Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2014 по делу n А32-34267/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ПЯТНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

Газетный пер., 34/70/75 лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: [email protected], Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности и обоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону                                                         дело № А32-34267/2013

28 мая 2014 года                                                                                 15АП-6618/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 27 мая 2014 года.

Полный текст постановления изготовлен 28 мая 2014 года.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Пономаревой И.В.,

судей Барановой Ю.И., Ереминой О.А.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Жабской А.Л.

при участии:

от Администрации муниципального образования Темрюкский район: представитель не явился, извещена; 

от ИП Зайцева Сергея Сергеевича: Зайцев Сергей Сергеевич, паспорт;

от первого заместителя прокурора Краснодарского края: старший прокурор отдела прокуратуры области Борсук Н.Н., удостоверение № 153233.

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда по адресу: г. Ростов-на-Дону, пер. Газетный, 34/70/75 лит. А материалы апелляционной жалобы Администрации муниципального образования Темрюкский район на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 06 марта 2014 года по делу № А32-34267/2013

по иску первого заместителя прокурора Краснодарского края

к ответчикам: Администрации муниципального образования Темрюкский район (ОГРН 1022304744560); индивидуальному предпринимателю Зайцеву Сергею Сергеевичу (ОГРН 311235236100058)

о признании недействительным договора аренды земельного участка и применения последствий недействительности ничтожной сделки,

принятое в составе судьи Сумина Д.П.,

УСТАНОВИЛ:

Первый заместитель прокурора Краснодарского края обратился в арбитражный суд с иском к администрации муниципального образования Темрюкский район (далее – администрация), индивидуальному предпринимателю Зайцеву Сергею Сергеевичу (далее – предприниматель) о признании недействительным (ничтожным) договора аренды от 06.10.2011 №3000004634 земельного участка площадью 31 кв.м. с кадастровым номером 23:30:1112014:13, расположенного по адресу: Краснодарский край, г.Темрюк, ул. Анджиевского, 52, предоставленного для строительства и эксплуатации торгового павильона.

Решением суда от 06 марта 2014 года признан недействительным (ничтожным) договор аренды от 06.10.2011 №3000004634 земельного участка площадью 31 кв.м. с кадастровым номером 23:30:1112014:13, заключенный между администрацией муниципального образования Темрюкский район и индивидуальным предпринимателем Зайцевым Сергеем Сергеевичем.

Суд обязал индивидуального предпринимателя Зайцева Сергея Сергеевича возвратить муниципальному образованию Темрюкский район земельный участок площадью 31 кв.м. с кадастровым номером 23:30:1112014:13, расположенный по адресу: Краснодарский край, г.Темрюк, ул.Анджиевского, 52.

Не согласившись с вынесенным судебным актом  Администрация муниципального образования Темрюкский район обжаловала его в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд.

В апелляционной жалобе заявитель просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что земельным законодательством не регламентированы срок принятия органом местного самоуправления решения о предварительном согласовании места размещения объекта об утверждении акта о выборе земельного участка, публикации сообщения о предстоящем предоставлении земельного участка для строительства, поэтому публикация такого сообщения после оформления акта о выборе спорного земельного участка соответствует требованиям действующего законодательства. На спорном земельном участке расположено строение - магазин, принадлежащий ИП Зайцеву С.С., поэтому применение последствий недействительности оспариваемого договора аренды приведет к нарушению исключительных прав указанного лица на земельный участок, предусмотренных ст. 36 ЗК РФ (право на приватизацию или приобретение права аренды земельного участка, расположенного под объектом недвижимости, принадлежит собственнику объекта.

В судебное заседание Администрация муниципального образования Темрюкский район, надлежащим образом уведомленная о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителя не обеспечил.

В связи с изложенным апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие Администрации муниципального образования Темрюкский район в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий в судебном заседании огласил доводы апелляционной жалобы.

Представитель первого заместителя прокурора Краснодарского края возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве. Просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Представленный письменный отзыв судом апелляционной инстанции рассмотрен и приобщен к материалам дела.

ИП Зайцев Сергей Сергеевич поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, в иске отказать.

Изучив и оценив представленные в дело доказательства, доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыва на нее, выслушав пояснения представителей сторон Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит  по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции 13.07.2009 администрацией муниципального образования Темрюкский район подписан акт выбора земельного участка для строительства и эксплуатации торгового павильона.

На основании Постановления администрации муниципального образования Темрюкский район №2858 от 22.12.2009 Зайцеву С.С. предварительно согласовано место размещения объекта.

