков А.А. – паспорт; представитель Буракова А.А. Юрченко Е.О. по доверенности от 12.12.2011, паспорт;

от заинтересованного лица: представитель Каминский В.А. по доверенности от 07.05.2013 № 05-11/004568, удостоверение от 31.12.2004 № 671615;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы России №3 по г. Краснодару

на решение Арбитражного суда Краснодарского края

от 25.09.2013 по делу № А32-19627/2013

по заявлению  общества с ограниченной ответственностью «СПТ-Юг»

к Инспекции Федеральной налоговой службы России №3 по г.Краснодару

о признании недействительным решения регистрирующего органа об отказе в государственной регистрации ликвидации общества

принятое в составе судьи Ермоловой Н.А.,

 

УСТАНОВИЛ:

 

ООО «СПТ-Юг» обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о  признании  недействительным  решения  регистрирующего  органа  об  отказе  в государственной  регистрации  ликвидации  общества  от  22.04.2013,  обязании регистрирующего органа внести запись в Единый государственный реестр юридических лиц запись о государственной регистрации ликвидации ООО «СПТ-Юг».

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 25.09.2013 по делу № А32-19627/2013 заявленные требования удовлетворены. Суд признал  недействительным решение Инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по г.Краснодару от 22.04.2013 об отказе в государственной регистрации юридического лица – общества с ограниченной ответственностью «СПТ-Юг» при  внесении  в  ЕГРЮЛ  сведений  о  прекращении  деятельности юридического лица в связи с его ликвидацией. Обязал Инспекцию Федеральной налоговой службы № 3 по г. Краснодару внести в ЕГРЮЛ запись о прекращении деятельности общества с ограниченной ответственностью «СПТ-Юг»  в  связи  с  его  ликвидацией  на основании документов, представленных обществом и зарегистрированных Инспекцией Федеральной налоговой службы № 3 по г. Краснодару в реестре входящих документов за № 08-50/749 от 15.04.2013.

Не согласившись с вышеуказанным судебным актом, инспекция Федеральной налоговой службы России №3 по г.Краснодару обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл.  34 АПК РФ, и просила  решение отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.

В обоснование апелляционной жалобы приведены следующие доводы. В качестве основания отказа в государственной регистрации послужило непредставление достоверного ликвидационного баланса. У регистрирующего органа имелись установленные названным законом основания для вынесения решения об отказе в государственной регистрации ликвидации юридического лица.

Ликвидация ООО «СПТ-Юг» повлечет дальнейшую невозможность исполнения решения налогового органа о привлечении общества к ответственности за совершение налогового правонарушения, что повлечет прямой ущерб бюджету РФ.

В отзыве на апелляционную жалобу ООО «СПТ-Юг» возражало против доводов жалобы.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица поддерживал апелляционную жалобу, также настаивал на отмене решения суда первой инстанции.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя заинтересованного лица, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, ООО «СПТ-Юг» зарегистрировано в качестве юридического  лица  17.08.2007  года  ИФНС  №  3  г.  Краснодара  за  основным государственным регистрационным номером 1072309018979, о чем выдано свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ о государственной регистрации.

22 января 2013г. единственным учредителем общества принято решение № 1 о ликвидации общества и назначении ликвидатора Королевой Е.  В., о чем 31.01.2013 внесена  запись в ЕГРЮЛ за основным государственным  регистрационным  номером 1072309018979  и  выдано  свидетельство  о  внесении  записи  в  ЕГРЮЛ  серии  23  № 009026763.

В журнале «Вестник государственной регистрации» от 12.12.2012 № 49 (407) часть 1 опубликовано извещение о ликвидации общества. Требования кредиторов предлагалось предъявить в течение двух месяцев со дня опубликования сообщения по адресу: 350007, г. Краснодар, ул. Индустриальная, 10.

31.01.2013г.  регистрирующим органом - ИФНС № 3 по  г. Краснодару в ЕГРЮЛ была внесена запись о назначении ликвидатора, что подтверждается Свидетельством о внесении записи в ЕГРЮЛ серии 23 № 009026763 от 31.01.2013.

В связи с истечением срока предъявления кредиторами требований к обществу, 29.03.2013г. единственным учредителем общества принято решение № 2 об утверждении промежуточного ликвидационного баланса.

05.04.2013г. ИФНС № 3 по г. Краснодару в Единый реестр юридических лиц была внесена запись о составлении промежуточного ликвидационного баланса юридического лица, что подтверждается Свидетельством о внесении  записи в ЕГРЮЛ серии 23 № 009032459 от 05.04.2013.

12.04.2013г.  единственным  учредителем  общества  принято  решение  №  3  о рассмотрении отчета ликвидатора о проведении процедуры ликвидации Общества, об утверждении ликвидационного баланса, и уведомлении  регистрирующего  органа  о составлении ликвидационного баланса организации.

Указанный баланс был принят ИФНС № 3 по г. Краснодару, что подтверждается  распиской о получении документов регистрирующим органом от 15.04.2013.

16.04.2013г. регистрирующим органом была выдана справка № 22690 об отсутствии у общества задолженности по данным налогового учета на 12.04.2013 г.

Однако, 22.04.2013г. ИФНС № 3 по г. Краснодару было вынесено решение по форме № Р50001 об отказе в государственной регистрации ликвидации юридического лица. Как указывает инспекция, основаниями отказа послужило следующее.

