Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2014 по делу n А32-18594/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

                     

ПЯТНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

Газетный пер., 34/70/75 лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: [email protected], Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности и обоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону                                                         дело № А32-18594/2013

06 марта 2014 года                                                                             15АП-21766/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 05 февраля 2014 года.

Полный текст постановления изготовлен 06 марта 2014 года.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи  Николаева Д.В.

судей И.Г. Винокур, А.Н. Стрекачёва

при ведении протокола судебного заседания Ароян О.У.

при участии:

от ОАО "Туапсинский морской торговый порт": представитель Деревенец И.В. по доверенности от 2.07.2012.

от открытого акционерного общества "Российские железные дороги": представитель Киселева Н.П. по доверенности от 12.12.2013

рассмотрев в открытом судебном заседании

апелляционную жалобу

открытого акционерного общества "Российские железные дороги"

в лице Северо-Кавказской железной дороги на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.10.2013 по делу № А32-18594/2013 по иску открытого акционерного общества

"Российские железные дороги" в лице Северо-Кавказской железной дороги

ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295 к ответчику - открытому акционерному обществу "Туапсинский морской торговый порт" ИНН 2322001997, ОГРН 1022303274674 о взыскании принятое в составе судьи Позднякова А.Г.,

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее также – ОАО «РЖД», истец) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к ОАО "Туапсинский морской торговый порт" (далее также – ОАО «ТМТП» ответчик) о взыскании 40 077,52 руб., а также судебных расходов на уплату государственной пошлины.

Решением суда от 21.10.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с принятым решением, ОАО «РЖД» обжаловало его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило решение суда отменить, удовлетворить заявленные требования.

В судебном заседании представитель открытого акционерного общества "Российские железные дороги"  поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда отменить.

Представитель ОАО "Туапсинский морской торговый порт" поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу -  без удовлетворения.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, 24.06.2012 на железнодорожной станции Сальск СКЖД на основании распоряжения от 24.06.2012 № 964 задержан поезд № 2881 с грузом «уголь» следовавший на станцию Туапсе СКЖД в адрес ОАО «Туапсинский морской торговый порт».

Причиной задержки поезда явилось невыполнение грузополучателем - ОАО «Туапсинский морской торговый порт» технологических норм выгрузки, что подтверждается актами общей формы от 24.06.2012 № 5/5777, от 29.05.2012 № 5/6001, от 02.07.2012 № 9/111, от 22.08.2012 № 9/228, от 01.07.2012 № 9/109 от 23.08.2012 № 9/229. Основанием для временного задержания вагонов в пути следования явилось распоряжение от 24.06.2012 № 964, о чем ответчику вручено извещение от 24.06.2012 №82.

Основанием для отправления вагонов явилось распоряжение от 30.06.2012 № 1148. о чем ответчику вручено извещение от 30.06.2012 № 96.

Истец указал, что доказательством нарушения сроков доставки груза является дорожная ведомость, являющаяся листом № 2 транспортной железнодорожной накладной, в которой указывается дата истечения нормативного срока доставки груза рассчитываемого в соответствии с Правилами исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом (утверждены приказом МПС РФ от 18.06.2003 № 27), а также проставляется дата фактического срока доставки груза по назначению, т.е. дата фактического срока доставки груза по назначению. В рассматриваемом случае груз прибыл на станцию Туапсе с просроченным сроком доставки груза, что является одним из условий для начисления и взыскания с грузополучателя платы за время нахождения вагонов на путях общего пользования станции Сальск СКЖД. Основанием для начисления платы за пользование вагонами, контейнерами по задержанным в пути следования вагонам, контейнерам является невыполнение грузополучателями, владельцами или пользователями железнодорожных путей необщего пользования технологических сроков оборота вагонов или технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов.

Между ОАО «Российские железные дороги» и ОАО «Туапсинский морской торговый порт» действует договор от 24.01.2012 № 85/4 на подачу и уборку вагонов на железнодорожный путь необщего пользования ОАО «ТМТП», принадлежащий ОАО «РЖД», при станции Туапсе- Сортировочная СКЖД (далее договор № 85/4). Согласно пункту 17.6 договора № 85/4 ответственность за задержку вагонов на промежуточных станциях ОАО «ТМТП» несет в соответствии со статьей 39 УЖТ РФ, пунктом 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования по ставкам платы, предусмотренным пунктами 11, 12 Тарифного руководства №2.

На основании актов общей формы, руководствуясь ст. 39 УЖТ РФ, Правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, договором № 85/4 истец начислил ОАО «ТМТП» плату за время нахождения вагонов на путях общего пользования станции Сальск СКЖД в размере, установленным пунктом 17.6 договора № 85/4.

В адрес ответчика ОАО «РЖД» направило счета от 12.09.2012 № № 136П, 139П и претензии от 20.09.2012 №№ 563П, 567П с предложением оплатить задолженность.

До настоящего времени задолженность ОАО «Туапсинский морской торговый порт» в общей сумме 40 077,52 руб. (с учетом НДС 18%) не оплачена, в связи с чем, ОАО «Российские железные дороги» обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с соответствующим исковым заявлением.

Судом первой инстанции установлено, что между сторонами заключен договор № 85/4 на подачу и уборку вагонов на железнодорожный путь необщего пользования ОАО «Туапсинский морской торговый порт», принадлежащий ОАО «Российские железные дороги», при станции Туапсе-Сортировочная Северо-Кавказской железной дороги от 24.01.2012.

Согласно пункту 17.6 договора № 85/4 «при отсутствии у порта возможности принять прибывшие на станцию вагоны с экспортным грузом, он дает письменный отказ, который передается диспетчером порта приемосдатчику станции Туапсе - Сортировочная в порту. Письменное уведомление о снятии отказа передается ПОРТОМ не позднее, чем за 1 час до начала приема указанных в отказе вагонов.

