Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.04.2014 по делу n А32-34634/2013. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)

                     

ПЯТНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

Газетный пер., 34/70/75 лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: [email protected], Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности и обоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону                                                         дело № А32-34634/2013

24 апреля 2014 года                                                                           15АП-2681/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 17 апреля 2014 года.

Полный текст постановления изготовлен 24 апреля 2014 года.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Малыхиной М.Н.,

судей Авдониной О.Г., Галова В.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Ильенко А.О.,

при участии:

от МАУ МО г. Краснодар "Краснодарское творческое объединение "Премьера" – генеральный директор Лысова Т.Ю. (распоряжение от 27.09.2011), представитель Васенев П.А. по доверенности от 05.03.2014, от остальных – не явились, извещены надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации г. Анапа

на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.01.2014 по делу № А32-34634/2013

по иску Администрации г. Краснодара

к Администрации г. Анапа

при участии третьих лиц: муниципального автономного театрально-концертного учреждения муниципального образования г. Краснодар "Краснодарское творческое объединение "Премьера", Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае

о признании права собственности,

принятое в составе судьи Гречко О.А.,

УСТАНОВИЛ:

Администрация Муниципального образования «Город Краснодар» обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к Администрации Муниципального образования «Город-курорт Анапа» о признании отсутствующим права собственности МО г.-к. Анапа на земельные участки с кадастровыми номерами 23:37:0107001:77 и 23:37:0107001:78 общей площадью 45 600 и 1 600 кв. м соответственно, расположенные по адресу: Краснодарский край, г-к. Анапа, проспект Пионерский, 4, и признании права муниципальной собственности на данные участки за МО г. Краснодар.

Исковые требования мотивированы тем, что на спорных земельных участках расположены объекты недвижимости, находящиеся в муниципальной собственности МО г. Краснодар, в связи с чем участки подлежали передаче в собственность МО г. Краснодар в порядке, установленном нормами Федерального закона № 244-ФЗ от 03.12.2008. Вместе с тем, в нарушение положений указанного закона спорные участки переданы в муниципальную собственность ответчика.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены муниципальное автономное театрально-концертное учреждение МО г. Краснодар «Краснодарское творческое объединение «Премьера» (далее – учреждение), Территориальное управление Росимущества в Краснодарском крае.

Решением суда первой инстанции исковые требования удовлетворены частично. Суд признал право собственности на земельные участки с кадастровыми номерами 23:37:0107001:77 и 23:37:0107001:78 общей площадью 45 600 и 1 600 кв. м соответственно, расположенные по адресу: Краснодарский край, г-к. Анапа, проспект Пионерский, 4 за муниципальным образованием город Краснодар. В остальной части иска отказано.

Решение мотивировано тем, что строения, расположенные на спорных земельных участках включены в реестр муниципальной собственности муниципального образования город Краснодар, следовательно, государственная собственность на данные земельные участки разграничена в пользу истца в соответствии с правилами ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», а также по основаниям, установленным Законом №244-ФЗ. Указанные участки подлежали передаче в муниципальную собственность города Краснодара, как собственника расположенных на них объектов недвижимого имущества.

Суд исходил из того, что признание права является в спорном случае надлежащим способом защиты права, поскольку земельные участки находятся в постоянном бессрочном пользовании учреждения и соответственно, находясь во владении муниципального бюджетного учреждения, фактически находятся и во владении муниципального образования «Город Краснодар». В части требований о признании права отсутствующим, суд счел иск не подлежащим удовлетворению, указав, что данный способ защиты не является надлежащим ввиду наличия возможности восстановить нарушенное право путем оспаривания зарегистрированного права предъявлением иска о признании права собственности и его удовлетворения судом.

Не согласившись с указанным решением, Администрация МО г.-к. Анапа обжаловала его в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просила решение отменить, в иске отказать в полном объеме.

