Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2014 по делу n А32-37029/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

                     

ПЯТНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

Газетный пер., 34/70/75 лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: [email protected], Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности и обоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону                                                         дело № А32-37029/2012

18 января 2014 года                                                                           15АП-21209/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 17 января 2014 года.

Полный текст постановления изготовлен           18 января 2014 года.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Мисника Н.Н.,

судей Ильиной М.В., Фахретдинова Т.Р.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Вербицкой А.В.,

при участии в судебном заседании:

от истца: представитель не явился, надлежаще извещен;

от ответчика: представитель не явился, надлежаще извещен;

от третьих лиц: представители не явились, надлежаще извещены,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования город Краснодар

на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.10.2013 по делу № А32-37029/2012

по иску закрытого акционерного общества «Кубанская марка»

(ОГРН 1022301977730)

к ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю»,

при участии в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора: Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, администрации муниципального образования город Краснодар, департамента имущественных отношений Краснодарского края,

об установлении кадастровой стоимости земельного участка,

принятое судьей Левченко О.С.,

УСТАНОВИЛ:

закрытое акционерное общество «Кубанская марка» (далее – истец) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю» об установлении кадастровой стоимости земельного участка, с кадастровым номером 23:43:0208042:1082 общей площадью 3 715 кв. м., расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, Западный внутригородской округ, ул. Кубанская Набережная, 5/8, равной его рыночной стоимости, установленной по состоянию на 01.01.2011, в размере 39 540 000 рублей; об обязании внести соответствующие изменения в сведения государственного кадастра недвижимости, установив размер кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости, установленной по состоянию на 01.01.2011 в размере 39 540 000 рублей.

Иск мотивирован несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, Администрация муниципального образования город Краснодар, Департамент имущественных отношений Краснодарского края.

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 29.10.2013 исковые требования удовлетворены в полном объеме. Суд определил кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 23:43:0208042:1082 общей площадью 3 715 кв.м., расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, Западный внутригородской округ, ул. Кубанская Набережная, 5/8, в размере его рыночной стоимости 39 540 000 рублей, определенной по состоянию на 01.01.2011.

Суд первой инстанции указал, что законодательство, подлежащее применению к спорным отношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются. Суд пришел к выводу о наличии оснований для обязания ответчика внести рыночную стоимость спорного земельного участка в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.

Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация города Краснодар обжаловала его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просила решение отменить.

Апелляционная жалоба мотивирована следующим. По мнению заявителя, действующим законодательством не предусмотрена возможность оспаривания достоверности оценки кадастровой стоимости после принятия органом власти субъекта Российской Федерации нормативного акта, ее утверждающего. Также истцом выбран ненадлежащий способ защиты нарушенного права, поскольку в спорной ситуации не применим исковой порядок рассмотрения спора. В представленном отчете об оценке рыночной стоимости земельного участка и экспертном заключении отсутствуют сведения о предупреждении оценщика и эксперта об уголовной ответственности за дачу недостоверных сведений. Более того, обжалуемое решение нарушает права администрации и населения города Краснодара, так как в результате уменьшения кадастровой стоимости спорного земельного участка не поступят значительные денежные средства в местный бюджет.

В судебное заседание лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, не явились. Суд рассматривал апелляционную жалобу в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие лиц, участвующих в деле.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, закрытое акционерное общество «Кубанская марка» является арендатором земельного участка с кадастровым номером 23:43:0208042:1082 общей площадью 3 715 кв. м., расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, Западный внутригородской округ, ул. Кубанская Набережная, 5/8 (далее – спорный земельный участок), предоставленного по договору аренды № 4300016529 от 21.07.2010 (далее – договор аренды), сроком до 16.07.2020 (том 1, л.д. 20 – 30).

Согласно приложению к договору аренды от № 4300016529 от 21.07.2010 (том 1, л.д. 37) расчет арендной платы за пользование данным участком был произведен сторонами в соответствии с постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 27.01.2011 № 50 «О правилах определения размера арендной платы, платы за земли, находящиеся в государственной собственности Краснодарского края и государственная собственность на которые не разграничена на территории Краснодарского края», которым отменено ранее действовавшее постановление от 18.05.2002 № 529, а размер арендной платы за пользование земельным участком установлен исходя из его кадастровой стоимости.

На основании Приказа Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 22.11.2011 № 1756, вступившего в силу с 01.01.2012, утверждены результаты кадастровой оценки стоимости спорного земельного участка, установленной на 01.01.2011 в размере 79 829 517,45 рублей, что подтверждается представленным в материалы дела кадастровым паспортом № 2343/12/12-814973 от 21.11.2012 (том 1, л. д. 38 – 40).

Полагая, что установленная кадастровая стоимость земельного участка превышает его рыночную стоимость, закрытое акционерное общество «Кубанская марка» обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.

Интерес закрытого акционерного общества «Кубанская марка» в предъявлении иска помимо зависимости арендной платы от кадастровой стоимости земельного участка обусловлен также тем, что земельный участок с кадастровым номером 23:43:0208042:1082 предоставлен для строительства многоуровневого здания с паркингом, в связи с чем по окончанию строительства, истец сможет реализовать свое потенциальное право на приобретение земельного участка в собственность, выкупная стоимость которого будет поставлена в зависимость от кадастровой стоимости земли.

Кадастровая стоимость земельных участков земель населенных пунктов установлена на основании приказа департамента имущественных отношений Краснодарского края от 22.11.2011 № 1756 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков из земель населенных пунктов Краснодарского края» и определена уполномоченным органом по состоянию на 01.01.2011.

Содержание понятия «кадастровая стоимость объекта недвижимого имущества» закреплено в пункте 3 статьи 3 Закона № 135-ФЗ, согласно которому под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки либо рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

Назначение определения кадастровой стоимости земельных участков закреплено, в том числе, пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которому для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

Пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.

Согласно пункту 1 статьи 66 Земельного кодекса рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.

В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности (в редакции Федерального закона от 22.07.2010 № 167-ФЗ).

В силу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса (в редакции Федерального закона от 22.07.2010 № 167-ФЗ) в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

По смыслу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для возложения на орган кадастрового учета обязанности внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.

Положениями статьи 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 30.11.2011 № 346-ФЗ) предусмотрена возможность оспаривания правообладателем или иными заинтересованными лицами результатов кадастровой оценки соответствующего земельного участка. Результаты определения кадастровой стоимости земельного участка могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости путем подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости. Основанием для подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости могут быть недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.

Как следует из правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащейся в постановлении от 28.06.2011 № 913/11, положения главы III.1 «Государственная кадастровая оценка» Закона № 135-ФЗ (в редакции Закона от 22.07.2010 № 167-ФЗ), а также предусмотренный механизм защиты прав на ранее возникшие правоотношения не распространяются. При этом пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса, как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости. Действующее законодательство не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются. Права заявителя, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка.

В данном случае предметом требований общества является не оспаривание результатов определения кадастровой стоимости, а изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость (пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса). При этом установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для возложения на орган кадастрового учета обязанности внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта. Такое толкование

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2014 по делу n А32-2526/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также