Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.09.2014 по делу n А53-27369/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

                     

ПЯТНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

Газетный пер., 34/70/75 лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: i№[email protected], Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности и обоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону                                                         дело № А53-27369/2013

03 сентября 2014 года                                                                       15АП-12928/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 27 августа 2014 года.

Полный текст постановления изготовлен 03 сентября 2014 года

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Тимченко О.Х.,

судей Ильиной М.В., Фахретдинова Т.Р.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Стефанцевой А.В.

при участии:

от истца: представитель Мельникова О.В. по доверенности от 14.07.2012;

от ответчика: представитель не явился, извещен.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Ейский морской порт»

на решение Арбитражного суда Ростовской области от 03.06.2014 по делу № А53-27369/2013

по иску общества с ограниченной ответственностью «Российские железные дороги» (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295)

к открытому акционерному обществу «Ейский морской порт» (ИНН 2306000770, ОГРН 1022301119763)

о взыскании задолженности,

принятое судьей Тютюником П.Н.,

 

УСТАНОВИЛ:

 

открытое акционерное общество «Российские железные дороги» в лице филиала Северо-Кавказская железная дорога СК ТЦФТО (деле – истец, дорога) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к открытому акционерному обществу «Ейский  морской  порт»  (далее  -  ответчик, порт) о взыскании платы за время нахождения вагонов на путях общего и необщего пользования в сумме 3 008 239,31руб.   

Настоящий предмет спора рассмотрен в результате удовлетворения ходатайства истца в порядке ст. 49 АПК РФ об уточнении исковых требований. Сумма исковых требований уменьшена истцом по разделу 1 искового заявления на 239,25 руб., в части суммы платы начисленной по акту общей формы № 2/333 (2/336) в результате перерасчета платы за 68 вагонов ВСП, вместо первоначально заявленных 69 вагонов.  

Сумма исковых по разделу 2 искового заявления уменьшена на сумму 3116,38 руб., в части платы, начисленной за время задержки поезда № 5157-078-5154 за 84 часа, вместо первоначально заявленных 85 часов. По разделу 3 искового заявления сумма требований уменьшена на 5 267,50 руб., из расчета исключена ведомость подачи и уборки вагонов № 0122048, учтенная в расчете дважды.      

Решением Арбитражного суда Ростовской области исковые требования удовлетворены в полном объеме.

Не согласившись с вышеуказанным судебным актом, открытое акционерное общество «Ейский морской порт» обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл.  34 АПК РФ, и просило решение отменить, в иске отказать. В обоснование апелляционной жалобы заявителем приведены следующие доводы.

Вывод суда первой инстанции о согласовании сторонами платы за пользование вагонами, не принадлежащими дороге, не соответствует обстоятельствам дела, поскольку отсутствие нормативного определения такой платы исключает ее взыскание с порта.

Судом не учтен тот факт, что часть вагонов, которые были задержаны перевозчиком, не принадлежат перевозчику, договором не предусмотрена палата за пользование вагонами, не принадлежащими железной дороге.

Судом первой инстанции не применена статья 39 Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации».

В отзыве на апелляционную жалобу истец просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

В судебном заседании представитель истца возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Ответчик не обеспечил явку представителя в судебное заседание суда апелляционной инстанции, надлежащим образом извещенный арбитражным судом о дате и времени судебного заседания в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Апелляционная жалоба рассматривается в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя ответчика.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя истца, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, 30 апреля 2008 года между ОАО «Российские железные дороги» (перевозчик) и ОАО «Ейский морской порт»  бал заключен договор № 223/7 (далее - договор № 223/7) на подачу и уборку вагонов на железнодорожный путь необщего пользования, принадлежащий дороге, для порта при станции Ейск Северо-Кавказской железной дороги.

В соответствии с п. 1 договора № 223/7, перевозчиком осуществляется подача, расстановка на места погрузки, выгрузки и уборка вагонов с железнодорожного пути необщего пользования.

