Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.09.2014 по делу n А53-16475/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

                     

ПЯТНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

Газетный пер., 34/70/75 лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: [email protected], Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности и обоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону                                                            дело № А53-16475/2013

16 сентября 2014 года                                                                           15АП-13170/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 09 сентября 2014 года.

Полный текст постановления изготовлен 16 сентября 2014 года.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Филимоновой С.С.,

судей Соловьевой М.В., Сулименко О.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Струкачевой Н.П.,

при участии:

от заявителя: директор Кладиев Н.Ф., паспорт;

от заинтересованного лица: представитель Гайломазов П.В. по доверенности от 15.07.2014, паспорт;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Топливно-энергетическая компания "Эртан" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 09.07.2014 по делу № А53-16475/2013, принятое судьёй Ерёминым Ф.Ф., по заявлению закрытого акционерного общества "Топливно-энергетическая компания "Эртан" к заинтересованному лицу министерству природных ресурсов и экологии Ростовской области о признании незаконным и отмене постановления,

УСТАНОВИЛ:

закрытое акционерное общество «Топливно-Энергетическая компания «Эртан» (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Северному отделу регионального государственного экологического надзора Комитета по охране окружающей среды и природных ресурсов Ростовской области (далее - Комитет) об отмене постановления № 133/04.5 от 29.07.2013 о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решением Арбитражного суда Ростовской области от 02.12.2013, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18 февраля 2014 года, оспариваемое постановление признано незаконным и отменено. Судебный акт мотивирован тем, что административным органом надлежащим образом не доказана объективная сторона вмененного обществу правонарушения.

Постановлением ФАС СКО от 16.05.2014 вышеуказанные судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ростовской области. Суд кассационной инстанции пришёл к выводу, что суды сделали не основанный на материалах дела вывод о неподтверждении комитетом того обстоятельства, что общество обязано получить специальное разрешение на выброс вредных веществ в атмосферный воздух и не должно нести ответственность ввиду отсутствия этого разрешения. Суды не проверили доводы общества о том, что ранее оно имело разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферу стационарным источником загрязнения (код 460083) сроком действия до 30.06.2007 (том 1, л. д. 54) и на момент проверки количество выбросов не увеличилось; 28.01.2013 общество заключило с ООО «Экологическая фирма "Атмосфера-Юг"» договор на разработку проекта нормативов предельно-допустимых выбросов (далее - ПДВ) и проведение инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу (том 1, л. д. 48 - 52); без согласования ПДВ невозможно получить разрешение на выброс вредных веществ в атмосферный воздух. Данные доводы свидетельствуют о том, что общество не оспаривает обязанность получения специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух. Суды не оценили представленные в материалы дела документы, подтверждающие совершение обществом действий, направленных на получение специального разрешения: письмо ООО «Экологическая фирма "Атмосфера-Юг"» от 22.07.2013 № 399, согласно которому разработка проекта нормативов ПДВ и инвентаризация источников выбросов общества находятся на заключительной стадии (том 1, л. д. 44); проект нормативов ПДВ (том 1, л. д. 45 - 47); справку прокурора по результатам проверки исполнения требований федерального законодательства от 05.07.2013 (том 1, л. д. 75 - 77). Суды не учли, что срок действия разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу (код 460083) истек 30.06.2007 и на момент проверки в 2013 году общество не имело специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него, продолжая осуществлять те же виды деятельности и эксплуатируя то же технологическое оборудование с теми же организованными и неорганизованными источниками загрязнения атмосферы: резервуары с нефтепродуктами, объекты очистных сооружений, аварийные и непреднамеренные разливы нефтепродуктов, неплотности технологического оборудования, выбросы отработавших газов автотранспорта, отходы при очистке резервуаров.

По результатам нового рассмотрения Арбитражным судом Ростовской области принято решение от 09.07.2014, которым в удовлетворении заявленных обществом требований отказано.

Судебный акт мотивирован доказанностью факта наличия в действиях общества состава вмененного ему правонарушения, отсутствием процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении, а также оснований для квалификации правонарушения в качестве малозначительного.

Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение, сославшись на то, что в материалах дела об административном правонарушении не содержится сведений о том, что ранее общество имело разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферу стационарным источником, а также сведений об увеличении или уменьшении выбросов на момент проверки. В каком количестве и концентрации осуществляется выброс также не установлено. Также ссылается на малозначительность совершенного правонарушения.

В отзыве на апелляционную жалобу Минприроды Ростовской области не согласилось с доводами заявителя, указав на то, что материалами дела подтверждается факт осуществления обществом выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в отсутствие действующего разрешения.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме.

