Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2014 по делу n А32-35602/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

                     

ПЯТНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

Газетный пер., 34/70/75 лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: [email protected], Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности и обоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону                                                         дело № А32-35602/2013

03 июля 2014 года                                                                              15АП-6826/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 23 июня 2014 года.

Полный текст постановления изготовлен 03 июля 2014 года.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи  Фахретдинова Т.Р.,

судей Мисника Н.Н., Тимченко О.Х.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Бережным А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Кореновского городского поселения Кореновского района

на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.02.2014 по делу № А32-35602/2013

по иску общества с ограниченной ответственностью "РегионДорСтрой"

к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"

при участии третьих лиц: Администрации Кореновского городского поселения Кореновского района; Департамента имущественных отношений Краснодарского края; Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю

об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной,

принятое судьей Гречко О.А.,

УСТАНОВИЛ:

            общество с ограниченной ответственностью "РегионДорСтрой" обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" с требованием:

 1.Установить кадастровую стоимость земельных участков: с кадастровым номером 23:12:0601038:15, общей площадью 17456кв.м., принадлежащий на праве собственности ООО «РегионДорСтрой», расположенным по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, г. Кореновск, ул. Красная,3, равной его рыночной стоимости, установленной по состоянию на 01.01.2011 года в размере 12 349000 (двенадцать миллионов триста сорок девять тысяч) рублей;

с кадастровым номером, общей площадью 29554кв.м., принадлежащий на праве собственности ООО «РегионДорСтрой», расположенным по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, г. Кореновск, ул. Промышленная, 7 равной его рыночной стоимости, установленной по состоянию на 01.01.2011 года в размере 15 546000 (пятнадцать миллионов пятьсот сорок шесть тысяч) рублей.

2. Обязать ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Краснодарскому краю внести соответствующие изменения в сведения государственного кадастра недвижимости, установив размер кадастровой стоимости земельных участков: с кадастровым  номером 23:12:0601038:15, общей площадью 17456кв.м., принадлежащий на праве собственности ООО «РегионДорСтрой», расположенным по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, г. Кореновск, ул. Красная,3, равной его рыночной стоимости, установленной по состоянию на 01.01.2011 года в размере 12 349000 (двенадцать миллионов триста сорок девять тысяч) рублей.

с кадастровым номером, общей площадью 29554кв.м., принадлежащий на праве собственности ООО «РегионДорСтрой», расположенным по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, г. Кореновск, ул. Промышленная,7 равной его рыночной стоимости, установленной по состоянию на 01.01.2011 года в размере 15 546000 (пятнадцать миллионов пятьсот сорок шесть тысяч) рублей.

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 27.02.2014 исковые требования удовлетворены в полном объеме.

   Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции на основании статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации и правовой позиции Президиума ВАС РФ, изложенной в Постановлении N 913/11 от 28.06.2011, пришел к выводу, что в законодательстве отсутствует запрет определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости. Суд пришел к выводу о наличии оснований для обязания ответчика внести рыночную стоимость спорных земельных участков в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.

   Администрация Кореновского городского поселения Кореновского района обратилась с апелляционной жалобой в установленном гл.34 АПК РФ порядке, просило отменить решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.02.2014, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. Апелляционная жалоба мотивирована тем, что экспертное заключение, по мнению заявителя, является недопустимым доказательством, так как не соответствует обязательным стандартам оценки и действующему законодательству.

   В отзыве истец апелляционную жалобу не признал, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

   Лица, участвующие в деле, извещенные о дате и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, дело рассмотрено в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

   Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

   Как следует из материалов дела, принадлежащие истцу земельные участки относятся к землям населенных пунктов.

   Кадастровая стоимость земельных участков, относящихся к землям населенных пунктов, устанавливалась ранее на основании постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 05.02.2010 №58 «Об утверждении результатов кадастровой оценки земель населенных пунктов Краснодарского края».

   В настоящее время кадастровая стоимость земельных участков земель населенных пунктов установлена на основании приказа департамента имущественных отношений Краснодарского края от 22.11.2011 №1756 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков из земель населенных пунктов Краснодарского края».

    Соответствующая кадастровая стоимость согласно данному нормативному правовому акту определена по состоянию на 01.01.2011.

   Несогласие с определенным размером кадастровой стоимости земельных участков ввиду его несоответствия рыночной стоимости стало основанием для обращения общества в суд с указанными выше требованиями.

   В силу пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

   В соответствии с п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

   В целях упорядочения организации работ по государственной кадастровой оценке земель на территории Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель.

   В соответствии с п. п. 2, 4, 10 указанных Правил, государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования, а ее результаты по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

   Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости (п. 5 Правил).

   По смыслу приведенных положений действующего законодательства, кадастровая стоимость, по своей природе, является рыночной стоимостью. Однако особенности ее определения при проведении государственной кадастровой оценки с помощью метода массовой оценки не обеспечивают ее точное соответствие реальной рыночной стоимости.

   В связи с этим, пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

   Положениями ст. 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 30.11.2011 N 346-ФЗ) предусмотрена возможность оспаривания правообладателем или иными заинтересованными лицами результатов кадастровой оценки соответствующего земельного участка. Результаты определения кадастровой стоимости земельного участка могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости путем подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости. Основанием для подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости могут быть недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.

   Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащейся в Постановлении от 28.06.2011 N 913/11, положения гл. III.1 "Государственная кадастровая оценка" Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ), а также предусмотренный механизм защиты прав на ранее возникшие правоотношения не распространяются.            При этом п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости. Таким образом, законодательство не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются. Права заявителя, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка. Такое требование подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза.

   Пунктом 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.

   По ходатайству истца судом первой инстанции назначена судебная экспертиза по проверки достоверности Отчетов № 090313.02 и 090313.03 об оценке рыночной стоимости земельных участков, а также определения рыночной стоимости спорных земельных участков, проведение экспертизы поручено эксперту ООО "ЮГ-МАРКЕТ" Дубских Валентину Юрьевичу.

   Согласно экспертному заключению ООО "ЮГ-МАРКЕТ" № 021014.01 от 12.02.2014:

   - Рыночная стоимость земельного участка площадью 17 456 кв.м. с кадастровым номером 23:12:0601038:15, расположенного по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, Кореновский район, г. Кореновск, ул. Красная, 3, на момент внесения сведений о земельном участке в государственный кадастр недвижимости (по состоянию на 01.01.2011), НДС не облагается , округленно, составляет: 8 392 000 Восемь миллионов триста девяносто две тысячи рублей.

   - Отчет №090313.02 «об определении рыночной стоимости недвижимого имущества - земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов - для размещения конторы.

   Площадь: 17 456 кв.м. Кадастровый номер: 23:12:0601038:15, принадлежащего на праве собственности ООО «РегионДорСтрой»» от 11.09.2013 г., соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» №135-Ф3 от 29 июля 1998 года в последней редакции, действующей на дату оценки, федеральным стандартам оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартов и правил оценочной деятельности.

   - Рыночная стоимость земельного участка площадью 29 554 кв.м. с кадастровым номером 23:12:0601049:10, расположенного по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, Кореновский район, г. Кореновск, ул. Промышленная, 7, на момент внесения сведений о земельном участке в государственный кадастр недвижимости (по состоянию на 01.01.2011), НДС не облагается, округленно, составляет: 13 861 000 Тринадцать миллионов восемьсот шестьдесят одна тысяча рублей.

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2014 по делу n А53-25422/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также