Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2014 по делу n А53-11174/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

                     

ПЯТНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

Газетный пер., 34/70/75 лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: [email protected], Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности и обоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону                                                         дело № А53-11174/2013

10 февраля 2014 года                                                                        15АП-21742/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 04 февраля 2014 года.

Полный текст постановления изготовлен 10 февраля 2014 года.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Чотчаева Б.Т.

судей Величко М.Г., Ковалевой Н.В.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мелконян Р.А.,

при участии:

от истца: представитель Любимова Г.О., паспорт, доверенность от 12.04.2013 (после перерыва);

от ответчиков: представители не явились, извещены;

от Министерства труда и социального развития Ростовской области: представитель не явился, извещен;

от Министерства финансов Ростовской области: представитель Дейлидович С.В., удостоверение, доверенность от 09.01.2014 (до перерыва);

от МУ "Департамент социальной защиты населения г. Ростова-на-Дону": представитель не явился, извещен;

от МУП "Технологии управления": представитель не явился, извещен;

от Департамента транспорта г. Ростова-на-Дону: представитель не явился, извещен,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Министерства финансов Российской Федерации, общества с ограниченной ответственностью "Группа компаний "РЕНАТ-ТРАНС"        на решение Арбитражного суда Ростовской области

от 21.11.2013 по делу № А53-11174/2013

по иску общества с ограниченной ответственностью "Группа компаний "РЕНАТ-ТРАНС" (ОГРН 1116195001560 ИНН 6167093437)      к ответчикам: Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (ОГРН 1037739085636 ИНН 7710168360); Управлению Федерального казначейства по Ростовской области (ОГРН 1026103280060 ИНН 6163030517)     при участии третьих лиц: Министерства труда и социального развития Ростовской области (ОГРН 1026103171104 ИНН 6163022298); Министерства финансов Ростовской области (ОГРН 1026103168134 ИНН 6163030330); МУ "Департамент социальной защиты населения г. Ростова-на-Дону" (ОГРН 1026103284393 ИНН 6164065015); МУП "Технологии управления" (ОГРН 1046164047027 ИНН 6164229866); Департамента транспорта г. Ростова-на-Дону (ОГРН 1026103285482 ИНН 6164060627)      о взыскании убытков,       принятое в составе судьи Лусегеновой З.С.

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Группа компаний «РЕНАТ-ТРАНС» (далее – истец, ООО «ГК «РЕНАТ-ТРАНС», общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее – Минфин РФ), Управлению федерального казначейства по Ростовской области (далее – УФК по Ростовской области) о взыскании 8 999 437 рублей 49 копеек убытков в виде неполученной платы за предоставление проезда в городском пассажирском транспорте общего пользования льготным пассажирам федерального регистра за 2010-2012 годы.

Исковые требования заявлены на основании статей 15, 16, 1064, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации с учетом разъяснений постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда №23 от 22.06.2006 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации». Иск мотивирован тем, что в процессе обеспечения исполнения обязательств по предоставлению льготного проезда в городском пассажирском транспорте общего пользования льготным пассажирам федерального регистра, обществу был причинен реальный ущерб, в связи с недостаточным финансированием расходов на обеспечение доступности услуг общественного транспорта.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Министерство труда и социального развития Ростовской области; муниципальное учреждение «Департамент социальной защиты населения города Ростова-на-Дону»; Министерство финансов Ростовской области; муниципальное учреждение «Департамент транспорта г. Ростова-на-Дону»; муниципальное унитарное предприятие «Технологии управления».

При рассмотрении спора в суде первой инстанции ООО «ГК «РЕНАТ-ТРАНС» заявило о частичном отказе от исковых требований в части иска, предъявленного к УФК по Ростовской области.

Решением Арбитражного суда Ростовской области от 21.11.2013 исковые требования удовлетворены частично. С Российской Федерации в лице Минфина РФ за счет казны Российской Федерации, в пользу ООО «ГК «РЕНАТ-ТРАНС» взыскано 8 141 265 рублей 56 копеек убытков и 61 510 рублей 26 копеек расходов по оплате государственной пошлины. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано. В связи с частичным отказом от иска прекращено производство по делу в части исковых требований ООО «ГК «РЕНАТ-ТРАНС», предъявленных в отношении УФК по Ростовской области.

Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что перевозка пассажиров, включенных в федеральный регистр льготников, произведена обществом в интересах Российской Федерации как публично-правового образования. Осуществление мер социальной поддержки указанной категории граждан является полномочием Российской Федерации, а финансирование данного вида расходов производится из федерального бюджета и относится к расходным обязательствам Российской Федерации. ООО «ГК «РЕНАТ-ТРАНС» произвело расчет выпадающих доходов в результате оказания услуг перевозки льготных пассажиров с учетом методики, определенной постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.01.2011 № 9621/2010, исходя из числа выданных единых социальных проездных билетов (далее – ЕСПБ), количества поездок по таким билетам, тарифа на перевозку. Признав расчет общества в целом методологически верным, суд первой инстанции указал на необходимость использования показателей количества поездок на один ЕСПБ, полученного по результатам обследования пассажиропотока в весенне-летний и осенне-зимний периоды, утвержденных мэром г. Ростова-на-Дону. С учетом данного показателя произведен перерасчет исковых требований, а размер взыскиваемых обществом убытков снижен до 8 141 265 рублей 56 копеек.

Не согласившись с указанным судебным актом, Министерство  финансов Российской Федерации и общество с ограниченной ответственностью «Группа компаний «РЕНАТ-ТРАНС» обжаловали его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В апелляционной жалобе Минфин РФ указал на незаконность и необоснованность оспариваемого судебного акта, просил отменить решение Арбитражного суда Ростовской области от 21.11.2013 и отказать в иске.

Министерство указало, что право на льготный проезд устанавливается нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Стоимость проезда для льготной категории граждан определяется органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Следовательно, обеспечение льготного проезда на общественном транспорте для отдельных категорий населения не относится к расходным обязательствам Российской Федерации, а возложено полностью на субъекты Российской Федерации. Данное утверждение соответствует статье 30 Бюджетного кодекса Российской Федерации, принципу разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджетов, а также принципу самостоятельности бюджетов, установленному статьей 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Принимая во внимание положения пункта 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации», учитывая, что возмещение расходов автотранспортным организациям по перевозке граждан, включенных в федеральный регистр, с 2010 года осуществлялось за счет средств областного бюджета, Минфин РФ считает необоснованными требования общества  о взыскании с казны Российской Федерации убытков, связанных с обеспечением льготного проезда.

ООО «ГК «РЕНАТ-ТРАНС» в апелляционной жалобе просило решение Арбитражного суда Ростовской области от 21.11.2013 отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований.

Заявитель жалобы указал, что расчет выпадающих доходов был произведен с учетом сложившейся правоприменительной практики на основании постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации №9621/2010 от 25.01.2011. При расчете истцом использованы показатели числа выданных ЕСПБ, тарифа на перевозку и количества поездок, приходящихся на ЕСПБ. При этом, количество поездок, приходящихся на ЕСПБ, рассчитано истцом согласно последним натурным исследованиям пассажиропотока на транспорте общества для соответствующего периода. Контррасчет ответчика и муниципального учреждения «Департамент транспорта г.Ростова-на-Дону» произведен с учетом общего показателя количества поездок на ЕСПБ по всем предприятиям, утвержденного мэром г.Ростова-на-Дону по результатам периодических исследований пассажиропотока всех транспортных предприятий города. Истец считает данный расчет необоснованным, ввиду отсутствия доказательств учета доли каждого предприятия в усредненном показателе количества поездок на ЕСПБ и недопустимости применения данного показателя после их утверждения мэром г.Ростова-на-Дону на момент проведения очередных обследований. Нормативных требований применения в расчете выпадающих расходов утвержденного мэром г. Ростова-на-Дону показателя количества поездок на ЕСПБ не имеется. Использование в расчете убытков сведений о количестве перевезенных пассажиров на ЕСПБ в виде доли от общегородских показателей не отражает действительных убытков истца, поскольку при определении доли предприятия на рынке перевозки исходя из количества перевезенных пассажиров возможны значительные погрешности. В тоже время, расчет истца составлен с учетом первоначальных данных о количестве перевезенных обществом пассажиров, полученных на первой стадии натурных обследований пассажиропотока.

