Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.04.2010 n 15АП-2800/2010 по делу n А53-29719/2009 По делу об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ за нарушение правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.Суд первой инстанции Арбитражный суд Ростовской области

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 апреля 2010 г. N 15АП-2800/2010
Дело N А53-29719/2009
Резолютивная часть постановления объявлена 14 апреля 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 апреля 2010 г.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Золотухиной С.И.,
судей Ивановой Н.Н., Смотровой Н.Н.
при ведении протокола судебного заседания судьей Золотухиной С.И.
при участии:
от заявителя: представитель Надхина Надежда Владимировна по доверенности от 07.09.2009 г. N 2-4/170,
от заинтересованного лица: главный специалист эксперт Кабачек Максим Игоревич по доверенности от 09.03.2010 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Тандер"
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 25 января 2010 г. по делу N А53-29719/2009
по заявлению закрытого акционерного общества "Тандер"
к заинтересованному лицу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 23 по Ростовской области
о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ,
принятое в составе судьи Сурмаляна Г.А.
установил:
закрытое акционерное общество "Тандер" обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 23 по Ростовской области о признании незаконным и отмене постановления инспекции от 27.11.2009 г. N 31/алк о привлечении общества к административной ответственности по части 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением суда от 25.01.2010 г. в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован наличием в деянии общества состава вменяемого ему правонарушения.
Не согласившись с принятым решением, закрытое акционерное общество "Тандер" обжаловало его в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе заявитель просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что инспекцией нарушен порядок проведения проверки, предусмотренный Законом N 294-ФЗ, а именно: уведомление о проведении проверки направлено не законному представителю общества, а директору магазина, ИФНС не вправе проводить проверки соблюдения законодательства об обороте алкогольной продукции.
В отзыве на апелляционную жалобу МИФНС N 23 по Ростовской области просит решение суда оставить без изменения, ссылаясь на наличие в деянии общества состава правонарушения, отсутствие в Законе N 294-ФЗ требования об извещении о проведении проверки именно законного представителя общества, наличие у инспекции полномочий проверять соблюдение требований законодательства РФ об обороте алкогольной продукции и привлекать к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы жалобы. Дополнительно ссылался на малозначительность совершенного обществом деяния и отсутствие вредных последствий от него.
Представитель инспекции поддержал доводы отзыва. Возражал против признания правонарушения малозначительным.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, на основании распоряжения N 91 от 29.09.2009 г. МИФНС N 23 по Ростовской области проведена плановая проверка соблюдения ЗАО "Тандер" законодательства в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в принадлежащем обществу магазине "Магнит", расположенном по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Погодина, 10.
В ходе проведенной проверки установлено, что на витрине магазина находилась в продаже алкогольная продукция - водка "Финляндия", водка "Зима", вино "Вермут Крымский", коньяк "Ладожский", на которую обществом на момент проверки не представлены сопроводительные документы, подтверждающие легальность ее производства и оборота. Указанные документы представлены в налоговую инспекцию 30.09.2009 г., то есть на следующий день после проверки.
По результатам проверки, зафиксированным актом от 29.09.2009 г. N 92, в отношении ЗАО "Тандер" составлен протокол от 16.10.2009 г. N 31/алк об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановлением начальника МИФНС N 23 по Ростовской области N 31/алк от 27.11.2009 г. ЗАО "Тандер" привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.
Указанное постановление оспорено обществом в судебном порядке.
Принимая решение, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в деянии общества состава вменяемого ему правонарушения.
Объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ, образует нарушение иных (то есть не обозначенных в части 1 и 2 названной статьи) правил.
Частью 1 статьи 14.16 КоАП РФ предусмотрена ответственность за розничную продажу этилового спирта, в том числе этилового питьевого спирта (за исключением продажи в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях), спиртосодержащей продукции по фармакопейным статьям (за исключением продукции, реализуемой через аптечную сеть) или спиртосодержащих вкусоароматических биологически активных вкусовых добавок или виноматериалов.
В соответствии с ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ правонарушением является поставка или розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей продукции без надлежаще оформленных товаротранспортных документов, без сертификата соответствия по каждому наименованию продукции, без справки к грузовой таможенной декларации или без ее копии с оригиналами оттисков печатей предыдущего собственника (на импортную алкогольную продукцию) либо без справки к товаротранспортной накладной (на отечественную алкогольную продукцию), а равно поставка или розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей продукции в таре и упаковке, не соответствующих установленным законом требованиям.
Пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 22.11.1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" установлено, что этот Закон регулирует правоотношения, возникающие в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в Российской Федерации.
Согласно статье 3 Федерального закона N 171-ФЗ законодательство о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции состоит из названного Закона, иных федеральных законов и нормативных актов Российской Федерации, а также принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Как следует из пункта 12 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 г. N 55, при продаже товаров продавец доводит до сведения покупателя информацию о подтверждении соответствия товаров установленным требованиям путем маркировки товаров в установленном порядке знаком соответствия и ознакомления потребителя по его требованию с одним из следующих документов: сертификат или декларация о соответствии; копия сертификата, заверенная держателем подлинника сертификата, нотариусом или органом по сертификации товаров, выдавшим сертификат; товарно-сопроводительные документы, оформленные изготовителем или поставщиком (продавцом) и содержащие по каждому наименованию товара сведения о подтверждении его соответствия установленным требованиям. Эти документы должны быть заверены подписью и печатью изготовителя (поставщика, продавца) с указанием его адреса и телефона.