После  предоставления  документов  на  ликвидацию  в  налоговый  орган  была назначена  выездная  налоговая  проверка,  основанием которой явилось  отражение  в бухгалтерском  балансе  предприятия  за  2010г.  «Готовая  продукция  и  товары  для перепродажи» запасов готовой продукции и товаров для перепродажи  в сумме 3 890 тыс. руб.  Организацией  по  данному  факту  представлено  пояснение  от  15.03.2013  г.,  из которого следует, что товары были списаны с баланса в связи с их порчей ввиду обильных осадков  в  виде  дождя  и  снега.  В подтверждение вышеуказанного факта общество представило в налоговый орган: акт списания пришедших в негодность материалов от 12.01.2011, приказ № 1  на проведение инвентаризации от 12.01.2011, сличительную ведомость результатов инвентаризации от 12.01.2013, инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей № 1 от 12.01.2011. В ходе проверочного анализа финансово-хозяйственной  деятельности  организации  установлено,  что  данные  документы  не являются  основанием  для  списания  пришедших  в  негодность  товарно-материальных ценностей.  Кроме  того,  обществом  в  связи  с  переходом  на  упрощенную  систему налогообложения (с 01.01.2011) не восстановлен налог на добавленную стоимость в 4 квартале 2010 г. в сумме 700 тыс. руб. На основании изложенного вынесено решение о проведении выездной налоговой проверки № 13-30/2017 от 18.06.2013 г. Акт ВНП  от 30.07.2013 г. налогоплательщиком направлен почтой. По акту проверки начислен НДС в сумме 700 тыс. руб. Таким  образом, налоговая инспекция,  полагая, что обществом  для регистрации документов не представлен ликвидационный баланс (считается непредставленным в силу недостоверности отраженных в нем сведений), так как в представленном на регистрацию балансе выявлено несоответствие сведений в части уплаты обязательных платежей в бюджет, сведениям, имеющимся у налогового органа на основании данных камеральной проверки.

Полагая, что решение инспекции об  отказе  в  государственной  регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией нарушает его права и законные интересы, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.

Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Принимая решение, суд первой инстанции пришел к выводу о незаконности отказа в регистрации ликвидации юридического лица. Суд апелляционной инстанции считает указанный вывод обоснованным в силу следующего.

Пунктом 2 статьи 61 ГК РФ предусмотрено, что юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано..

Согласно пункту 5 статьи 63 ГК РФ после завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.

Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, регулируются нормами, закрепленными в Федеральном законе от 08 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - ФЗ «О государственной регистрации»).

Статьей 21 ФЗ «О государственной регистрации» предусмотрено, что для государственной регистрации ликвидации юридического лица представляется пакет документов, в числе которого должен быть ликвидационный баланс.

В силу статьи 22 указанного выше закона документы, предусмотренные статьей 21 настоящего Федерального закона, представляются в регистрирующий орган после завершения процесса ликвидации юридического лица. Представление документов для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 9 настоящего Федерального закона.

Из материалов арбитражного дела следует, что обществом выполнены требования по представлению документов, необходимых для государственной регистрации ликвидации юридического лица. В числе указанных документов представлен также ликвидационный баланс.

С учетом изложенного суд апелляционной инстанции не может согласиться с доводом апеллянта о том, что регистрация ликвидации юридического лица не проведена по причине не представления ликвидационного баланса.

В обоснование правомерности своих действий в апелляционной жалобе инспекция приводит следующий довод: у регистрирующего органа имелись установленные названным законом основания для вынесения решения об отказе в государственной регистрации ликвидации юридического лица (в силу недостоверности отраженных в ликвидационном балансе сведений).

Действительно, представление ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица на основании подп. «а» п. 1 ст. 23 Закона о государственной регистрации, что согласуется с правовой позицией, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 13.10.2011 № 7075/11.

Вместе с тем регистрирующий орган, отказывая в государственной регистрации ликвидации юридического лица со ссылкой на то, что представленный ликвидационный баланс следует рассматривать как отсутствующий, должна доказать в установленном Налоговым кодексом Российской Федерации (НК РФ) порядке наличие задолженности юридического лица по платежам в бюджет.

Материалами дела подтверждается, что в соответствии с п. 1 ст. 63 ГК РФ сообщение о ликвидации общества было опубликовано, в установленный для предъявления требований кредиторов двухмесячный срок инспекцией не предъявлены требования об уплате обществом обязательных платежей в бюджет либо погашении иной налоговой задолженности.

В соответствии с п. 1 ст. 49 НК РФ обязанность по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) ликвидируемой организации исполняется ликвидационной комиссией за счет денежных средств указанной организации, в том числе полученных от реализации ее имущества.

Очередность исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов при ликвидации организации среди расчетов с другими кредиторами такой организации определяется гражданским законодательством Российской Федерации (ч. 3 ст. 49 НК РФ).

Поскольку действующим законодательством не установлены специальный порядок и очередность удовлетворения требований кредитора - налогового органа в отношении задолженности по обязательным платежам в бюджет, в случае, если налоговым органом в установленный ч. 1 ст. 63 ГК РФ

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2013 по делу n А53-19627/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также