В результате ненадлежащего исполнения ответчиком  обязанности по своевременному приему груза, возложенной на него ст. 36 УЖТ РФ, вагоны, прибывшие в адрес ответчика, простаивали на путях общего пользования, а также были задержаны в пути следования. В связи с изложенным, истцом, по настоящему иску,  предъявлена к взысканию сумма в размере  3 008 239,31руб.

При этом, исковые требования поделены истцом на несколько разделов.

Предметом исковых требований по разделу 1 искового заявления  является взыскание платы за время нахождения вагонов, прибывших в адрес ответчика,  на путях общего пользования станции назначения Ейск в сумме 979 010,16 руб.  Документальным подтверждением задержки вагонов на путях общего пользования станции Ейск, по вине ответчика, являются акты общей формы, в которых указана причина задержки – занятость фронта  выгрузки. В каждом акте общей  формы  указаны  номера  вагонов,  которыми заняты пути необщего пользования. 

Данная ситуация возникла в результате ненадлежащего исполнения ответчиком обязательств,  возложенных  на  него  договором  №  223/7  в  части  соблюдения  норм выгрузки, установленных   параграфом  12  договора № 223/7 от 30 апреля 2008 г. в редакции дополнительного соглашения, вступившего в действие 14.03.2011 г., которые составляют 10 часов  в зимний период с 15.10. по 15.04.   

Исковые требования в части взыскания платы за пользование  вагонам ВСП ответчик признал в суде первой инстанции. 

Довод апеллянта о том, что часть вагонов, которые были задержаны перевозчиком, не принадлежат перевозчику, договором не предусмотрена палата за пользование вагонами, не принадлежащими железной дороге, судом апелляционной инстанции отклоняется  ввиду  следующего.  В  актах  общей  формы  №  2/5,  2/6  в  графе примечание указано напротив каждого вагона «СОБ» или «ВСП». За вагоны ВСП плата начислена в размере 100% от ставок тарифного руководства № 2.  Правовой режим спорных 73 вагонов, как вагонов  ВСП, подтверждается историей перевода вагонов из/в парк ВСП, распечатанной  из системы ЭТРАН из базы АБДПВ. История перевода вагонов содержит пономерной перечень вагонов, переданных в парк ВСП  и дату их перевода. По актам общей формы № 2/5, 2/6 плата в размере 100 % начислена за те вагоны, которые указаны в истории перевода, при этом дата перевода вагонов в парк ВСП предшествует дате простоя вагонов по акту, что является документальным подтверждением того факта, что в период простоя спорные 73 вагона являлись вагонами ВСП.  

В соответствии с п. 1.2 «Правил эксплуатации и пономерного учета собственных грузовых вагонов» (утверждены на 29 заседании Совета по ж.д. транспорту – Участников Содружества  собственные грузовые вагоны подлежат учету в картотеке железной дороги приписки  вагона  с  последующей  передачей  необходимой  информации  в Информационный  вычислительный  центр  ж.д.  администраций  для  формирования автоматизированного банка данных парка грузовых вагонов. (АБД ПВ).  Таким образом,  дорога ведет учет всех собственных вагонов в единой базе АБД ПВ. 

В соответствии с пунктами 2.1. – 2.6. Правил эксплуатации и пономерного учета собственных вагонов, собственник вагонов, при приобретении в собственность новых вагонов, изменении собственника вагонов, либо передаче вагонов в аренду, обязан предоставлять документы, подтверждающие правовой  режим вагона железной дороге.

Дорога в свою очередь обязана отражать информацию об изменении собственника вагона в АБД ПВ.    

Судом первой инстанции обоснованно отклонен аргумент ответчика о том, указание ж.д. накладных на спорные вагоны: собственные, собственник ОАО «ФГК» не опровергает факт принадлежности вагонов к парку ВСП, т.к. вагоны ВСП - это вагоны, принадлежащие на праве собственности ОАО «ФГК», но переданные на основании постановления Правительства № 1051 ОАО «РЖД» для осуществления перевозок грузов (в аренду). В соответствии с правилами заполнения перевозочных документов на перевозку грузов ж.д. транспортом, при перевозке в вагонах, не принадлежащих перевозчику, в графе наименование груза указывается собственник вагона. В связи с тем, что вагоны ВСП принадлежат на праве собственности ОАО «ФГК», указание в ж.д. накладных наименования собственника выполнено в соответствии с правилами и не свидетельствует о том, что вагоны не являются вагонами ВСП.