Пунктом 139 названных Правил также предусмотрено, что на продаваемую алкогольную продукцию продавец обязан иметь следующие сопроводительные документы: товарно-транспортную накладную; копию справки, прилагаемой к грузовой таможенной декларации для импортируемой алкогольной продукции; копию справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной на алкогольную продукцию, производство которой осуществляется на территории Российской Федерации.
Судом первой инстанции установлен и материалами дела подтверждается факт отсутствия в магазине "Магнит" в г. Ростов-на-Дону, ул. Погодина, 10, принадлежащем ЗАО "Тандер", в момент проверки инспекцией сопроводительных документов (сертификатов соответствия и товарно-транспортных накладных) на четыре наименования алкогольной продукции, находящейся на реализации в магазине общества.
Из материалов дела также следует и инспекцией не отрицается, что необходимые товарно-транспортные документы, свидетельствующие о легальности реализуемой спиртосодержащей продукции, представлены обществом в инспекцию на следующий день после проверки (30.09.2009 г.).
Состав правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ, определяется как поставка или розничная продажа алкогольной или спиртосодержащей продукции без надлежаще оформленных товаротранспортных документов, без сертификата соответствия по каждому наименованию продукции либо без справки к товаротранспортной накладной (на отечественную алкогольную продукцию). Следовательно, факт непредставления необходимых документов в момент проверки не образует состава данного правонарушения, а подлежит квалификации по части 3 той же статьи как иное нарушение правил торговли.
При указанных обстоятельствах вывод суда первой инстанции о том, что действия общества подлежат квалификации по ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ, является правильным.
Вина общества в совершении правонарушения также является доказанной, поскольку доказательств принятия обществом всех зависящих от него мер по соблюдению законодательства РФ в области реализации алкогольной продукции в деле не имеется (ст. 2.1 КоАП РФ).
Размер наказания, назначенного обществу, соответствует минимальной санкции, предусмотренной частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ.
Доводы общества о проведении налоговым органом проверки с нарушением требований Федерального закона от 26.12.2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" являлись предметом оценки суда первой инстанции и были обоснованно отклонены им - как правильно указал суд, проверка проведена на основании распоряжения N 91 от 29.09.2009 г. Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 23 по Ростовской области, с которым ознакомлен директор магазина Пегливанов В.Х., о чем на распоряжении имеется его роспись, требований об обязательном уведомлении и присутствии при проверке законного представителя юридического лица Закон N 294-ФЗ не предусматривает. Оснований к переоценке данных выводов суда первой инстанции апелляционным судом не установлено.
Нарушений при составлении протокола и рассмотрении дела об административном правонарушении инспекцией не допущено и общество на их наличие не ссылается.
Довод заявителя жалобы об отсутствии у налоговых органов полномочий проводить проверки соблюдения законодательства об обороте алкогольной продукции и рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ, апелляционная инстанция считает необоснованным.
Исходя из части 1 статьи 23.50 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 3 статьи 14.16 Кодекса, уполномочены рассматривать органы, осуществляющие государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Протоколы об административных правонарушениях согласно части 1 статьи 28.3 Кодекса составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.
Статья 23 Федерального закона от 22.11.1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Закон) устанавливает, что государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется специально уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в пределах их компетенции.
В силу статьи 2 Закона оборотом алкогольной продукции является ее закупка (в том числе импорт), поставка (в том числе экспорт), хранение и розничная продажа.
Согласно пункту 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.04 г. N 506, Федеральная налоговая служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции в пределах компетенции налоговых органов.
Пунктом 6.6 данного Положения предусмотрено, что Федеральная налоговая служба, реализуя полномочия в установленной сфере деятельности, имеет право применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, а также санкции, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий, вызванных нарушением юридическими и физическими лицами обязательных требований в установленной сфере деятельности, с целью пресечения фактов нарушения законодательства Российской Федерации.
Данные меры в силу части 1 статьи 3.1 Кодекса являются административным наказанием, которое применяется за совершение административного правонарушения для предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Таким образом, инспекция ФНС обладает достаточными полномочиями как для осуществления проверки соблюдения хозяйствующими субъектами законодательства РФ об обороте алкогольной продукции, так и для привлечения к ответственности за выявленные в ходе таких проверок правонарушения, предусмотренные ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ.
Доводы общества о необходимости применения к правоотношениям по настоящему делу положений статьи 2.9 КоАП РФ, апелляционной
Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.04.2010 n 15АП-2793/2010 по делу n А32-46996/2009 По делу об отмене постановлений уполномоченного органа о привлечении ЗАО к административной ответственности по ст. 19.7.3 и ч. 7 ст. 15.23.1 КоАП РФ за непредставление или нарушение порядка либо сроков представления информации в федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков.Суд первой инстанции Арбитражный суд Краснодарского края  »
Читайте также