Заявитель жалобы отмечает, что спорные участки переданы ему федеральным собственником, право ответчика зарегистрировано в установленном порядке. Полагает передачу участков осуществленной в соответствии с частью 4 статьи 1 Закона № 244-ФЗ. Указывает, что наличие недвижимого имущества истца на земельных участках особо охраняемых природных территорий не может являться основанием к признанию права на данные участки за истцом.

В дополнении к апелляционной жалобе администрация МО г.-к. Анапа также указала, что принадлежность недвижимого имущества не может считаться доказанной лишь на основании данных реестра муниципальной собственности.

В судебное заседание не явились представители истца, ответчика, Территориального управления Росимущества, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.

Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном статьей 156 АПК РФ.

Представитель учреждения в судебном заседании возражала против доводов апелляционной жалобы, просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей учреждения, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, распоряжениями от 16.07.2009 № 791-р и от 02.09.2009 № 955-р Территориальное управление Росимущества по Краснодарскому краю со ссылкой в том числе на положения Федерального закона от 03.12.2008 №244-ФЗ "О передаче земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, об отнесении указанных земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и о внесении изменения в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" (далее – Закон №244-ФЗ) на основании поручения ФАУГИ от 02.06.2009 № ПП-10/13557 передало в муниципальную собственность МО г.-к. Анапа в том числе земельные участки с кадастровыми номерами 23:37:0107001:77 и 23:37:0107001:78 общей площадью 45 600 и 1 600 кв. м соответственно, расположенные по адресу: Краснодарский край, г-к. Анапа, проспект Пионерский, 4.

Указанные участки переданы ответчику по актам приема-передачи от 03.08.2009, от 07.10.2009.

Ответчик зарегистрировал 11.09.2009 и 29.12.2009 право собственности муниципального образования г.-к. Анапа на указанные земельные участки.

Администрация МО г. Краснодар полагая, что основания для передачи спорных участков отсутствовали, участки подлежали передаче истцу как занятые объектами недвижимости истца и предоставленные в бессрочное пользование учреждению истца, обратилась с настоящими требованиями в суд.

Судом первой инстанции обоснованно установлен и не оспаривается лицами, участвующими в деле, факт отнесения спорных участков к землям федеральных курортов, в связи с чем применение к спорным правоотношениям сторон положений Закона № 244-ФЗ правомерно.

Как видно, положения указанного закона имели своей целью регламентацию передачи из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации либо собственность поселений, муниципальных районов или городских округов земельных участков, которые находятся в границах курортов федерального значения.

При этом процедура такой передачи определялась прежде всего в зависимости от того, было ли право федеральной собственности на соответствующие земельные участки зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним до дня вступления в силу Закона № 244-ФЗ.

Как видно, в отношении спорных земельных участков право федеральной собственности было зарегистрировано 15.09.2005 на основании Распоряжения Правительства РФ от 12.04.1996 N 591-р «О природных ресурсах побережий Черного и Азовского морей», что подтверждено свидетельствами о государственной регистрации права серии 23-АА №№ 465792 и 465791 от 21.09.2005.

В силу части 3 статьи 1 Закона № 244-ФЗ из федеральной собственности в собственность городских округов передаются земельные участки, которые заняты зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований; предоставлены органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований либо созданным ими казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям.

Согласно части 5 статьи 1 приведенного закона передача указанных в частях 1-4 настоящей статьи земельных участков из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации либо в собственность поселений, муниципальных районов или городских округов осуществляется в порядке, установленном федеральным законом, с учетом особенностей, предусмотренных частью 6 настоящей статьи.

В силу части 6 статьи 1 Закона № 244-ФЗ федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника имущества, обязан принять решение о передаче из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или в муниципальную собственность земельных участков, указанных в частях 1 - 4 настоящей статьи, в двухмесячный срок с даты поступления соответствующего предложения органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.