В отзывах Министерство финансов Ростовской области и ООО «ГК «РЕНАТ-ТРАНС» апелляционную жалобу Минфина РФ не признали, просили оставить решение суда от 21.11.2013 в части, обжалованной Минфином РФ, без изменения. Отзывы мотивированы тем, что финансирование мер социальной поддержки граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации, осуществляется за счет средств федерального бюджета. Возмещение расходов транспортным организациям на льготную перевозку таких граждан также должно производиться за счет средств федерального бюджета. В связи с недостаточностью федеральных субвенций, выделенных на возмещение расходов по обеспечению льготного проезда, расходы транспортных компаний подлежат возмещению за счет средств федерального бюджета.

Представитель Министерства финансов Российской Федерации в судебном заседании заявил ходатайство о приобщении отзыва на апелляционную жалобу.

Судом был объявлен перерыв в судебном заседании до 04.02.2014 до 10 час. 15 мин.

После перерыва судебное заседание продолжено 04.02.2014 с участием представителя истца, который поддержал доводы своей апелляционной жалобы и заявил ходатайство о приобщении к материалам дела отзыва на апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционных жалоб и отзывов, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, ООО «ГК» «РЕНАТ-ТРАНС» является коммерческим транспортным предприятием, основным предметом деятельности которого является автотранспортная перевозка грузов, пассажиров и багажа, что подтверждается уставом. Согласно представленным в материалы дела выпискам из ЕГРЮЛ, уставу и свидетельствам о государственной регистрации ООО «ГК «РЕНАТ-ТРАНС» создано в процессе реорганизации ОАО «РГАТП-3» и является правопреемником последнего (т.1 л.д.27-39).

Согласно представленным в материалы дела договорам № 1-1 от 23.08.2005, № 1-11 от 23.08.2005, № 1-12 от 11.08.2008 на выполнение пассажирских перевозок городским общественным транспортом на маршрутах г. Ростова-на-Дону, заключенных между муниципальным учреждением «Департамент транспорта г.Ростова-на-Дону» (заказчик) и ОАО «РГАТП-3» (исполнитель, правопредшественник ООО «ГК «РЕНАТ-ТРАНС»), исполнитель обязался осуществлять перевозку пассажиров на маршрутах г. Ростова-на-Дону (т.1 л.д.41-63).

В соответствии с пунктами 1.2 указанных договоров исполнитель осуществляет обслуживание маршрутов в соответствии с установленным расписанием движения и указанным в договоре количеством графиков и количеством автобусов.

Согласно пунктам 2.4 договоров истец принял на себя обязательства обеспечивать перевозку льготных категорий граждан в соответствии с правилами и порядком, установленными Правительством РФ, исполнительными органами субъекта РФ и органами местного самоуправления.

Как следует из материалов дела, ООО «ГК «РЕНАТ-ТРАНС» (до реорганизации – ОАО «РГАТП-3») во исполнение постановлений Администрации Ростовской области от 03.04.2006 №120 «О порядке расходования межбюджетных трансфертов, поступающих в областной бюджет из федерального бюджета на осуществление расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории области для отдельных категорий граждан, оказание социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и условий обеспечения им равной доступности услуг общественного транспорта», от 31.12.2004 № 534 «О расходовании средств областного бюджета на предоставление гражданам в целях оказания социальной поддержки субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг материальной и иной помощи для погребения, мер социальной поддержки в соответствии с отдельными нормативными правовыми актами социальной направленности, а также об условиях и порядке их назначения» (с изменениями и дополнениями) в 2010-2012 годах оказывало услуги по перевозке граждан, включенных в федеральный регистр льготников, по единым социальным проездным билетам, что подтверждается соответствующими актами предоставленных услуг (т.1 л.д. 79-150: т.2 л.д.41-81).

Меры социальной поддержки данной категории граждан в виде льготного

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2014 по делу n А32-34175/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также