Представитель заинтересованного лица с доводами апелляционной жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Ростовской межрайонной природоохранной прокуратурой в соответствии с п. 12 плана работы Ростовской межрайонной природоохранной прокуратуры на первое полугодие 2013 года проведена проверка исполнения природоохранного законодательства в деятельности заявителя.

В ходе проведения Ростовской межрайонной природоохранной прокуратурой проверки исполнения требований природоохранного законодательства 05.07.2013 в 15 час. 35 мин. при рассмотрении материалов проверки в помещении прокуратуры в деятельности заявителя выявлены нарушения природоохранного законодательства.

Основным видом деятельности заявителя является транспортная обработка прочих грузов, оптовая торговля моторным топливом, хранение и складирование продуктов переработки нефти. Юридический адрес данного склада ГСМ: Ростовская область, Миллеровский район, пос. Северный сад, ул. Мажурина, 40.

Производственная деятельность заявителя по указанному адресу осуществляется на основании договора аренды, заключенного с ОАО «Эртан».

Заявитель расположен на одной площадке, производственная площадка предприятия состоит из: склада ГСМ; административного здания; подъездного железнодорожного пути; операторской; проходной; железнодорожной эстакады; автомобильной эстакады; пожарных резервуаров на 1000 куб.м.; мастерской; склад пенообразователя; пункт мелко-оптового отпуска.

На складе имеются следующие организованные и неорганизованные источники загрязнения атмосферы: резервуары с нефтепродуктами, объекты очистных сооружений, аварийные и непреднамеренные разливы нефтепродуктов, не плотности технологического оборудования, выбросы отработавших газов автотранспорта, отходы при очистке резервуаров. Технологическое оборудование установками очитки газов не оборудовано.

В ходе осуществления деятельности в атмосферный воздух выделяются следующие загрязняющие вещества: углерода оксид, азота диоксид, серы диоксид, углерод (сажа), бензин нефтяной малосернистый, керосин, бензол, метил-бензол (толуол), этилбензол, деметилбензол (ксилол), смесь изомеров (о-, м-, п-), дигидросульфит (сероводород), пентилены (амилены-смесь изомеров), алканы С12-С19 (в перерасчете на суммарный органический углерод).

Выявленные нарушения зафиксированы в справке по результатам проверки от 05.07.2013.

В этот же день Ростовским межрайонным природоохранным прокурором вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по статье 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Материалы дела направлены в Комитет по охране окружающей среды и природных ресурсов Ростовской области для рассмотрения вопроса о привлечении общества к административной ответственности.

29.07.2013 начальник Северного отдела регионального государственного экологического надзора Комитета по охране окружающей среды и природных ресурсов Ростовской области в отношении общества вынес постановление по делу об административном правонарушении № 133/04.5, которым общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, используя право на обжалование, предусмотренное статьей 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, общество обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с настоящим заявлением.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее - Закон № 96-ФЗ) под вредным (загрязняющим) веществом понимается химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду.

При этом нахождение (в том числе поступление, накопление и образование) такого вещества в атмосферном воздухе в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха, влечет его загрязнение.

Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ) определяет понятие «загрязняющее вещество» - это вещество или смесь веществ, количество и (или) концентрация которых превышают установленные для химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов нормативы и оказывают негативное воздействие на окружающую среду.

Для отнесения какого-либо вещества к категории загрязняющих необходимо установить, что его количество и (или) концентрация превысили установленные нормативы.

Согласно пункту 1 статьи 23 Закона № 7-ФЗ нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, технологических нормативов.

Статьей 12 Закона № 96-ФЗ определено, что в целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются технические нормативы выбросов, предельно допустимые выбросы.

Технические нормативы выбросов устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области охраны окружающей среды или другой уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды для отдельных видов стационарных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также для транспортных или иных передвижных средств и установок всех видов, являющихся источниками загрязнения атмосферного воздуха.

Предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом).

В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Закона № 96-ФЗ выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускаются на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.

Наличие разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в окружающую среду является обязательным условием при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, поскольку в силу пункта 1 статьи 14 Закона № 96-ФЗ разрешением устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.

В силу статьи 14 Закона № 96-ФЗ, Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по выдаче разрешений на выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 31.10.2008 № 288, пункта 5 Положения о Министерстве природных

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.09.2014 по делу n А53-20864/2013. Оставить без изменения определение первой инстанции: а жалобу - без удовлетворения (ст.272 АПК)  »
Читайте также