Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2014 по делу n А53-13024/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

                      

ПЯТНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

Газетный пер., 34/70/75 лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: [email protected], Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности и обоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону                                                         дело № А53-13024/2013

24 марта 2014 года                                                                             15АП-634/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 19 марта 2014 года.

Полный текст постановления изготовлен 24 марта 2014 года.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Попова А.А.,

судей Авдониной О.Г., Малыхиной М.Н.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Лебедевым А.М.,

при участии:

от истца: представителя Мильшина Б.В. по доверенности № 1.2-12/75 от 18.03.2014, представителя Абрамцовой Ю.В. по доверенности от 04.12.2013,

от ответчика: представителя Литвинова В.И. по доверенности от 07.08.2013,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу автономной некоммерческой организации дополнительного образования «Шахтинский авиационно-технический спортивный клуб Российской оборонной спортивно-технической организации» имени Героя Советского Союза А.К. Горовца на решение Арбитражного суда Ростовской области от 11 декабря 2013 года по делу № А53-13024/2013 по иску федерального государственного унитарного предприятия «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации» к ответчику автономной некоммерческой организации дополнительного образования «Шахтинский авиационно-технический спортивный клуб Российской оборонной спортивно-технической организации» имени Героя Советского Союза А.К. Горовца о взыскании задолженности,

принятое в составе судьи Тановой Д.Г.,

УСТАНОВИЛ:

федеральное государственное унитарное предприятие «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации» (далее – госпредприятие, истец) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к автономной некоммерческой организации дополнительного образования «Шахтинский авиационно-технический спортивный клуб Российской оборонной спортивно-технической организации» имени Героя Советского Союза А.К. Горовца (далее – спортивный клуб, ответчик) о взыскании суммы задолженности в размере 16 165 руб. 59 коп., процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 428 руб. 93 коп., а также расходов по уплате государственной пошлины в размере 2 000 руб. (требования уточнены в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

В обоснование исковых требований госпредприятие ссылается на неисполнение ответчиком обязательств по оплате оказанных ему аэронавигационных услуг.

Решением Арбитражного суда Ростовской области от 11.12.2013 заявленный иск удовлетворён в полном объёме, со спортивного клуба в пользу госпредприятия взыскано 16 165 руб. 59 коп. долга, 428 руб. 93 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами, 2 000 руб. расходов по оплате государственной пошлины.

Суд пришел к выводу, что истец в соответствии с пунктом 10 Административного регламента Федеральной аэронавигационной службы по предоставлению государственных услуг по аэронавигационному обслуживанию пользователей воздушного пространства Российской Федерации является уполномоченным поставщиком спорных услуг. Поскольку воздушные суда ответчика при выполнении маневров переходили в зону и районы обслуживания Единой системы (выше 600 метров), то у него в силу статьи 69 Воздушного кодекса Российской Федерации и положений Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации возникла обязанность по оплате аэронавигационных услуг. Также суд указал, что ответчик не является органом, освобожденным от платы за оказание спорных услуг, а полеты его воздушных судов не являются специальными полетами для разрешения служебных задач.

Автономная некоммерческая организация дополнительного образования «Шахтинский авиационно-технический спортивный клуб Российской оборонной спортивно-технической организации» имени Героя Советского Союза А.К. Горовца обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой  34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просила его отменить, в иске отказать.

Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что ответчик осуществлял именно аэродромные полеты, то есть полеты в районе аэродрома (аэроузла) или в дополнительно выделенном воздушном пространстве под управлением органа ОВД аэродрома, в связи с чем управление полетами осуществлялось органом ОВД аэропорта Азов. Поскольку при выполнении полетов в конкретной части воздушного пространства, а также движения воздушного судна по площади маневрирования аэродрома осуществляется только одним органом ОВД, спорные услуги не могут считаться оказанными истцом.

В отзыве истец просил решение суда оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.

Согласно распоряжению председателя судебной коллегии О.Г. Авдониной в порядке статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена судьи Галова В.В. в связи с его ежегодным трудовым отпуском в составе суда по делу № А53-13024/2013 на судью Авдонину О.Г.

В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме. Просил решение суда отменить, в иске отказать.

Представители истца возражали против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве. Просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. Представитель истца пояснил, что спорные услуги оказывались ответчику по достижении его воздушных судов высоты 600 метров и более.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» оказывало автономной некоммерческой организации дополнительного образования «Шахтинский авиационно-технический спортивный клуб Российской оборонной спортивно-технической организации» имени Героя Советского Союза А.К. Горовца услуги по аэронавигационному обслуживанию в районе аэродрома. Оказание данных услуг осуществлялось на основании пункта 10 Административного регламента Федеральной аэронавигационной службы по предоставлению государственных услуг по аэронавигационному обслуживанию пользователей воздушного пространства Российской Федерации от 14.12.2006 № 100, согласно которому истец является уполномоченным поставщиком указанных услуг.

Объем выполненных услуг определен на основании реестра полетов воздушных судов, пользователя воздушного пространства, а также на основании актов.

В адрес ответчика в связи с оказанием аэронавигационных услуг направлены счета: № 4832 от 30.09.2012, № 5471 от 31.10.2012, № 6039 от 30.11.2012, № 2294 от 31.05.2013, № 2621 от 30.06.2013, № 3279 от 31.07.2013, № 3722 от 31.08.2013, № 4190 от 30.09.2013.