18.08. 2011 года в газете «Тамань» №116(9996) опубликовано объявление о намерении администрации МО Темрюкский район предоставить в аренду земельный участок, общей площадью 31 кв.м. для строительства объекта с указанием его наименования.

05.10.2011 года администрацией муниципального образования Темрюкский район издано постановление №2019 о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: г. Темрюк, ул. Анджиевского, 52 для строительства и эксплуатации торгового павильона, на основании чего 06.10.2011 года подписан договор аренды земельного участка №3000004634.

Прокурор полагает, что порядок предоставления земельного участка с предварительным согласованием нарушен тем, что публикация о предстоящем предоставлении земельного участка была опубликована после утверждения предварительного согласования места расположения земельного участка.

В силу ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 ЗКРФ.

Согласно п.1 ст.30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного согласования мест размещения объектов или с предварительным согласованием мест размещения объектов.

Как следует из п. 5 ст. 30 ЗК РФ, процедура предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта включает в себя следующие этапы: 1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном ст. 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; 2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; 3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.

На первом этапе орган местного самоуправления по заявлению заинтересованного гражданина или юридического лица обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.

Необходимая информация о разрешенном использовании земельных участков и об обеспечении этих земельных участков объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, технические условия подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения предоставляются бесплатно соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями в двухнедельный срок со дня получения запроса от органа местного самоуправления (пункт 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации).

Согласно п. 3 ст. 31 ЗК РФ органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства. Граждане, общественные организации (объединения), религиозные организации и органы территориального общественного самоуправления имеют право участвовать в решении вопросов, затрагивающих интересы населения, религиозных организаций и связанных с изъятием, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных и муниципальных нужд и предоставлением этих земельных участков для строительства.

В соответствии с п. 5, 6 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.

Компетентный исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, а в случае невозможности строительства объекта на испрашиваемом участке - решение об отказе в размещении объекта.

Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.09.2010 N 4224/10, по смыслу положений п.3 ст.31 ЗК РФ, предусматривающего обязательное публичное информирование населения о возможном предоставлении конкретного земельного участка под строительство объекта нежилого назначения с предварительным согласованием места его размещения, заинтересованные лица не лишены возможности подать заявления о предоставлении им того же земельного участка, даже зная о наличии иных претендентов. Данное положение призвано обеспечить реализацию гражданами в разумный срок принципов участия в решении вопросов, касающихся прав на землю, а также сочетания интересов общества и отдельных граждан (подпункты 4 и 11 пункта 1 статьи 1 Кодекса).

Следовательно, публичное информирование направлено не только на защиту интересов населения в целом, но и конкретных лиц, в том числе возможных претендентов на земельный участок. Право на заключение договора аренды земельного участка в такой ситуации подлежит выставлению на торги по правилам пункта 4 статьи 30 Земельного кодекса.

Судом проверено соблюдение органом местного самоуправления правил публичности предоставления земельного участка.

Как указывалось выше, заинтересованное лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением, в котором указывается назначение объекта, предполагаемое место размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок (ст.31 ЗК РФ).

Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта нежилого назначения начинается с выбора земельного участка, процедура которого последовательно урегулирована статьей 31 Кодекса.

После определения участка, подходящего для строительства того объекта, в отношении которого заинтересованным лицом подано заявление, п.3 ст.31 Кодекса обязывает органы местного самоуправления городских и сельских поселений информировать население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.

Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства. Орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка или об отказе в размещении объекта.

По смыслу положений п. 3 ст. 31 ЗК РФ об обязательном публичном информировании населения о возможном предоставлении конкретного земельного участка под строительство объекта нежилого назначения с предварительным согласованием места его размещения заинтересованные лица не лишены возможности подать заявления о предоставлении им того же земельного участка, даже зная о наличии иных претендентов.

При этом ЗК РФ не ограничивает существование указанного права во времени моментом обращения первого из заинтересованных лиц с заявлением в орган местного самоуправления и не устанавливает каких-либо критериев приоритета или отбора при множественности претендентов.

Как следует из материалов дела, публикация о предстоящем предоставлении земельного участка состоялась 18.08.2011.

Постановление о предварительном согласовании места размещения объекта состоялось 22.12.2009.

Следовательно, публикация о предстоящем предоставлении земельного участка состоялась после издания постановления о предварительном согласовании места размещения объекта.

Информирование о предстоящем предоставлении земельного участка должно производиться способом, обеспечивающим к нему свободный доступ и возможность ознакомления.

В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2014 по делу n А32-30166/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также