Ответственность за задержку вагонов на путях станции Туапсе-Сортировочная в ожидании подачи и на промежуточных станциях Порт несет в соответствии со статьей 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, пунктами 4.6, 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования по ставкам платы, предусмотренным пунктами 11,12 Тарифного руководства № 2».

Абзацем 2 пункта 17.7 Договора № 85/4 установлено, что за время нахождения вагонов на железнодорожных путях общего и необщего пользования порт несет ответственность при наличии его вины.

Согласно актам общей формы, указанных в иске, вагоны, следовавшие в адрес порта на станцию Туапсе - Сортировочная, были задержаны в пути следования на станциях Северо - Кавказской железной дороги по причине невыполнения технологических норм выгрузки вагонов.

Вместе с тем, обстоятельства, изложенные в актах общей формы, не подтверждены первичными документами и не подтверждают наличие вины порта.

Суд первой инстанции правильно отметил, что акты о нахождении вагонов на станции Сальск Северо-Кавказской ж.д. подписаны представителями порта с возражениями, в которых описаны обстоятельства отсутствия вины порта, так как в рассматриваемые периоды ОАО «Туапсинский морской торговый порт» принимало вагоны на путь необщего пользования в соответствии с п. 5 договора № 85/4 на подачу и уборку вагонов и не заявляло об отказе в связи с отсутствием возможности принимать груженые вагоны, находящиеся на путях общего пользования станции Туапсе-Сортировочная и на промежуточных станциях Северо-Кавказской железной дороги.

Пунктом 4.7. Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования определено, что «основанием для начисления платы за пользование вагонами, контейнерами по задержанным в пути следования вагонам, контейнерам является невыполнение грузополучателями, владельцами или пользователями железнодорожных путей необщего пользования технологических сроков оборота вагонов или технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов».

ОАО «РЖД» указало, что вагоны были задержаны в пути следования в связи с неприемом станцией назначения по причине невыполнения ответчиком технологических норм выгрузки вагонов. При этом договором № 85/4 на подачу и уборку вагонов не определены технологические нормы выгрузки вагонов.

Составленные в спорный период перевозчиком акты общей формы о задержке подачи вагонов в связи с занятостью выставочного пути не содержат описания фактов нарушения технологических норм выгрузки вагонов, поскольку технологические нормы для ОАО «Туапсинский морской торговый порт» не установлены.

Указанные акты составлены перевозчиком в нарушение пункта 3.1. Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом и при отсутствии обстоятельств задержки подачи груженых вагонов, зависящих от грузополучателя, перечисленных в статье 39 УЖТ РФ и пункте 4.6.Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования.

Из содержания первичных документов, следует, что вагоны простаивающие на станции Сальск Северо-Кавказской ж.д. не принадлежат перевозчику на праве собственности или аренды (в графе «принадл.» таблицы «вагон,контейнер№» указан мнемокод принадлежности «СОБ», а согласно пункту 3.4. приложения № 1 к указанию МПС РФ от 27 марта 2000 года №Д-720у в графе «принадлежность вагона» в случае принадлежности вагонов всем железнодорожным администрациям проставляется «ЖДА», собственным вагонам, т.е. не принадлежащим Перевозчику - «СОБ», арендованным «АРН» или «АРС»).

Отказывая в удовлетворении требований ОАО «РЖД», суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.

Статья 39 УЖТ РФ устанавливает, что за время ожидания подачи вагонов по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами.

Согласно пункту 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" в соответствии со статьей 39 Устава за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей или владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих их своими локомотивами, либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев этих путей, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами. Размер платы определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

В силу статьи 8 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" и статей 4 и 6 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" железная дорога относится к субъектам естественных монополий на транспорте, поэтому размер платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими ему как перевозчику, определяется Федеральной службой по тарифам.

Согласно пункту 1 Тарифного руководства N 2 за время нахождения принадлежащих железной дороге вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных подъездных путей либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных подъездных путей, они вносят железным дорогам плату за пользование вагонами, контейнерами, указанную в Тарифном руководстве N 2.

Устав определяет тарифные руководства как сборники, в которых публикуются утвержденные в установленном законодательством Российской Федерации порядке тарифы, ставки платы и сборов за работы и услуги железнодорожного транспорта, правила применения таких тарифов, ставок платы, сборов, а также утвержденные федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта перечни железнодорожных станций, расстояния между ними и выполняемые на территориях железнодорожных станций операции.

Тарифное руководство N 2 устанавливает размеры платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта, основания взимания которой предусмотрены статьей 39 Устава.

При этом, из буквального толкования статьи 39 Устава не следует, что названная норма содержит основания для начисления платы за пользование вагонами, контейнерами, не принадлежащими железной дороге, за время нахождения на путях общего пользования в ожидании их приема владельцами путей необщего пользования.

Указанная правовая позиция отражена в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.07.2010 № 4387/2010 и от 10.03.2009 № 14391/2008.

Тарифное руководство № 2 разработано и введено в действие в соответствии со статьей 44 Федерального закона Российской Федерации от 8 января 1998 г. № 2-ФЗ «Транспортный устав железных дорог Российской Федерации» (далее - ТУЖД) и постановлением Правительства Российской Федерации от 9 сентября 1998 г. № 1029 «О Правилах исчисления ставок платы за пользование вагонами, контейнерами и ставок сборов на федеральном железнодорожном транспорте», в котором определены основные методологические принципы исчисления ставок платы.

В связи с вступлением в действие с 19 мая 2003 года Федеральных законов от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» и № 18-ФЗ «Устав железнодорожного

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2014 по делу n А53-11160/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также