Основанием для обращения с настоящим иском послужила задолженность ответчика по оплате оказанных услуги в период сентябрь-ноябрь 2012 года и май-сентябрь 2013 года в размере 16 165 руб. 59 коп.

Судом установлено, что договор на предоставление аэронавигационного обслуживания между сторонами не заключался, поскольку условия предоставления государственных услуг по аэронавигационному обслуживанию, включая перечень услуг и ставки сборов, установлены Федеральной аэронавигационной службой Российской Федерации и не требуют согласования сторонами.

На основании части 2 статьи 14 Воздушного кодекса Российской Федерации организация использования воздушного пространства Российской Федерации осуществляется уполномоченным федеральным органом в области использования воздушного пространства - Федеральным агентством воздушного транспорта РФ (Росавиация), органами единой системы организации воздушного движения ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» в лице соответствующих филиалов по регионам Российской Федерации, а также пользователями воздушного пространства, в установленных для них зонах, воздушных трассах, на местных воздушных линиях (МВЛ) и в районе аэродрома в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 № 396 Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) определено специальным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору, а также по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере использования воздушного пространства Российской Федерации, аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации и авиационно-космического поиска и спасания.

Правила и условия аэронавигационного обслуживания, а также обеспечения полетов воздушных судов, в силу части 2 статьи 69 Воздушного кодекса Российской Федерации, устанавливаются Федеральными авиационными правилами.

В соответствии с приказом Федеральной аэронавигационной службы от 14.12.2006. № 100 «Об утверждении Административного регламента Федеральной аэронавигационной службы по предоставлению государственных услуг по аэронавигационному обслуживанию пользователей воздушного пространства Российской Федерации» предоставление государственных услуг по аэронавигационному обслуживанию полетов воздушных судов пользователей воздушного пространства Российской Федерации Росаэронавигация осуществляет непосредственно через свои территориальные органы и организации, подведомственные Росаэронавигации.

ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» согласно административному регламенту является подведомственной организацией Росаэронавигации и предоставляет государственные услуги по аэронавигационному обслуживанию российским и иностранным пользователям воздушного пространства Российской Федерации.

Организация воздушного движения включает в себя организацию потоков воздушного движения, организацию использования воздушного пространства в целях обеспечения обслуживания (управления) воздушного движения и организацию потоков воздушного движения, а также осуществление функций расчета аэронавигационных сборов и взимания платы в районах аэродромов, на местных воздушных линиях и в районах выполнения авиационных работ с российских и иностранных пользователей воздушного пространства.

Согласно статье 69 Воздушного кодекса Российской Федерации, а также пунктам 37, 39, 40, 42 - 46 Административного регламента аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов осуществляется на единообразных условиях за плату, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

За предоставление государственных услуг по аэронавигационному обслуживанию пользователи воздушного пространства Российской Федерации уплачивают сборы, при этом ставки сборов за предоставление государственных услуг по аэронавигационному обслуживанию пользователей воздушного пространства Российской Федерации приведены в приложении № 10 к Административному регламенту.

Ответчиком полеты выполнялись в районе аэродрома Азов в период с сентябрь-ноябрь 2012 года и май-сентябрь 2013 года, в связи с чем ему были оказаны государственные услуги по аэронавигации на сумму 16 165 руб. 59 коп. и были выставлены счета, которые остались не оплаченными.

Статьей 779 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

Оказание услуг по аэронавигационному обслуживанию носит специальный характер и выходит за рамки обычных хозяйственных отношений, поскольку связано с обеспечением безопасности воздушного движения, охраны жизни и здоровья людей.

Предоставление услуг по аэронавигационному обслуживанию пользователей воздушного пространства Российской Федерации осуществляется на основании использования условий публичного договора, когда сторона, поставщик услуг, должна оказывать услуги в отношении каждого потребителя услуг, который к ней обратился за их предоставлением.

Согласно пункту 2 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.05.1997 № 14 фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать в соответствии с частью 3 статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации как акцепт потребителем оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги. Поэтому данные отношения должны рассматриваться как договорные. Частью 1 статьи 434 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что договор может быть заключен в любой форме, предусмотренной для совершения сделок, если законом для договоров данного вида не установлена определенная форма.

Перечень услуг, входящих в аэронавигационное обслуживание, определен приложением № 1 к приказу Министерства транспорта Российской Федерации от 02.10.2000 № 110 (действовал до 01.05.2013), приложением № 1 к приказу Минтранса России от 17.07.2012 № 241, а ставки сборов за аэронавигационное обслуживание утверждены приказом Федеральной службой по тарифам от 06.07.2010 № 141-т/З, приложением № 10 к приказу Росаэронавигации от 14.12.2006.

Порядок оплаты предоставленных услуг по аэронавигационному обслуживанию регулируется Порядком взимания аэронавигационных сборов за аэронавигационное обслуживание пользователей воздушного пространства Российской Федерации, утвержденным приказом Федеральной аэронавигационной службы от 27.11.2007 № 118.

В соответствии с пунктом 2.2 вышеуказанного Порядка оплаты объем выполненных услуг определяется на основании реестра полетов воздушных судов пользователя воздушного пространства, реестры составляются отдельно по каждому аэронавигационному сбору. Аэронавигационные сборы взимаются за фактически предоставленное аэронавигационное обслуживание. Реестры составляются на основе данных производственной диспетчерской информации и обеспечивают возможность сверки представленных данных по полетам воздушных судов с данными пользователей. По каждому полету воздушного судна в реестре отдельно указываются данные, позволяющие пользователю

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2014 по делу n А32-371/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также