Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.04.2014 по делу n А53-23758/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

                     

ПЯТНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

Газетный пер., 34/70/75 лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: [email protected], Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности и обоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону                                                         дело № А53-23758/2013

08 апреля 2014 года                                                                           15АП-3689/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 02 апреля 2014 года.

Полный текст постановления изготовлен 08 апреля 2014 года.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи  Тимченко О.Х.

судей Ильиной М.В., Фахретдинова Т.Р.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Матвиенко Я.Ю.

при участии:

от истца Самохина Е.С., доверенность №63/2 от 09.01.2014, паспорт

от ответчика: явка представителя не обеспечена, извещен надлежаще

от третьих лиц: явка представителя не обеспечена, извещен надлежаще

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Таганрог; открытого акционерного общества «Красный гидропресс»

на решение Арбитражного суда Ростовской области от 05.03.2014 по делу № А53-23758/2013  

по иску  открытого акционерного общества «Красный гидропресс»

(ОГРН 1026102576444,ИНН 6154082903)

к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области»

при участии третьих лиц: Администрации города Таганрога, Правительства Ростовской области

об установлении кадастровой стоимости земельного участка

принятое  судьей Палий Ю.А.

 

УСТАНОВИЛ:

 

открытое акционерное общество «Красный гидропресс» (далее – истец)  обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с исковым заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная  кадастровая  палата Федеральной службы  государственной  регистрации, кадастра  и картографии по Ростовской  области» об  установлении  кадастровой стоимости земельных участков площадью 173845 кв.м, кадастровый номер 61:58:0002503:305, находящегося по адресу: г. Таганрог, Северная Площадь, 3, площадью 18703  кв.м.,  кадастровый  номер 61:58:0002503:0086,  находящегося  по  адресу: г. Таганрог, Северная  Площадь, 3-15, площадью 8 677 кв.м, кадастровый номер 61:58:0002503:112, находящегося по адресу: г. Таганрог,  Северная Площадь, 3, обязании ответчика внести кадастровой стоимость в государственный кадастр недвижимости.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Правительство Ростовской области, Администрация города Таганрога.

Решением Арбитражного суда Ростовской области  от 05.03.2014 по делу № А53-23758/2013 исковые требования удовлетворены. Суд установил кадастровую стоимость земельного участка общей площадью 173 845 кв.м, кадастровый номер 61:58:0002503:305, находящегося по адресу: г. Таганрог, Северная Площадь, 3, равной его рыночной стоимости в размере 84 314 825 рублей.

Суд установил с момента вступления решения суда по настоящему делу в законную силу кадастровую стоимость земельного участка площадью 18703 кв.м, кадастровый номер 61:58:0002503:0086, находящегося по адресу: г. Таганрог, Северная Площадь, 3-15, равной его рыночной стоимости в размере 9 501 124 рубля.

Суд установил с момента вступления решения суда по настоящему делу в законную силу  кадастровую  стоимость  земельного  участка  площадью  8 677  кв.м,  кадастровый номер 61:58:0002503:112, находящегося по адресу: г. Таганрог, Северная Площадь, 3, равной его рыночной стоимости в размере 4 572 779 рублей.

Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции на основании статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации и правовой позиции Президиума ВАС РФ, изложенной в Постановлении  № 913/11 от 28.06.2011, пришел к выводу, что в законодательстве отсутствует запрет определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта об ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются. Установление судом рыночной стоимости земельного участка является основанием для обязания органа кадастрового учета внести рыночную стоимость спорного земельного участка в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.

Не согласившись с вышеуказанным судебным актом, Администрация города Таганрога обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просила отменить судебный акт, в удовлетворении иска отказать.

В обоснование апелляционной жалобы Администрацией города Таганрога приведены следующие доводы. Обжалуемое решение нарушает права Администрации города Таганрога, поскольку устанавливаемая кадастровая стоимость земельных участков  снижена на 81,85%, 80,99%. 80,28%, что напрямую влияет на размер налоговой базы муниципального образования, на территории которого он располагается.  Бюджет города Таганрога на 2014 год  и плановый период 2015-2016 годы уже принят. Уменьшение кадастровой стоимости земельных участков приведет к дефициту бюджета города Таганрога и в последствии муниципальное образование утратить возможность реализовывать социальные задачи.

