Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2014 по делу n А53-4393/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

                     

ПЯТНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

Газетный пер., 34/70/75 лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: [email protected], Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности и обоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону                                                            дело № А53-4393/2014

03 июля 2014 года                                                                                 15АП-8638/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 26 июня 2014 года.

Полный текст постановления изготовлен 03 июля 2014 года.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Смотровой Н.Н.,

судей Сурмаляна Г.А., Соловьевой М.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сидоренко Я.И.,

при участии:

от заявителя: представителя Меняйло А.А. по доверенности от 20.02.2014;

от заинтересованного лица: представителя Бартюк Е.А. по доверенности от 04.03.2014;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества «Деркул»

на решение Арбитражного суда Ростовской области

от 29.04.2014 по делу № А53-4393/2014

по заявлению закрытого акционерного общества «Деркул»

к Департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному федеральному округу

о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности,

принятое в составе судьи Ерёмина Ф.Ф.,

УСТАНОВИЛ:

закрытое акционерное общество «Деркул» (далее – общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному Федеральному округу (далее – департамент, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления № 0062/09/6351/3079/ПР/2014 от 19.02.2014 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 8.21 КоАП РФ в виде штрафа в размере 180 000 рублей.

Решением суда от 29.04.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с принятым судебным актом, общество подало в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции по делу отменить и принять по делу новый судебный акт. Жалоба мотивирована тем, что обществом на момент проверки было подано заявление о выдаче разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух, что свидетельствует о принятии им необходимых мер к прекращению противоправного поведения. По мнению общества, судом при вынесении решения не был соблюден принцип индивидуализации наказания: размер административного штрафа, подлежащего взысканию с общества, является несоразмерной мерой ответственности для общества с учетом обстоятельств совершения им административного правонарушения, отсутствия умысла, добровольного устранения выявленных нарушений.

В отзыве на апелляционную жалобу департамент просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с гл. 34 АПК РФ.

В судебном заседании представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы, настаивал на её удовлетворении.

Представитель департамента против удовлетворения апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в отзыве, просил решение суда оставить без изменения.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ЗАО «Деркул» осуществляет эксплуатацию зданий, строений, сооружений (в том числе: контора, магазины, материальные склады, машинно-тракторная мастерская, автогараж, склад ГСМ, зерноток, фруктохранилище) имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Основным видом деятельности общества является производство, хранение, переработка, розничная и оптовая реализация сельхозпродукции. Общество располагается на 8 производственных площадках, имеющих постоянно действующие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух:

- Площадка № 1 - контора (п. Деркул, ул. Центральная, 6);

- Площадка № 2 - магазин № 1 (п. Деркул, ул. Центральная, 6);

- Площадка № 3 - магазин № 2 (п. Деркул, ул. Школьная, 18);

- Площадка №4 - материальные склады (п. Деркул, ул. Центральная, 18);

- Площадка №5 - машинно-тракторная мастерская (п. Деркул, ул. Центральная, 13);

- Площадка №6 - автогараж (п. Деркул, ул. Центральная, 14);

- Площадка № 7 - склады ГСМ (п. Деркул, ул. Центральная, 7);

- Площадка № 8 - зерноток, фруктохранилище (п. Деркул, ул. Центральная, 7).

В 2013 году обществом была проведена инвентаризация выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, и их источников расположенных на территории 8 производственных площадках. В том же году был разработан проект нормативов предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух для стационарных источников выбросов расположенных на территории 8 производственных площадок.

Согласно проекту нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу ЗАО «Деркул» на территории 8 производственных площадок общества расположены 20 стационарных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, из которых 6 организованные источники выбросов и 14 неорганизованные источники выбросов.

От источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ, расположенных на территории 8 производственных площадок в атмосферу выделяются 22 вредных (загрязняющих) вещества. Перечень загрязняющих веществ выбрасываемых в атмосферу приведен в приложении 3 (стр. 52) проекта нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу ЗАО «Деркул».

В ходе проведения на основании приказа от 22.11.2013 № 3079 плановой выездной проверки ЗАО «Деркул», департаментом было установлено, что в период с 01.01.2013 по 11.12.2013 общество не имело утвержденных (установленных) нормативов предельно-допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух для каждого стационарного источника выбросов, расположенных на территории 8 производственных площадок общества, а также их совокупности (для каждой площадки в целом).

Также проверкой установлено, что общество в период с 01.01.2013 года по 26.12.2013 осуществляло выброс вредных (загрязняющих) веществ (в том числе железа оксид, марганец и его соединения, азота диоксид (азот (IV) оксид), азот (II) оксид (азота оксид), бензин, сера диоксид - ангидрид сернистый, углерод оксид, масло минеральное нефтяное) в атмосферный воздух из стационарных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, расположенных на территории 8 производственных площадок ЗАО «Деркул», в отсутствии разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, что является нарушением части 1 статьи14 Федерального закона от 4 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», согласно которой выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

По результатам проверки главным специалистом-экспертом отдела экологического надзора по Ростовской области в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении от 05.02.2014 №0062/09/6351/3079/ПР/2014 по признакам правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ. Протокол составлен в присутствии законного представителя общества – Криштопа В.Т.

Рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, главный специалист-эксперт отдела экологического надзора по Ростовской области вынес постановление от 19.02.2014 № 0062/09/6351/3079/ПР/2014 о привлечении общетсва к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 180 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением, рассматриваемым в настоящем деле.

Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что заявление общества было правомерно отклонено судом первой инстанции

В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого акта, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правил охраны атмосферного воздуха за выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения - на юридических лиц - от ста восьмидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Субъектами административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ являются граждане и должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате деятельности которых могут совершаться выбросы вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него в отсутствие специального разрешения либо в нарушение его условий.

В соответствии с частью 1 статьи 23 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов.

На основании части 4 статьи 23 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Согласно пункту 1 статьи 14 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха. При этом правильность выброса в атмосферный воздух вредных веществ определяется с учетом источников выброса, видов вредных веществ и их количества. В разрешении на выброс загрязняющих веществ должны учитываться все конкретные стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ и наименование загрязняющих атмосферный воздух веществ.

В силу пункта 8 статьи 15 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» действия, направленные на изменение состояния атмосферного воздуха и атмосферных явлений, могут осуществляться только при отсутствии вредных последствий для жизни и здоровья человека и для окружающей природной среды на основании разрешений, выданных федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

Материалами дела подтверждается, что производственная деятельность общества связана с эксплуатацией стационарных источников выбросов в атмосферный воздух загрязняющих веществ. В процессе эксплуатации обществом технологического оборудования в атмосферу выбрасывались следующие загрязняющие вещества: железа оксид, марганец и его соединения, азота диоксид (азот (IV) оксид), азот (II) оксид (азота оксид), бензин, сера диоксид - ангидрид сернистый, углерод оксид, масло минеральное нефтяное. Указанные вещества относятся к вредным, включены в перечень загрязняющих веществ и подлежат государственному учету и нормированию. При этом обществом специальное разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, в установленном законом порядке не получено.

Предельно допустимые выбросы определятся территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом). Данные выбросы устанавливаются в разрешении на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. В этих разрешениях определяются и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха от его загрязнения лицом, эксплуатирующим в ходе своей хозяйственной деятельности стационарные источники выбросов. Следовательно, наличие разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в окружающую среду является обязательным тогда, когда лицом при осуществлении хозяйственной и иной деятельности эксплуатируются источники выбросов вредных веществ.

Факт

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2014 по делу n А53-28308/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также