Доводы апеллянта о том, что спорные 73 вагона, не  являются вагонами ВСП, т.к. в ж.д. накладных указано: собственные, собственник ОАО «ФГК» отклоняются судом, т.к. вагоны ВСП –  это вагоны, принадлежащие на праве собственности ОАО «ФГК», но переданные  на  основании  постановления  Правительства  №  1051  ОАО  «РЖД»  для осуществления перевозок грузов (в аренду). В соответствии с правилами заполнения перевозочных документов на перевозку грузов ж.д. транспортом, при перевозке в вагонах, не принадлежащих перевозчику, в графе наименование груза указывается собственник вагона. В связи с тем, что вагоны ВСП принадлежат на праве собственности ОАО «ФГК», указание в ж.д. накладных наименования  собственника  выполнено  в  соответствии  с правилами и не свидетельствует о том, что вагоны не являются вагонами ВСП. 

Возражения заявителя жалобы относительно взыскания платы за  вагоны, не принадлежащие  перевозчику,  включенные в акты общей формы по 1 разделу иска, заключающиеся в несогласии ответчика с  месторасположением пункта о  внесении спорной платы в договор на организацию расчетов, отклоняются апелляционным судом ввиду нижеследующего.  

В соответствии со статьей 785 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз  в  пункт  назначения  и  выдать  его  управомоченному  на  получение  груза  лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.

Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).

Аналогичные правила изложены в статье 25 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее - УЖТ РФ).

В соответствии со статьей 2 УЖТ РФ железнодорожный транспорт в Российской Федерации  состоит  из  железнодорожного  транспорта  общего  пользования, железнодорожного  транспорта  необщего  пользования,  а  также  технологического железнодорожного транспорта организаций, предназначенного для перемещения товаров на территориях указанных организаций и выполнения начально-конечных операций с железнодорожным подвижным составом для собственных нужд указанных организаций.

Деятельность  организаций  железнодорожного  транспорта  необщего  пользования регламентируется нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В силу статьи 2 УЖТ РФ железнодорожными путями необщего  пользования являются железнодорожные подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные подъездные пути к  железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного  транспорта  на  условиях  договоров  или  выполнения  работ  для собственных нужд.

Плата за пользование вагонами, контейнерами, рассчитанная в соответствии со статьей  39  Федерального  закона  от  10.01.2003  №  18-ФЗ  «Устав  железнодорожного транспорта Российской Федерации», может быть взыскана в пользу железной дороги при условии принадлежности ей вагонов на праве собственности или ином праве, а также при наличии соглашения сторон о размере платы за пользование вагонами, контейнерами, не  принадлежащими железной дороге. 

В силу названной статьи Устава железнодорожного транспорта  Российской Федерации за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей  своими локомотивами владельцев железнодорожных путей необщего пользования либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от таких грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, упомянутые лица вносят перевозчикам плату за пользование вагонами, контейнерами. 

Плата за пользование вагонами, контейнерами не взимается за время нахождения  вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчикам, в местах необщего пользования. 

Размер платы за пользование вагонами определяется договором, если иное не установлено  законодательством Российской Федерации. 

В пункте 34 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от  06.10.2005  №  30  «О  некоторых  вопросах  практики  применения Федерального  закона  «Устав  железнодорожного  транспорта  Российской  Федерации» разъяснено, что в соответствии со статьей 39 Устава за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей или владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих их своими локомотивами, либо за время ожидания  их  подачи  или приема по  причинам,  зависящим  от  грузополучателей, грузоотправителей, владельцев этих путей, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами. Размер платы определяется договором, если иное не установлено законодательством

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.09.2014 по делу n А32-24824/2014. Оставить без изменения определение первой инстанции: а жалобу - без удовлетворения (ст.272 АПК)  »
Читайте также