С апелляционной жалобой на решение суда также обратилось ОАО «Красный гидропресс» и просило суд внести изменения в решение Арбитражного суда Ростовской области от 05.03.2014 по делу № А53-23758/2013, путем дополнения его резолютивной части ссылкой на дату установления рыночной стоимости (по состоянию на 01.01.2007 год).

В отзыве на апелляционную жалобу Администрации города Таганрога, ОАО «Красный гидропресс» возражало против доводов администрации, согласилось с выводами суда первой инстанции.

В судебном заседании представитель ОАО «Красный гидропресс» возражал против доводов жалобы администрации по основаниям, изложенным в отзыве  на апелляционную жалобу.

Ответчик и третьи лица не обеспечили явку представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции, надлежащим образом извещенные арбитражным судом о дате и времени судебного заседания в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Апелляционные жалобы рассматриваются в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя истца, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционные жалобы не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, открытое акционерное общество «Красный гидропресс» является собственником земельных участков площадью 173 845 кв.м, кадастровый номер 61:58:0002503:305, находящегося по адресу: г. Таганрог, Северная Площадь, 3, площадью 18703 кв.м, кадастровый номер 61:58:0002503:0086, находящегося по адресу: г. Таганрог, Северная Площадь, 3-15, площадью 8 677 кв.м, кадастровый номер 61:58:0002503:112, находящегося по  адресу: г. Таганрог, Северная  Площадь, 3, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации серии 61-АЖ №039164 от 14.12.2010, серии 61-АЖ №039402 от 14.12.2010, серии 61 АГ №806746 от 29.10.2007, серии 61-АЖ №014465 от 20.12.2013.

Согласно кадастровым паспортам кадастровая стоимость земельного участка площадью 173 845 кв.м, кадастровый  номер 61:58:0002503:305 составляет 464 548 609 рублей; земельного участка площадью 18703 кв.м составляет 49 978 156 рублей 60 копеек; кадастровый номер 61:58:0002503:0086, находящегося по адресу: г. Таганрог, Северная Площадь, 3-15, площадью 8 677 кв.м., кадастровый номер 61:58:0002503:112, составляет 23 186 679 рублей 40 копеек. 

Истец полагая, что кадастровая стоимость земельных участков значительно завышена, что в свою очередь является нарушением его прав как плательщика земельного налога, поскольку кадастровая стоимость земельных участков является фактической базой для исчисления налога на землю, обратился в суд с настоящим иском. Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.

В силу пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

В соответствии с п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

В целях упорядочения организации работ по государственной кадастровой оценке земель на территории Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель.

В соответствии с п. п. 2, 4, 10 указанных Правил, государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования, а ее результаты по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости (п. 5 Правил).

По смыслу приведенных положений действующего законодательства, кадастровая стоимость, по своей природе, является рыночной стоимостью. Однако особенности ее определения при проведении государственной кадастровой оценки с помощью метода массовой оценки не обеспечивают ее точное соответствие реальной рыночной стоимости.

В связи с этим, пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Положениями ст. 24.19 Федерального закона от 29.07.1998  № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 30.11.2011 № 346-ФЗ) предусмотрена возможность оспаривания правообладателем или иными заинтересованными лицами результатов кадастровой оценки соответствующего земельного участка. Результаты определения кадастровой стоимости земельного участка могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости путем подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости. Основанием для подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости могут быть недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.

Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 № 10761/11. Как указал Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, рыночная стоимость объекта должна быть доказана истцом на ту же дату, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объекта недвижимости.

Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащейся в Постановлении от 28.06.2011 № 913/11, положения гл. III.1 «Государственная кадастровая оценка» Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 22.07.2010 № 167-ФЗ), а также предусмотренный механизм защиты прав на ранее возникшие правоотношения не распространяются. При этом п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости. Таким образом, законодательство не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются. Права заявителя, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка. Такое требование подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза.

Пунктом 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.

Поскольку при рассмотрении дела возникли вопросы, требующие специальных знаний, исходя из правовой позиции Высшего Арбитражного

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.04.2014 по делу n А32-6983/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также