Решение суда основано на выводе о наличии на спорных земельных участках объектов недвижимости принадлежащих истцу, а также принадлежности земель на праве бессрочного пользования муниципальному учреждению истца.

В материалы дела представлено не оспоренное лицами, участвующими в деле, заключение ООО «Межрегиональный центр экспертиз и консалтинга «ЭКСКО» № 001-14/дэ по вопросу установления факта размещения объектов капитального строительства на спорных земельных участках.

Согласно указанному заключению на спорных участках расположены в том числе следующие объекты недвижимого имущества:

- корпуса лит.лит. А,а,а1, Г12, надГ12, Г13, надГ13, Р, надР, С1,Г33, С2,С3, Х, №2,

- домики для отдыха лит. Б,б,б1, В,в,в1, Г,г,г1, Е,е,

- гостевой домик лит. Д,

- домик летний лит. Ж,ж,

- душевая лит. У,

- прачечная лит. Т,

- гаражи лит. К,

- балетный зал лит. Ф,

- бытовое помещение лит. П, О,

- кухня-столовая лит Н,Н1, надН1,Н2,н3,

- теплица лит. Л,

- помещение для обслуживающего персонала лит. З,

- столярная мастерская лит. И.

На перечисленные объекты в установленном порядке зарегистрировано право оперативного управления учреждения, в подтверждение чего в материалы дела представлены копии свидетельств о регистрации права.

Как видно, постановлением главы городского самоуправления Краснодара от 18.08.1997 № 1550 в реестр муниципальной собственности включено недвижимое имущество пионерского лагеря «Костер», перешедшего к муниципальному образованию в счет погашения задолженности АО «Югтекс» перед бюджетом.

26.08.1997 решением департамента муниципальных ресурсов мэрии г. Краснодара пионерский лагерь «Костер» передан в оперативное управление муниципальному творческому объединению «Премьера» (в последующем уточнялся тип учреждения: бюджетное, затем автономное).

По акту приемки-передачи основных средств от 28.09.1997 имущество передано бывшим собственником ЗАО «Югтекс» творческому объединению «Премьера».

В материалы дела представлена ведомость учета учреждением основных средств по месту их нахождения на 20.08.1997 с перечнем принятого имущества. В указанной ведомости отражены годы постройки соответствующих объектов (1965-1971). Общая стоимость объектов, указанных в ведомости, совпадает со стоимостью объектов, обозначенной в акте приемки.

Постановлением главы городского самоуправление Краснодара от 30.12.1997 № 2485 на базе бывшего пионерского лагеря «Костер» создан муниципальный культурно-оздоровительный центр «Премьера», который включен в качестве структурного подразделения в состав муниципального творческого объединения «Премьера».

В связи с указанными обстоятельствами постановлением главы города-курорта Анапа от 24.03.1999 № 336 Краснодарскому муниципальному творческому объединению «Премьера» для целей эксплуатации строений бывшего пионерского лагеря «Костер» по адресу: г.-к. Анапа, Пионерский проспект, 4, было предоставлено в бессрочное пользование 4,56 га земли с оформлением государственного акта и 0,16 га в аренду. В материалы дела представлены государственный акт и зарегистрированный комитетом по земельным ресурсам договор аренды от 12.05.1999 № 37.

Впоследствии право постоянного бессрочного пользования учреждения зарегистрировано в ЕГРП на основании указанного постановления 11.07.2012 в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:37:0107001:77 и 14.02.2013 в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:37:0107001:78, что подтверждено свидетельствами о государственной регистрации права.

Вне зависимости от правовой оценки наличия правомочий администрации г.-к. Анапа для распоряжения в 1999 году спорными земельными участками федерального курорта путем предоставления их в оперативное управление учреждению, из материалов дела усматривается факт размещения на спорных участках объектов недвижимости, принадлежащих истцу на праве собственности.

При этом основанное на праве муниципальной собственности вторичное

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.04.2014 по делу n А53-15565/2013. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)  »
Читайте также